|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Упрощенная система налогообложения ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 11)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 11
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Об утверждении форм документов, необходимых для применения УСН на основе патента
В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 346.25.1 "Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента" НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2006 г., формы патента, заявления на получение патента и уведомления об отказе в выдаче патента утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На основании указанных пунктов ст. 346.25.1 НК РФ ФНС России Приказом от 31 августа 2005 г. N САЭ-3-22/417 (зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2005 г. N 7010) утверждены следующие формы документов, необходимые для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента: форма N 26.2.П-1 "Заявление на получение патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента"; форма N 26.2.П-2 "Уведомление об отказе в выдаче патента"; форма N 26.2.П-3 "Патент на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента".
Расходы по оплате стоимости товаров
Из Письма Минфина России от 3 июня 2005 г. N 03-03-02-04/1-135 следует, что действующая редакция гл. 26.2 НК РФ позволяет принимать к учету расходы по оплате стоимости товаров при наличии двух условий: товар должен быть оприходован и оплачен. В связи с этим если товар оплачен поставщику, но не продан, то покупная стоимость товара включается в расходы в момент их фактической оплаты. В случае если товар получен, продан, но не оплачен поставщику, его покупная стоимость может быть принята к расходам только после факта его оплаты поставщику.
Расходы на доставку товаров покупателям
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организации, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", учитывают при определении объекта налогообложения материальные расходы, которые согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ принимаются применительно к порядку, предусмотренному для целей исчисления налога на прибыль ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ в целях налогообложения учитываются расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика, к которым, в частности, относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов). По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 8 августа 2005 г. N 03-11-04/2/39, указанные в пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ транспортные расходы учитываются при налогообложении только организациями, осуществляющими производственную деятельность. Что касается торговых организаций, то они, согласно указанному Письму, не вправе учесть для целей налогообложения расходы по оплате услуг сторонних организаций по доставке товаров и по оплате транспортных услуг, поскольку такие расходы не относятся к материальным расходам, приведенным в ст. 254 НК РФ, и не поименованы в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Однако следует иметь в виду, что с 1 января 2006 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" налогоплательщики, применяющие УСН, вправе будут учесть при определении налоговой базы расходы на хранение, обслуживание и транспортировку реализуемых ими товаров, изначально приобретенных для дальнейшей реализации (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в новой редакции).
Расходы на производственный контроль
Из пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ и пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ следует, что в состав материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, включаются услуги сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов и по техническому обслуживанию основных средств. Согласно пп. "в" и "г" п. 2.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" к производственному контролю относятся организация медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, осуществляющих производство, хранение, транспортировку и реализацию пищевой продукции и пищевой воды, а также контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек работников. В связи с изложенным указанные организации вправе учитывать при определении налоговой базы по единому налогу расходы по оплате услуг сторонних организаций по выдаче гигиенического сертификата, медицинских книжек работникам, проведению медицинского осмотра персонала и дератизации помещений и оборудования. Аналогичный вывод сделан Минфином России в отношении организаций, производящих безалкогольные напитки, в Письме от 22 июля 2005 г. N 03-11-04/2/31.
Учет расходов на оплату отдельных услуг производственного характера
Минфин России в Письме от 16 августа 2005 г. N 03-11-04/2/49 разъяснил, что к расходам на приобретение работ (услуг) производственного характера, учитываемым в составе материальных расходов, в частности, относятся: - расходы по оплате услуг центра дезинфекции (как расходы по техническому обслуживанию основных средств); - расходы по содержанию контрольно-кассовой техники (по регистрации ККТ в налоговой инспекции, их переосвидетельствованию, техническому обслуживанию и пломбированию и т.п.), осуществляемые в соответствии с законодательством (как расходы по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соблюдением установленных технологических процессов). В состав таких расходов не включаются расходы по оплате услуг сторонних организаций по вывозу мусора и бытовых отходов.
Учет уплаченного единого налога
Из п. 2 ст. 346.11 НК РФ следует, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками: - налога на прибыль организаций; - налога на имущество организаций; - единого социального налога; - налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации). При этом организации производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации и являются плательщиками иных налогов в соответствии с общим режимом налогообложения. Именно суммы уплаченных "иных" налогов относятся к расходам, уменьшающим доходы, на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Что касается расходов в виде уплаченного единого налога, то, как разъясняется в Письме Минфина России от 3 июня 2005 г. N 03-03-02-04/1-134, такой вид расходов перечнем расходов, установленным п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не предусмотрен.
Расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на аудиторские услуги. Минфин России в Письме от 6 июля 2005 г. N 03-11-04/2/15 разъяснил, что расходы на аудиторские услуги принимаются с учетом положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). В соответствии со ст. 1 Закона N 119-ФЗ аудиторской деятельностью признается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен п. 6 ст. 1 Закона N 119-ФЗ. К таким услугам отнесены: а) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; б) налоговое консультирование; в) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; г) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; д) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; е) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; ж) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; з) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; и) проведение маркетинговых исследований; к) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; л) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; м) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. На основании изложенного Минфин России заключил, что расходы, связанные с оплатой консультационных услуг, постановкой, восстановлением и ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также других сопутствующих аудиту услуг, принимаются к вычету при исчислении налоговой базы по единому налогу при условии, что такие услуги оказаны хозяйствующими субъектами (аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами), имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также являются обоснованными и документально подтвержденными.
Учет некоторых видов денежных поступлений
Минфин России в Письме от 4 июля 2005 г. N 03-11-04/2/11 разъяснил, что организация, применяющая УСН, при определении доходов, учитываемых для целей налогообложения, должна руководствоваться ст. 346.15 НК РФ и ст. 41 НК РФ. Согласно ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: - доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении различных доходов согласно соответствующей главе НК РФ. На основании изложенного в указанном Письме Минфина России сообщается, что в составе доходов при определении объекта налогообложения не учитываются, в частности, денежные средства, возвращенные банком в связи с неверным указанием реквизитов, денежные средства, возвращенные продавцом в связи с ошибочным перечислением, денежные средства, перечисленные ФСС РФ в качестве возмещения по больничным листам, суммы излишне уплаченного при применении общего режима налогообложения налога на прибыль, поскольку такие денежные средств не являются, по своей сути, экономической выгодой для организации.
Учет банковских векселей
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, принимаемой во внимание при применении упрощенной системы налогообложения, средства, полученные по договорам кредита или займа, независимо от формы оформления заимствований, а также средства, полученные в счет погашения таких заимствований, относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении. В связи с этим Минфин России в Письме от 29 июня 2005 г. N 03-11-04/2/8 разъяснил, что при погашении банковского векселя денежные средства или иное имущество, полученные в счет погашения долгового обязательства по нему, в налоговую базу по единому налогу не включаются. В составе доходов учитываются лишь проценты (дисконт), полученные по погашенному векселю, которые относятся к внереализационным доходам согласно п. 6 ст. 250 НК РФ. Сумма полученных процентов (дисконта) по векселю отражается организацией в графе 4 Книги учета доходов и расходов.
О непредставлении деклараций по УСН
Минфин России в Письме от 12 августа 2005 г. N 03-11-04/3/49 разъяснил порядок представления деклараций организацией, выбравшей при государственной регистрации упрощенную систему налогообложения, но фактически осуществляющей только деятельность, по которой организация переведена на уплату ЕНВД. Согласно указанному Письму организации, переведенные на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности по одному виду предпринимательской деятельности (в случае отсутствия у них иных видов деятельности), не являются налогоплательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налоговые декларации по данному виду налога в налоговые органы не представляют.
Отчетность в Фонд социального страхования Российской Федерации
Граждане, работающие по трудовым договорам, заключенным с работодателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, имеют право на получение пособий по обязательному социальному страхованию в общеустановленном порядке. Порядок финансирования таких пособий установлен Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ). Согласно ст. 2 указанного Закона выплата пособий по социальному страхованию, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования. Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств Фонда только в части, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Если же работодатель в порядке, предусмотренном ст. 3 Закона N 190-ФЗ, добровольно уплачивает в Фонд социального страхования РФ страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования РФ. Как отмечается в Письме Минфина России от 21 июня 2005 г. N 03-11-04/1/2, указанные виды пособий за счет средств Фонда социального страхования РФ выплачиваются работникам работодателями. В дальнейшем выплаченные работникам суммы пособия получаются работодателями от Фонда на основании представляемой ими в Фонд Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 22 декабря 2004 г. N 111. Поэтому представление указанной Расчетной ведомости в Фонд социального страхования РФ является необходимым условием для обеспечения работников организации соответствующими государственными социальными пособиями. Напоминаем, что средства для выплаты работникам на цели обязательного социального страхования, получаемые налогоплательщиками от Фонда социального страхования РФ, не являются доходами в целях гл. 26.2 НК РФ и при определении налоговой базы по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения не учитываются (см. Письма Минфина России от 21 июня 2005 г. N 03-11-04/1/2, от 1 июня 2005 г. N 03-03-02-02/80).
Об определении чистой прибыли организациями, выплачивающими дивиденды физическим лицам
В Письме Минфина России от 11 марта 2004 г. N 04-02-05/3/19 "О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения" сообщается, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Такой вывод сделан Минфином на основе анализа отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения доходов в виде дивидендов, а также отдельных положений законодательства об акционерных обществах и гражданского законодательства, регулирующих в том числе правоотношения, возникающие в связи с начислением акционерным обществом дивидендов своим акционерам, включая возможность осуществления выплаты дивидендов с учетом соотношения стоимости чистых активов акционерного общества и его уставного капитала и резервного фонда, а также порядок исчисления и источник выплаты дивидендов. В дополнение к данному Письму, которое было подготовлено в связи с обращением по конкретной ситуации, Минфин России в Письме от 8 июня 2005 г. N 03-03-02-04 разъяснил, что согласно положениям Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" права и обязанности при начислении и выплате дивидендов возникают у акционерного общества перед его участниками (акционерами) вне зависимости от того, являются они физическими или юридическими лицами. В связи с этим организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, при определении суммы выплачиваемых акционерам (юридическим и (или) физическим лицам) дивидендов следует руководствоваться Письмом Минфина России от 11 марта 2004 г. N 04-02-05/3/19.
Расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду
Минфин России в Письме от 23 июня 2005 г. N 03-11-04/2/5 разъяснил порядок учета отдельных видов расходов по содержанию и обслуживанию помещений, предоставляемых в аренду организацией, для которой предоставление помещений в аренду является одним из основных видов деятельности. Из Письма следует, что организация, для которой предоставление в аренду помещений является основным видом деятельности, вправе уменьшать полученные доходы на произведенные расходы, связанные с такой деятельностью, при условии, что они соответствуют перечню расходов, установленному п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Так, например, в составе расходов могут быть учтены коммунальные платежи по помещениям, сданным в аренду. Основанием для учета подобных расходов является пп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ. Согласно указанным нормам НК РФ налогооблагаемая база по единому налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, может уменьшаться на величину материальных расходов, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. А в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии. В Письме сообщается также о возможности учета для целей налогообложения расходов на дератизацию помещений. Такие расходы учитываются в составе материальных расходов на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями.
Расходы на приобретение земельного участка
Минфин России в Письме от 19 августа 2005 г. N 03-11-04/2/53 разъяснил порядок принятия к учету расходов на приобретение земельных участков и пересчета налоговой базы в случае их продажи. Согласно Письму расходы на приобретение земельных участков учитываются при определении налоговой базы по единому налогу на основании пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в полной сумме в том отчетном периоде, в котором осуществляется их государственная регистрация. При этом на основании п. 3 ст. 346.16 НК РФ в случае реализации земельного участка (или части земельного участка), приобретенного после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения 10 лет с момента его приобретения налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования земельным участком (или частью земельного участка). При реализации части земельного участка налоговая база пересчитывается на стоимость не всего приобретенного земельного участка, а только на стоимость реализованной его части.
Л.А.Волгина Подписано в печать 14.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |