Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Фирма приобрела здание, требующее ремонта ("Главбух". Приложение "Учет в строительстве", 2005, N 4)



"Главбух". Приложение "Учет в строительстве", 2005, N 4

ФИРМА ПРИОБРЕЛА ЗДАНИЕ, ТРЕБУЮЩЕЕ РЕМОНТА

Фирма приобрела под офис здание, в котором сначала нужно провести капитальный ремонт. Но как только часть здания будет отремонтирована, фирма переедет в него. Как учесть затраты на капитальный ремонт здания, оплату справки БТИ и регистрацию права собственности на здание?

С какого момента фирма будет являться плательщиком налога на имущество и землю и с какого момента нужно начислять амортизацию по зданию? Компетентные ответы на эти вопросы даст Марина Николаевна Озерова, аудитор, к. э. н.

Учет расходов на капитальный ремонт здания

В бухучете расходы организации на капитальный ремонт здания, не введенного в эксплуатацию, следует расценивать как затраты на приведение здания в состояние, пригодное для использования.

Это следует из п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Это означает, что подобные расходы увеличивают первоначальную стоимость здания и отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

В целях налогового учета расходы на капитальный ремонт здания, не введенного в эксплуатацию, также включаются в его первоначальную стоимость (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Аналогичный вывод сделан в Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 августа 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1777. Правда, спор, описанный в данном Постановлении, касался ситуации до принятия гл. 25 Налогового кодекса РФ. Но выводы, сделанные в нем, актуальны и сейчас.

В бухгалтерском и налоговом учете расходы на капитальный ремонт здания будут отражаться подобным образом до тех пор, пока здание не введут в эксплуатацию.

Причем тот факт, что фирма начнет использовать часть здания в период его ремонта, не может указывать на то, что здание введено в эксплуатацию. Ведь в целом здание еще не готово к эксплуатации.

Учет расходов на получение документов БТИ

и регистрацию права собственности

В бухучете расходы на получение документов БТИ и государственную регистрацию права собственности <*> на здание включаются в его первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). Иначе говоря, отражаются на счете 08.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> О государственной регистрации прав на недвижимость - в статье, опубликованной в журнале "Учет в строительстве" N 1, 2005, с. 66.

В налоговом учете такие расходы, по мнению Минфина России, высказанному в Письме от 11 марта 2004 г. N 04-02-05/3/16, следует отразить в составе прочих (пп. 40 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Получается, что они не будут формировать налоговую стоимость здания. Хотя представители налоговых органов в частных ответах рассматривают платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество в целях налогообложения прибыли как расходы, связанные с доведением объекта недвижимости до состояния, пригодного к эксплуатации.

Налоговики рекомендуют учитывать такие расходы в первоначальной стоимости основного средства (см., например, Письма УМНС России по г. Москве от 20 сентября 2004 г. N 26-12/61294, от 29 июня 2004 г. N 26-12/43056).

В данном случае фирма может воспользоваться более выгодной для нее позицией, ведь если она пользуется письменными разъяснениями чиновников, то это освобождает ее от штрафных санкций.

Примечание. Скоро у всех чиновников будет одно мнение

Чтобы разъяснения минфиновцев и налоговиков не противоречили друг другу, Минфин России и ФНС России создали специальную комиссию, которая будет вырабатывать общий подход чиновников по спорным вопросам. Об этом сообщается в Приказе Минфина России от 9 августа 2005 г. N 102н.

Уплата налогов

Поговорим о том, нужно ли организации платить налог со здания, которое еще ремонтируется, а также земельный налог с участка, на котором расположено это здание.

Налог на имущество

Этот налог уплачивается с недвижимости, которая отражена у организации в составе основных средств (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ). Как следует из п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, объект недвижимости переводится в состав основных средств только после того, как получены документы о государственной регистрации прав на него.

Однако п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н, разрешает перевести объект в состав основных средств, если документы на его государственную регистрацию только переданы.

Таким образом, если организация подала документы на государственную регистрацию права собственности и перевела здание в состав основных средств, тогда стоимость здания включается в облагаемую базу по налогу на имущество (см. Письмо Минфина России от 20 октября 2004 г. N 03-06-01-04/71).

Земельный налог

Организация, являющаяся собственником здания, одновременно является и землепользователем участка, занятого этим зданием. Это вытекает из п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ.

По неоднократным разъяснениям налоговых органов организация является плательщиком земельного налога за участок, необходимый для обслуживания приобретенного недвижимого имущества, с месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация перехода права собственности на данное недвижимое имущество (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. N 22-11/31466). Аналогичной позиции придерживаются и минфиновцы (см. Письмо от 7 февраля 2005 г. N 03-06-02-04/08).

Но обратите внимание: отсутствие у фирмы документа о праве пользования землей, который выдается по ее желанию, не может служить основанием для освобождения от уплаты земельного налога. На это указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 9 января 2002 г. N 7486/01.

Амортизация здания

В целях бухучета амортизация по приобретенному зданию начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия здания к бухгалтерскому учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").

Однако если здание фактически эксплуатируется и документы на его регистрацию уже переданы, амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода здания в эксплуатацию. На такое право указали специалисты Минфина России в Письме от 8 апреля 2003 г. N 16-00-14/121.

В целях налогового учета амортизация по основным средствам начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект был введен в эксплуатацию (п. 2 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

А вот основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 Налогового кодекса РФ). Более подробно порядок начисления в налоговом учете амортизации по недвижимости, подлежащей государственной регистрации, изложен в Письме УМНС России по г. Москве от 28 октября 2004 г. N 26-12/69988.

Пример. Здание введено в эксплуатацию 1 апреля 2005 г., тогда же поданы документы на государственную регистрацию права собственности на него.

Тогда амортизация по зданию в бухгалтерском учете начисляется с 1 мая, а в налоговом учете - с 1 апреля.

Если же здание введено в эксплуатацию 1 апреля 2005 г. (после государственной регистрации права собственности на него), то амортизация и в бухгалтерском, и в налоговом учете начисляется с 1 мая.

Примечание. Ускоренная амортизация запрещена

Малые предприятия не имеют права на применение ускоренной амортизации в отношении приобретенного здания.

Во-первых, ст. 10 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой субъекты малого предпринимательства имели право применять механизм ускоренной амортизации основных производственных фондов, утратила силу.

Во-вторых, ни ПБУ 6/01 "Учет основных средств", ни гл. 25 Налогового кодекса РФ не содержат положений об ускоренном порядке начисления амортизации субъектами малого предпринимательства.

На отсутствие возможности применения субъектами малого предпринимательства механизма ускоренной амортизации в целях исчисления налога на прибыль неоднократно указывалось специалистами Минфина России (см. Письма от 20 сентября 2004 г. N 03-03-01-04/1/50; от 15 октября 2002 г. N 04-02-06/1/130).

М.Н.Озерова

К. э. н.,

аудитор

Подписано в печать

17.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Если цена принятых работ уменьшена ("Главбух". Приложение "Учет в строительстве", 2005, N 4) >
Статья: Охрана стройплощадки ("Главбух". Приложение "Учет в строительстве", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.