|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Единый налог на вмененный доход ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 11)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 11
ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
Бухгалтерский учет и отчетность при ЕНВД
Минфин России в Письме от 22 августа 2005 г. N 03-11-04/3/58 разъясняет, что организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета по Закону о бухгалтерском учете и, следовательно, обязана представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность на общих основаниях.
Понятие "розничная торговля"
Для целей применения ЕНВД под розничной торговлей понимаются торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (ст. 346.27 НК РФ). ФНС России и Минфин России трактуют это определение по-разному. По мнению ФНС России, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения им с покупателями договоров розничной купли-продажи. Поэтому налогоплательщиками единого налога на вмененный доход могут быть только те налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт на основе договоров розничной купли-продажи (параграф 2 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации) (см., в частности, Письма ФНС России от 21 февраля 2005 г. N 22-2-14/220 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", МНС России от 26 мая 2004 г. N 22-2-16/970 "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" и др.).
Минфин России же считает, что для целей применения ЕНВД розничной торговлей правомерно признать продажу товаров за наличный расчет не только физическим лицам, но и юридическим лицам, т.е. независимо от вида договоров, по которым фактически осуществляется торговля товарами. Поэтому в данном случае положения ГК РФ, определяющие розничную и оптовую торговлю, на которые ссылается ФНС России, следует применять для целей налогообложения с учетом особенностей редакции действующих норм гл. 26.3 НК РФ (Письма Минфина России от 22 июля 2005 г. N 03-11-03/6, от 16 марта 2005 г. N 03-06-05-04/63, от 3 марта 2005 г. N 03-06-05-04/49 и др.). Налицо противоречие, которое могло бы негативно сказаться на налогоплательщиках. Поэтому ФНС России обратилась в Минфин России за соответствующим разъяснением (Письмо ФНС России от 2 августа 2005 г. N 01-2-02/1086 "О порядке применения некоторых положений статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации"). В ответ на запрос ФНС Минфин России в Письме от 15 сентября 2005 г. N 03-11-02/37 повторил свою точку зрения по данному вопросу. Но поскольку ранее Минфином России и ФНС России давались противоречивые разъяснения, Минфин России полагает возможным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003 - 2005 гг. Письмо Минфина России доведено до нижестоящих налоговых органов для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 21 сентября 2005 г. N ГИ-6-22/785 "О направлении Письма Минфина России от 15.09.2005 N 03-11-02/37".
Определение физического показателя при торговле через агентов
Пунктом 2 ст. 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту торговли не более 150 кв. м, а также через палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади. До 1 января 2006 г. под розничной торговлей для целей применения ЕНВД понимается торговля товарами и оказание услуг за наличный расчет, а также с использованием платежных карт (ст. 346.27 НК РФ). Согласно Письму Минфина России от 5 июля 2005 г. N 03-11-04/3/2 исходя из указанного определения розничной торговли продажа товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, осуществляемая по договорам поставки, относится к деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Налоговая база по единому налогу на вмененный доход определяется исходя из базовой доходности и величины физического показателя. В соответствии со ст. 346.29 НК РФ для розничной торговли физическими показателями являются: - площадь торгового зала - для налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (магазины и павильоны); - торговое место - для налогоплательщиков, осуществляющих розничную торговлю через объекты нестационарной торговой сети, не имеющие торговых залов. На основании изложенного в указанном Письме Минфина России отмечается, что организация, осуществляющая оптовую торговлю за наличный расчет через агентов, должна уплачивать единый налог на вмененный доход, при исчислении которого используется показатель "торговое место", под которым согласно ст. 346.27 НК РФ понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи. Поскольку согласно ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сделки купли-продажи за наличный расчет, обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям кассовые чеки при совершении сделок по продаже товаров за наличный расчет через торговых агентов, использующих портативную контрольно-кассовую технику, количество торговых мест равно числу работников, осуществляющих продажу товаров. В Письме отмечается также, что при отпуске товаров за наличный расчет при осуществлении расчетов в офисе фирмы, а также при отпуске товаров за наличный расчет с оптовых складов в качестве физического показателя также используется показатель "торговое место". В этом случае количество торговых мест равно количеству работников, осуществляющих продажу товаров за наличный расчет в офисе фирмы или на складах с использованием контрольно-кассовой техники.
Определение площади зала обслуживания посетителей
Минфин России в Письме от 26 июля 2005 г. N 03-11-04/3/34 разъяснил, как определять площадь зала обслуживания посетителей для целей ЕНВД в случае, если организация имеет два зала, расположенных в одном здании. Напомним, что под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход подпадает деятельность, связанная с оказанием услуг общественного питания при использовании зала площадью не более 150 кв. м (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Согласно указанному Письму в целях применения ЕНВД к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект организации общественного питания документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор передачи (договор купли-продажи) помещения, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.). Поэтому, если используемые организацией объекты организации общественного питания в инвентаризационных документах не разделены, их следует рассматривать как один объект организации общественного питания и при определении площади зала обслуживания посетителей учитывать общую площадь данных объектов.
ЕНВД и общий режим: распределение расходов
На основании п. 7 ст. 346.26 НК РФ плательщики ЕНВД обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. А как поступить в ситуации, когда те или иные произведенные организацией расходы не представляется возможным отнести к определенному виду деятельности? В этом случае расходы следует распределить между видами деятельности. Минфин России в Письме от 25 августа 2005 г. N 03-11-04/3/65 разъяснил налогоплательщикам, каким образом следует определять коэффициент распределения расходов, относящихся одновременно к деятельности, по которой уплачивается ЕНВД, и к деятельности, по которой применяется общий режим налогообложения. По большому счету распределение расходов важно только для общего режима налогообложения, поскольку налоговая база по ЕНВД не зависит от реально полученного налогоплательщиком дохода. Поэтому ответ на поставленный вопрос следует искать в гл. 25 НК РФ. Пунктом 1 ст. 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Согласно п. 9 ст. 274 НК РФ расходы организаций, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Как разъяснил Минфин России в упомянутом Письме, распределение расходов между видами деятельности осуществляется по отчетным (налоговым) периодам нарастающим итогом. Этот вывод сделан Минфином России на основании п. 7 ст. 274 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, также определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Порядок распределения "входного" НДС
Порядок распределения "входного" НДС при осуществлении операций, как подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых этим налогом в связи с уплатой единого налога на вмененный доход, разъяснен в Письме Минфина России от 12 июля 2005 г. N 03-04-11/153. Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению этим налогом, принимаются к вычету либо учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость либо освобождаются от налогообложения этим налогом. Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) за налоговый период. При этом установлено, что в аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. В связи с данной нормой НК РФ Минфин России указал на невозможность применения иного порядка распределения НДС (в частности, исходя из размера площади).
Применение ЕНВД при эксплуатации АЗС
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ под систему налогообложения в виде ЕНВД подпадает розничная торговля, к которой согласно ст. 346.27 НК РФ для целей ЕНВД не относится реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6 - 10 п. 1 ст. 181 НК РФ. Подакцизными товарами, согласно пп. 7 - 10 п. 1 ст. 181 НК РФ, являются: автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин. Соответственно, в отношении реализации этих товаров автозаправочная станция не может применять систему налогообложения в виде ЕНВД. Однако автозаправочные станции наряду с подакцизными товарами могут осуществлять реализацию товаров, не являющихся подакцизными, в частности сжиженного газа. Как отмечается в Письме Минфина России от 15 августа 2005 г. N 03-11-04/3/51, в отношении деятельности по реализации неподакцизных товаров, в частности при розничной продаже (заправке) автомобилей сжиженным газом, автозаправочные станции могут быть привлечены к обложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
С.Н.Сергеева Подписано в печать 14.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |