|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: НДС при торговле с Республикой Беларусь товарами из третьих стран ("Финансовая газета", 2005, N 42)
"Финансовая газета", 2005, N 42
НДС ПРИ ТОРГОВЛЕ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ ТОВАРАМИ ИЗ ТРЕТЬИХ СТРАН
С 1 января 2005 г. значительно изменился порядок исчисления НДС при торговле с Республикой Беларусь. Соглашением от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение) был установлен переход с принципа взимания НДС "по стране происхождения" на принцип "по стране назначения", как и со всеми остальными иностранными государствами. Российской Федерацией это Соглашение было ратифицировано с оговоркой, что под термином "товары" в указанном Соглашении понимаются товары, происходящие из территории государств сторон, в соответствии с п. 2 ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13.11.1992. Согласно п. 1 ст. 30 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были или полностью произведены, или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями или порядком, установленными в ТК РФ. Таким образом, Соглашение применяется только к тем товарам, которые были непосредственно произведены или достаточно сильно переработаны на территории Российской Федерации или территории Республики Беларусь. Между тем взаимная торговля двух стран не ограничивается товарами только данного вида. Российские и белорусские партнеры продают друг другу также и те товары, которые были приобретены ими в других странах и не перерабатывались. Эти товары не подпадают под действие указанного Соглашения. Рассмотрим, каким образом должно производиться их налогообложение.
Экспорт товаров третьих стран
Поскольку экспорт товаров третьих стран в Республику Беларусь под действие Соглашения не подпадает, необходимо применять другие положения действующего российского законодательства, а именно ТК РФ и НК РФ. Согласно ст. 165 ТК РФ реализация товаров третьих стран в Республику Беларусь относится к экспортным операциям. Если реализация товаров третьих стран в Республику Беларусь - экспортная операция, то в соответствии с положениями НК РФ она должна облагаться НДС по нулевой ставке (п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом в налоговые органы должны быть представлены документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ. Во-первых, это контракт с иностранным партнером на поставку товара. Во-вторых, выписка банка (или копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного покупателя на счет налогоплательщика в российском банке. Если расчет за товар производится наличными деньгами, то надо будет представить выписку о внесении денег экспортером на свой счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров. В случае проведения товарообменной операции вместо документов о получении денег следует предъявить документы о ввозе соответствующих товаров в Российскую Федерацию или о выполненных покупателем в пользу экспортера работах или услугах.
В-третьих, необходима грузовая таможенная декларация (ГТД) с отметками таможен - оформившей товар на экспорт и пропустившей его через границу. Однако между Республикой Беларусь и Российской Федерацией таможенной границы нет, поэтому нет и пунктов пропуска. Это значит, что отметку о пересечении границы в ГТД поставить некому. Однако в пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ установлено, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен (как в данном случае), представляется ГТД (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров. В-четвертых, следует представить копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы российской территории. При этом, как и в случае с ГТД, если на границе таможенный контроль отменен, на указанных документах достаточно иметь отметки российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров на экспорт. Таким образом, если российская организация продает в Республику Беларусь принадлежащий ей товар иностранного производства и может предъявить в налоговую инспекцию полный комплект перечисленных документов, начисление НДС должно производиться по налоговой ставке 0%. Впрочем, вполне возможна (ввиду фактического отсутствия пограничного контроля между двумя странами) ситуация, когда товар третьих стран будет ввезен в Республику Беларусь российской организацией и без таможенного оформления. В этом случае налогоплательщик лишается права на применение нулевой налоговой ставки, так как он не сможет предъявить налоговым органам необходимые для применения данной ставки подтверждающие документы. Тогда на реализацию российской организацией товара третьей страны белорусскому партнеру следует начислить НДС по ставке 18%.
Импорт товаров третьих стран
При импорте товаров третьих стран из Республики Беларусь импортеру придется пройти таможенное оформление и таможенный контроль в полном объеме с уплатой таможенных пошлин и налогов таможенным органам (см. Письмо ФТС России от 27.01.2005 N 01-06/1958 (с изм. и доп. от 12.05.2005) "О взимании НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь"). Так как на границе двух государств оформлять товар некому, то процесс должен происходить на региональной таможне, т.е. там, где налогоплательщик-импортер зарегистрирован. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по ввозу товара на российскую таможенную территорию облагаются НДС. При ввозе импортного товара в Российскую Федерацию налоговая база по НДС определяется в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 153 НК РФ). Налоговая база по НДС при импорте из Республики Беларусь товаров третьих стран должна определяться как сумма таможенной стоимости товара и подлежащей уплате таможенной пошлины (п. 1 ст. 160 НК РФ). При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации к таким товарам согласно п. 5 ст. 164 НК РФ должны применяться налоговые ставки, указанные в п. п. 2 и 3 ст. 164 (10% и 18%). Налоговой базой при исчислении таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК РФ). Впоследствии уплаченные суммы налога можно будет принять к вычету. Для этого импортированные товары третьих стран должны быть приняты российской организацией к учету, и она должна иметь необходимые первичные документы (п. 1 ст. 172 НК РФ). Отметим, что, как показывает практика, белорусские налоговые органы нередко считают, что резиденты Российской Федерации не будут уплачивать НДС по товарам, ввезенным из Республики Беларусь, но происходящим из третьих стран. На основании этого они делают вывод, что резидент Республики Беларусь не может получить третий экземпляр заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС покупателем. Напомним, что наличие данного заявления предусмотрено Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Это Положение является приложением к Соглашению между союзными государствами. Заявление подается в трех экземплярах: первый экземпляр остается в российской налоговой инспекции; второй экземпляр остается у налогоплательщика-импортера; третий экземпляр российская организация должна отправить белорусскому поставщику, чтобы он мог подтвердить факт экспорта своего товара белорусским налоговым органам. Так как при импорте товаров, происходящих из третьих стран, такое заявление российская организация заполнять не будет (ведь данные товары не подпадают под действие Соглашения), белорусские налоговые органы делают вывод о том, что у белорусского поставщика не будет необходимого комплекта документов. Следовательно, и стоимость реализуемых им товаров, происходящих из третьих стран, должна облагаться в Республике Беларусь местным НДС по ставке в размере 18%, что увеличивает конечную цену товара для российского покупателя. Эту особенность налогообложения российские покупатели должны особо учитывать при приобретении товаров, происходящих из третьих стран, у белорусских поставщиков. В заключение отметим, что с 1 января 2006 г. порядок экспорта товаров третьих стран на территорию Республики Беларусь изменится. А именно пополнится комплект документов, который необходим для возможности применения нулевой налоговой ставки. Помимо ранее перечисленного налогоплательщику-экспортеру придется предъявлять копию заявления об уплате налога при ввозе товаров на территорию государства - участника Таможенного союза, на границе с которым таможенный контроль отменен, с отметкой налогового органа этого государства, подтверждающей факт уплаты налога.
П.Яковенко Аудитор ООО "Аудит ЭйСиАй" Подписано в печать 19.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |