Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Московский бухгалтер избавится от автомобиля ("Московский бухгалтер", 2005, N 12)



"Московский бухгалтер", 2005, N 12

МОСКОВСКИЙ БУХГАЛТЕР ИЗБАВИТСЯ ОТ АВТОМОБИЛЯ

С нового года бухгалтерам придется списать с баланса фирмы часть старых машин. Ведь с 1 января вступает в силу новый экологический стандарт автомобилей - "Евро 2". Его утвердило Правительство 6 октября.

Стандарт ужесточает требования по экологической безопасности автотранспорта. Все машины: и иномарки, и отечественные - должны оснащаться нейтрализатором выхлопных газов. Авто, которые сейчас производят на российских заводах, можно покупать смело. Они уже отвечают требованиям "Евро 2". Проблема возникает с фирмами - владельцами более старых моделей. Их ожидают два пути: либо платить повышенный налог за загрязнение окружающей среды, либо избавиться от устаревшего автомобиля.

Списываем авто с бухгалтерского учета

Автомобиль - это основное средство компании. Его стоимость в бухгалтерском учете списывается при продаже машины или при ликвидации в случае морального и физического износа.

Допустим, фирма решила продать устаревшую машину. Стороны оговаривают стоимость сделки и фиксируют ее в договоре. Доходы и расходы от продажи машины отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся. Они зачисляются на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Примечание. Мнение специалиста

Владимир Мещеряков, глава экспертной коллегии журнала "Практическая бухгалтерия", автор книги "Годовой отчет-2005":

- Если автомобиль, принадлежащий вашей компании, совсем уже старенький и продать его не получается, машину придется списать. В результате фирма может получить убыток. Однако если суммы прибыли текущего года не хватает, чтобы его погасить, убыток переносится на следующие годы. По законодательству, действующему в 2006 г., его разрешено списывать лишь в размере, не превышающем 30 процентов налоговой прибыли (п. 2 ст. 283 НК). А вот с 1 января 2006 г. налоговую базу следующих периодов можно будет уменьшить на половину его суммы. Но и это не все. C 1 января 2007 г. законодатели позволят компаниям минусовать прибыль абсолютно на всю величину убытка. Причем делать это можно в течении десяти последующих лет".

Когда старый конь начинает портить борозду

Представьте ситуацию. На фирме провели инвентаризацию автотранспорта, и выяснилось, что старенький директорский BMW полностью износился. Ездить на нем уже не то чтобы непрестижно, а совершенно невозможно. Руководитель решает ликвидировать машину. Но даже от самого изношенного автомобиля фирме избавится не так-то просто.

Прежде бухгалтеру нужно оформить акт на списание автотранспортных средств по форме ОС-4а. В документе прописываются техническое состояние и причина ликвидации автомобиля. Также следует указать первоначальную стоимость машины, сумму износа, затраты по ликвидации и стоимость материальных ценностей от ликвидации объекта. Например, если авто разобрали на металлолом, а пригодные запчасти продали.

Данные результатов списания бухгалтер вносит в инвентарную карточку (книгу) учета объекта основных средств. Помните, что инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся отдельно от остальных. Срок их хранения устанавливает руководство.

В бухгалтерском учете списание автомобиля отражается так. Все доходы и расходы от списания авто отражают в том отчетном периоде, к которому они относятся. Бухгалтер зачисляет их на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01).

В налоговом учете расходы на ликвидацию машины относят к внереализационным расходам по налогу на прибыль (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК). Сюда же входят суммы недоначисленной амортизации.

Пример 1. Фирма списала старый изношенный автомобиль. Бухгалтер делает в учете следующие проводки:

Дебет 01 субсчет "Выбытие ОС" Кредит 01

- 100 000 руб. - списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие ОС"

- 100 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91.2 Кредит 20, 23, 25.

-1000 руб. - списаны расходы, связанные с ликвидацией машины;

Дебет 10 Кредит 91.1

- 3000 руб. - приняты к учету материалы, полученные от ликвидации машины.

Продажа автомобиля

Если же автомобиль на ходу, списывать его в утиль не имеет смысла. Предприимчивая фирма постарается перепродать машину другой компании.

При продаже авто бухгалтеру важно не забыть следующее. Если машина учтена на балансе с НДС, то базу по налогу на добавленную стоимость следует определять как разницу между ценой реализации авто с НДС и остаточной стоимостью, включая переоценку (ст. 40 и п. 3 ст. 154 НК).

Бывают случаи, когда фирма продает авто по рыночной цене, определенной с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса и разницы между ценой реализации и остаточной стоимостью. Тогда графу 8 счета-фактуры заполнять все равно нужно, но сумма НДС будет равна нулю.

С автотранспортом, учтенным на балансе фирмы без НДС, следует поступить иначе. Его налоговая база определяется как стоимость основного средства, исчисленная исходя из рыночных цен без включения в них налога.

Рассчитывая базу по налогу на прибыль, бухгалтер должен уменьшить выручку от проданного авто на его остаточную стоимость и на расходы, связанные с продажей. Нередки случаи, когда в итоге сумма расходов получается больше, чем продажная цена машины. Тогда эта разница признается убытком организации. Однако бухгалтер не может сразу включить этот убыток в состав расходов для целей налогообложения. Сумму распределяют равными долями в течение определенного срока. Чтобы его установить, нужно из времени полезного использования машины вычесть время ее эксплуатации до момента продажи.

Пример 2. Предприятие продает автомобиль. Бухгалтер делает следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 91.1

- 123 900 руб. - отражена выручка по договору купли-продажи автомобиля;

Дебет 91.2 Кредит 68.2

- 18 900 руб. - начислен НДС к уплате с продажной стоимости машины;

Дебет 01 субсчет "Выбытие ОС" Кредит 01

- 100 000 руб. - списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие ОС"

- 30 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91.2 Кредит 01 субсчет "Выбытие ОС"

- 70 000 руб. - списана остаточная стоимость автотранспортного средства.

Авто в заложниках

И напоследок еще один способ, как избавиться от надоевшей машины. Фирмы часто при получении кредитов оставляют автомобиль в залог. А потом иногда оказывается, что кредитор выехал покататься на вашей машине, попал в ДТП, сам в больнице, а машину уже не починить.

Нет, устраивать аварию мы вас не призываем, но к подобной ситуации бухгалтер должен быть готов. В первую очередь необходимо определить сумму реального ущерба, который понесла фирма-заемщик.

Бухгалтер производит оценку по рыночной цене поврежденного автомобиля. Затем фирма засчитывает требование кредитору по договору займа в размере реального ущерба от утраты предмета залога, то есть автомобиля.

Эту операцию можно рассматривать как передачу права собственности на машину от фирмы кредитору. Поэтому фирма должна начислить налог на добавленную стоимость.

Если ваше авто числится на фирме с учетом НДС, то в такой ситуации при списании бухгалтер определяет налоговую базу с разницы между рыночной ценой машины с учетом НДС и остаточной стоимостью. В последнюю включается и переоценка.

Пример 3. Компания берет кредит под залог автомобиля. Получение займа бухгалтер отражает следующим образом:

Дебет 51 Кредит 66 (67)

- 90 000 руб. - получены денежные средства по договору займа;

Дебет 009

- 90 000 руб. - отражено обеспечение обязательства по договору займа на забалансовом счете.

При списании поврежденного автомобиля, переданного в залог, бухгалтер делает такие проводки:

Кредит 009

- 90 000 руб. - отражено списание обеспечения с забалансового счета;

Дебет 01 Кредит 01

- 100 000 руб. - списана первоначальная стоимость машины;

Дебет 02 Кредит 01

- 5000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91.2 Кредит 01

- 95 000 руб. - списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 66 (67) Кредит 91.1

- 85 000 руб. - зачтено обязательство по погашению займа на сумму реального ущерба автомобилю, определенного исходя из рыночных цен на машину на момент ее списания с баланса;

Дебет 66 (67) Кредит 51

- 5000 руб. - возвращены остатки займа;

Дебет 91.2 Кредит 68

- 12 966,1 руб. - отражено начисление НДС с цены автомобиля, по которой производится зачет по договору займа (если автомобиль учитывался на балансе без НДС).

Н.Мужичкова

Подписано в печать

14.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Пришло время "упрощаться" ("Московский бухгалтер", 2005, N 12) >
Статья: Заморский НДС ("Московский бухгалтер", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.