|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Представление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 42)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 42
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя, либо направлены в виде почтового отправления с описью вложения) либо в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).
Представление отчетности на бумажных носителях
Налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность принимают работники отдела работы с налогоплательщиками. Сотрудник налогового органа, принимающий декларацию, должен по просьбе налогоплательщика на остающихся у него копиях проставить отметку о принятии и дату ее представления. Не стоит пренебрегать этим правилом - при высоком уровне документооборота в налоговых инспекциях декларации могут потеряться, что может впоследствии обернуться штрафными санкциями. На стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергаются визуальному контролю на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:
полного наименования (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения) налогоплательщика; идентификационного номера; кода причины постановки на учет (для юридических лиц); периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность; подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) или его представителя. При отсутствии какого-либо из указанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен предупредить налогоплательщика (его представителя) об этом и предложить внести необходимые изменения. Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая их представления не по установленной форме.
Отказ внести изменения в декларации
При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также если эти документы представлены по почте и в них отсутствует какой-либо из указанных реквизитов, налоговый орган в 3-дневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по утвержденной форме. Это делается в следующих случаях: отсутствия в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из указанных реквизитов; имеет место нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом, наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений; составления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на иных языках, кроме русского; несовпадения сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. По истечении шести дней после установленного срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять такие документы, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы. По результатам указанной сверки в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам п. 4 ст. 31 НК РФ, на основании письменного уведомления налогоплательщиков вызывают для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок).
Приостановление операций по счетам
По истечении двух недель после установленного срока представления соответствующей декларации налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также проекты решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Решение подписывается руководителем налогового органа (либо его заместителем), заверяется гербовой печатью и направляется в банк (как правило, по почте).
Представление отчетности в электронном виде
При принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи соблюдаются требования, предусмотренные Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705, а также иными актами МНС России. Следует обратить внимание, что при представлении деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи на бумажных носителях их подавать не нужно. Датой представления считается дата отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговый орган подтверждает факт получения от налогоплательщика налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме, после проверки требований к оформлению документов. При этом можно обратиться в налоговый орган с просьбой распечатать представленные декларации и бухгалтерскую отчетность и заверить их в установленном порядке. Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых в электронном виде на электронных носителях записи (далее - на электронных носителях), производится работниками отдела работы с налогоплательщиками. В данном случае обязательно и представление бумажных экземпляров. Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактической передачи их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения. Сотрудник налогового органа, принимающий декларацию, должен по просьбе налогоплательщика на остающихся у него копиях налоговых деклараций проставить отметку о принятии и дату ее представления. Право выбора способа подачи бухгалтерской и налоговой отчетности остается за налогоплательщиком. В последнее время проводится большая агитационная работа по переходу налогоплательщиков на подачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. С одной стороны, это позволяет более оперативно осуществлять обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом. Отчетность становится более достоверной, так как программа, используемая для формирования файлов с отчетностью, дает возможность проверять их на наличие арифметических и логических ошибок. С другой стороны, в электронном виде в налоговый орган могут быть представлены только сами формы отчетности. А документы, которые могут быть дополнительно запрошены налоговым органом в рамках камеральной проверки, по-прежнему необходимо представлять в бумажном виде.
На каких бланках подавать декларацию
Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда после завершения налогового периода меняются формы налоговых деклараций. Перед бухгалтером встает вопрос, на каких бланках сдавать декларации: на старых или новых. НК РФ не содержит на него ответа. С подобной ситуацией столкнулись многие налогоплательщики в этом году, например, по декларации по ЕСН. ФНС России в Письме от 11.02.2005 N ММ-6-01/119@ высказала по данному вопросу два принципиальных положения: налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления; если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается ее новая форма или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.
Ю.Лермонтов Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 19.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |