|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об исчислении акцизов с 1 января 2006 г. (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 42)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 42
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ АКЦИЗОВ С 1 ЯНВАРЯ 2006 Г.
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 41)
Пример 4. Организация "Восток", не имеющая свидетельства, произвела 600 т прямогонного бензина и передает его на переработку на давальческих началах на нефтехимический завод, не имеющий свидетельства на переработку прямогонного бензина. В этом случае организация при оприходовании произведенного прямогонного бензина согласно пп. 2 п. 1 ст. 182 НК РФ начислит акциз в размере: 600 т х 2657 руб. = 1 594 200 руб. Однако права на налоговый вычет начисленной суммы акциза при передаче этого бензина на переработку организация "Восток" не имеет, поскольку у нее нет свидетельства. Таким образом, начисленная сумма акциза будет уплачена в бюджет и включена в цену прямогонного бензина. Наличие у оператора рынка нефтепродуктов какого-либо иного свидетельства, кроме свидетельства на переработку прямогонного бензина, не дает права на налоговый вычет акциза на прямогонный бензин, направляемый на переработку.
Пример 5. Организация "Север", не имеющая свидетельства, покупает (приобретает в собственность) прямогонный бензин (по цене с акцизом) и передает его на переработку на нефтехимический завод, не имеющий свидетельства, на давальческих началах. В данной ситуации объекта налогообложения акцизами не возникает ни у собственника сырья, ни у переработчика.
При покупке прямогонного бензина организация "Север" акциз не начисляет. Понятно, что и налоговые вычеты при передаче прямогонного бензина на переработку для производства продукции нефтехимии на давальческих началах в рассматриваемой ситуации также не производятся. Согласно пп. 1 п. 5 ст. 198 НК РФ при реализации прямогонного бензина производителям продукции нефтехимии сумма акциза, исчисленная налогоплательщиками акциза, в счетах-фактурах не выделяется. При этом, как следует из положений пп. 3 п. 4 ст. 199 НК РФ в новой редакции, сумма акциза на прямогонный бензин, исчисленная лицами, имеющими свидетельство, в случае передачи бензина производителям продукции нефтехимии, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, в стоимость предаваемого бензина не включается. При передаче прямогонного бензина лицам, не имеющим свидетельства, сумма акциза, исчисленная при его получении (производстве), включается в стоимость прямогонного бензина. Сумма акциза, исчисленная производителями продукции нефтехимии, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина, при получении прямогонного бензина в стоимость используемого прямогонного бензина не включается, если он используется для производства продукции нефтехимии и соответственно включается в стоимость прямогонного бензина, если он используется на другие цели. Таким образом, можно сказать, что в рассмотренных примерах 1 и 3 прямогонный бензин для производства продукции нефтехимии будет направляться по цене без акциза, а в примерах 2, 4, 5 - по цене с акцизом. Несколько слов о ставках акциза на нефтепродукты. Как уже было сказано, на прямогонный бензин с 1 января 2006 г. установлена ставка акциза в размере 2657 руб. за 1 т. Что касается остальных видов подакцизных нефтепродуктов, их ставка по сравнению с 2005 г. не изменится. Для налогоплательщиков, имеющих только свидетельство на переработку прямогонного бензина, установлен срок уплаты акциза - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. При этом согласно п. 5 ст. 204 НК РФ декларация по акцизам данными налогоплательщиками должна представляться в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание еще на одно изменение. С 1 января 2006 г. лица, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, будут уплачивать акциз следующим образом: при осуществлении операций с автомобильным бензином, дизельным топливом и моторным маслом - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным; при осуществлении операций с прямогонным бензином - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. При этом декларация по акцизам налогоплательщиками, имеющими только свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, в том числе и прямогонного бензина, должна представляться в налоговый орган не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным. Что касается нового порядка исчисления акцизов на прямогонный бензин, направляемый на производство продукции нефтехимии, то согласно ст. 4 Закона N 107-ФЗ он будет применяться с 1 января 2006 г. На прямогонный бензин, полученный (оприходованный) до указанной даты, распространяются положения гл. 22 "Акцизы" в редакции, действующей до этой даты (т.е. в отношении прямогонного бензина, произведенного (оприходованного), а также полученного (приобретенного в собственность) в 2005 г., применяется нулевая ставка акциза). При этом налогоплательщики акциза обязаны на основании ст. 204 НК РФ по данным объемам прямогонного бензина представить в налоговые органы декларацию по акцизам в сроки, установленные в прежней редакции этой статьи.
Акцизы на алкогольную продукцию
Принципиальное изменение, внесенное Законом N 107-ФЗ в порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию, заключается в том, что с 1 января 2006 г. отменяется режим налогового склада в отношении этой продукции, который действовал с 1 июля 2001 г. Соответственно признаны утратившими силу ст. ст. 196 и 197 НК РФ. Рассмотрим изменения, затронувшие основные элементы налогообложения. Во-первых, они коснулись объекта налогообложения. В частности, Законом N 107-ФЗ признан утратившим силу пп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ. То есть, поскольку, как уже сказано выше, отменен режим налогового склада, соответственно утрачивают силу и положения ст. 197 НК РФ о том, что алкогольная продукция до момента ее реализации покупателям должна помещаться на акцизные склады. При этом организации оптовой торговли по алкогольной продукции, реализованной ее производителями начиная с 1 января 2006 г., налогоплательщиками акциза признаваться не будут. Такой механизм уплаты акцизов уже действует в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, а также натуральных вин, в том числе шампанских, газированных, шипучих. Соответствующие изменения внесены в ст. ст. 193 и 195 НК РФ, в соответствии с которыми акциз на алкогольную продукцию будет начисляться производителями на дату ее отгрузки (передачи) по ставкам, установленным п. 1 ст. 193. Изменилась редакция п. 4 ст. 195 НК РФ. Теперь его положения касаются не только алкогольной продукции, как это было в прежней редакции, но и всех подакцизных товаров. Указанным пунктом установлено, что при обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти). Если, например, обнаружена недостача произведенного налогоплательщиком этилового спирта, который хранится на складе (в хранилище) до момента его реализации покупателям, при этом потери спирта превышают нормы естественной убыли, то акциз на объем указанных потерь будет начислен на дату обнаружения недостачи. Обратите внимание, что с внесением изменений в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 1 января 2006 г. отменена маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками. Вследствие этого в гл. 22 "Акцизы" внесены поправки в части отмены авансового платежа, уплачиваемого при приобретении региональных специальных марок. Вполне понятно, что по состоянию на 1 января 2006 г. у оптовых организаций будут в наличии остатки алкогольной продукции, по которой ее производителями был уплачен акциз в размере 20 или 35% от установленной ставки акциза. В соответствии со ст. 3 Закона N 107-ФЗ такие организации признаются налогоплательщиками акциза, т.е. они обязаны начислить соответственно 80 или 65% от установленной ставки акциза при реализации этих остатков алкогольной продукции. При этом обязанность начислить акциз по реализуемым остаткам возникает у оптовых организаций независимо от того, будут они реализованы другим оптовым организациям или организациям розничной торговли. Как предусмотрено п. 3 ст. 3 Закона N 107-ФЗ, уплата акциза по реализуемым оптовыми организациями остаткам алкогольной продукции должна производиться в два срока исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период: не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца; не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца. Акциз уплачивается по месту реализации (передачи) продукции оптовыми организациями. При этом налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Ставки акциза на 2006 г. на вина натуральные, в том числе шампанские, игристые, шипучие, остались без изменения, на вина, за исключением натуральных, - проиндексированы на 18%, на остальные виды алкогольной продукции увеличение ставок составило 9 - 10% к уровню 2005 г.
Акцизы на спиртосодержащую продукцию и этиловый спирт
Напомним, что Федеральным законом от 28.07.2004 N 86-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" были внесены изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию, которые вступят в силу с 1 января 2006 г. До указанной даты действует порядок, согласно которому спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция не признается подакцизным товаром при соблюдении двух условий. Во-первых, если она зарегистрирована уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Во-вторых, если эта продукция разлита в емкости, не превышающие 270 мл. С 1 января 2006 г. парфюмерно-косметическая продукция будет освобождаться от уплаты акцизов только в том случае, если она разлита в емкости, не превышающие 100 мл и если объемная доля этилового спирта, содержащаяся в указанной продукции, не превышает 80%. Кроме того, согласно дополнениям, внесенным Законом N 107-ФЗ, не будет признаваться подакцизным товаром спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке. Существенные изменения внесены в порядок исчисления акцизов на денатурированный этиловый спирт и денатурированную спиртосодержащую продукцию. Как известно, с 1 января 2001 г. эти товары признаются подакцизными, однако при соблюдении условий, предусмотренных ст. 183 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2006 г., операции по их реализации освобождаются от уплаты акцизов. Законом N 107-ФЗ из ст. 183 исключены положения об освобождении от уплаты акцизов операций по реализации денатурированного спирта и денатурированной спиртосодержащей продукции. Изъяты также и определения понятий "денатурированный этиловый спирт" и "денатурированная спиртосодержащая продукция". Дело в том, что Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ в упомянутый Закон N 171-ФЗ внесены изменения и дополнения. В частности, включены и определения понятий "денатурированный этиловый спирт" и "денатурированная спиртосодержащая продукция". Статьей 10.2 указанного Закона определены перечень денатурирующих добавок, их концентрация и другие условия, необходимые для того, чтобы этиловый спирт был признан денатурированным. Следует отметить, что денатурированная спиртосодержащая продукция с 1 января 2006 г. от уплаты акцизов освобождаться не будет ни при каких условиях. Рассмотрим особенности исчисления акцизов на денатурированный этиловый спирт. Статьей 179.2 "Свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом" НК РФ предусмотрена выдача свидетельства на производство денатурированного этилового спирта, которое будет выдаваться организациям, производящим денатурированный спирт, и на производство неспиртосодержащей продукции, которое будет выдаваться организациям, производящим неспиртосодержащую продукцию с использованием в качестве сырья денатурированного этилового спирта. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что указанные свидетельства не отменяют необходимости получения соответствующей лицензии на производство денатурированного этилового спирта, поскольку не являются документом, разрешающим или запрещающим осуществление указанного в нем вида деятельности. То есть при наличии лицензии на производство денатурированного этилового спирта организация имеет право как производить, так и продавать произведенный спирт без свидетельства на его производство. Точно так же и организация, производящая неспиртосодержащую продукцию, имеет право осуществлять любые операции по приобретению, производству и реализации этой продукции без свидетельства. Наличие указанных свидетельств имеет значение только для определения объекта налогообложения акцизами и для получения налогоплательщиком права на налоговые вычеты по акцизам, предусмотренные гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Свидетельство - это документ, непосредственно связанный только с исчислением акциза на денатурированный спирт. Свидетельства получаются организациями на добровольной основе, но только при выполнении одного из условий, определенных ст. 179.2 НК РФ. Организации, производящие денатурированный спирт, могут получить свидетельство, если: имеют в собственности либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления мощности по производству, хранению и отпуску денатурированного этилового спирта; в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, имеются мощности по производству, хранению и отпуску денатурированного этилового спирта; в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% голосующих акций, имеются мощности по производству, хранению и отпуску денатурированного этилового спирта. Свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции может быть выдано, если: организация имеет в собственности либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления мощности по производству, хранению и отпуску неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт; в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, имеются мощности по производству, хранению и отпуску неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт; в собственности организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% голосующих акций, имеются мощности по производству, хранению и отпуску неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт. Статьей 179.2 НК РФ предусмотрены санкции в виде приостановления или аннулирования свидетельства в случае нарушений, предусмотренных данной статьей. Свидетельство может быть аннулировано также и по заявлению налогоплательщика. Порядок выдачи свидетельств должен быть утвержден Минфином России. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами денатурированного этилового спирта признается операция по его реализации производителем. Кроме того, Законом N 107-ФЗ в п. 1 указанной статьи включен новый пп. 20, согласно которому объектом налогообложения будет признаваться операция по получению (оприходованию) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Под получением денатурированного спирта понимается его приобретение в собственность. То есть на дату приобретения в собственность денатурированного спирта организация, имеющая свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, должна начислить акциз. При этом налоговая база определяется как объем полученного денатурированного спирта в натуральном выражении. Таким образом, в результате внесенных поправок налогоплательщиками акциза будут признаваться и организации, производящие неспиртосодержащую продукцию, имеющие указанные свидетельства.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 43)
Н.Нечипорчук Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 19.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |