Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму УФНС России по г. Москве от 08.09.2005 N 28-08/63690 <О составе расходов частного нотариуса>> ("Московский бухгалтер", 2005, N 12)



"Московский бухгалтер", 2005, N 12

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ УФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ

ОТ 08.09.2005 N 28-08/63690

<О СОСТАВЕ РАСХОДОВ ЧАСТНОГО НОТАРИУСА>>

При расчете базы по налогу на доходы частного нотариуса важно правильно определить состав профессиональных налоговых вычетов. Работники столичного УФНС разъяснили, вправе ли нотариус снизить полученный доход на суммы тарифов, которые не были взысканы за его услуги с льготных категорий клиентов. Кроме того, в Письме рассмотрен вопрос об отнесении к расходам нотариуса затрат на использование сети Интернет.

Льготные услуги бьют по карману

Услуги нотариусов, как частных, так и государственных, подразделяются на действия, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, и действия, которые этой формы не требуют. Столичные инспекторы в комментируемом Письме напомнили, что размер нотариального тарифа, взимаемого нотариусом-частником в случае "обязательных" действий, определяется в соответствии с гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса. Для "необязательных" же случаев величина тарифа указана в ст. 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1.

Следует иметь в виду, что ст. 333.38 Налогового кодекса предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для некоторых категорий граждан и организаций, а также за определенные нотариальные действия. Причем указанные льготы действуют и в том случае, если нотариальные действия совершает не государственный, а частный нотариус.

Именно в связи с этим и возникает вопрос о составе расходов частного нотариуса в данном случае. На первый взгляд ситуация такова. Применение льгот при уплате государственной пошлины приводит к тому, что определенные суммы недополучает бюджет. А вот когда частный нотариус не вправе взимать нотариальный тариф, получается, что он обеспечивает указанные льготы за счет собственных средств (в виде неполученного дохода), поскольку работает в условиях самофинансирования деятельности. Таким образом, вполне логично предположить право нотариуса-частника на некую компенсацию затрат во избежание нарушения права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, гарантированного ст. 37 Конституции РФ.

Отметим, что до недавнего времени существовала правовая норма, которая устанавливала специальный способ компенсации сумм, недополученных частными нотариусами. В пп. "а" п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4463-1 было отмечено, что при оказании услуг, для которых применимы предусмотренные законодательством льготы, частный нотариус вправе включить неуплаченный ему тариф в свои расходы.

Однако, как указали столичные инспекторы, данное положение было отменено Законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ. Этим же документом с 1 января 2005 г. была введена гл. 25.3 Налогового кодекса "Государственная пошлина", а также новая ст. 22.1 "Размеры нотариального тарифа" Основ законодательства о нотариате. По замечанию специалистов московского УФНС, компенсация льгот по уплате нотариальных тарифов уже была учтена при определении их размера на государственном уровне. То есть материальные "потери" частного нотариуса при обслуживании льготников "возмещаются" за счет других нотариальных действий с более высокой стоимостью.

Таким образом, суммы недополученных тарифов с льготных категорий граждан и организаций частные нотариусы больше не вправе учитывать в составе профессиональных вычетов.

Интернет - только для работы

Другой вопрос о расходах нотариусов, рассмотренный инспекторами, касается затрат на использование информационной системы Интернет, а также на обслуживание обязательной к использованию программы.

Расходы, составляющие профессиональные налоговые вычеты, частный нотариус определяет самостоятельно по аналогии с порядком, установленным в гл. 25 Кодекса (пп. 1 ст. 221 НК РФ). Кроме того, как известно, для целей налогового законодательства частные нотариусы относятся к одной группе с индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 11 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 N 116-О). А в соответствии с п. 15 Порядка учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002) к расходам плательщика можно отнести только траты, которые фактически произведены, подтверждены документами и непосредственно связаны с получением дохода от его профессиональной деятельности.

В соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса интернет-издержки можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако, как подчеркивают московские налоговые специалисты, использование интернет-услуг и специальной программы именно для целей профессиональной деятельности, а также сами затраты нужно подтвердить документально. Например, запросив у провайдера статистику работы на необходимом для работы сайте. При наличии такого обоснования частный нотариус вправе учесть данные расходы при расчете НДФЛ.

Т.Ю.Легарова

Налоговый консультант

Подписано в печать

14.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761 "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации"> ("Московский бухгалтер", 2005, N 12) >
Статья: <Комментарий к Письмам УФНС России по Московской области от 19.09.2005 N 22-22-И/0203 "О едином налоге на вмененный доход" и от 16.09.2005 N 22-22-И/0195 "О едином налоге на вмененный доход и упрощенной системе налогообложения"> ("Московский бухгалтер", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.