Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81 "О подтверждении хозяйственных операций первичными учетными документами"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 20)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 20

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 05.09.2005 N 02-1-07/81

"О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ПЕРВИЧНЫМИ

УЧЕТНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ">

Вполне понятно желание каждого бухгалтера сократить объем документооборота. Особенно это касается ежемесячных актов о выполненных работах (оказанных услугах), которые организации составляют в соответствии с условиями долгосрочных договоров. Но зачастую отсутствие такого документа инспекторы считают основанием для того, чтобы не принимать затраты организации по договору в расходы по налогу на прибыль.

Как оказалось, с позицией проверяющих можно поспорить. Работники главного налогового ведомства изложили свою точку зрения по вопросу документального подтверждения затрат организации по договору лизинга. Приведенные специалистами разъяснения, несомненно, порадуют налогоплательщиков.

Документально подтвердить...

В расходы при расчете налога на прибыль организация может отнести только обоснованные и документально подтвержденные затраты (п. 1 ст. 252 НК РФ). Оправдать экономическую целесообразность заключения договора финансовой аренды для налогоплательщика не составит труда. Но вот с документальным подтверждением дела обстоят несколько сложнее. Налоговый кодекс не раскрывает, какими именно документами организация может подтвердить произведенные расходы. Есть лишь одно указание: они должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ.

К главным подтверждающим документам следует отнести договор и акт приема-передачи предмета лизинга, поскольку они оба служат основанием для последующих взаиморасчетов между сторонами. Первый определяет правовые основы передачи имущества и условия, о которых договорились стороны (например, ежемесячные арендные платежи и сроки их уплаты). Вторым, но не менее значимым, документом является акт приема-передачи предмета лизинга, так как он фиксирует момент передачи имущества арендатору.

Без документального подтверждения факта передачи у лизингодателя нет оснований начислять арендную плату, а у лизингополучателя - включать в расходы суммы лизинговых платежей (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Доказать передачу имущества налогоплательщики могут, в частности, первичными документами, на основании которых они ведут бухгалтерский учет (ст. 9 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). А именно актами о приеме-передаче объектов основных средств, составленными по форме N N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б. Правда, стоит отметить, что их составляют при передаче имущества только между организациями. И более того, для случаев, когда предмет лизинга находится на балансе у арендатора. Поэтому при других обстоятельствах налогоплательщику целесообразно составить акт приема-передачи имущества в произвольной форме.

Но зачастую проверяющие изъявляют желание в составе подтверждающих документов видеть еще и акты о приеме-передаче услуг по аренде. Оно обусловлено тем, что лизинговые платежи растянуты по времени (выплачиваются частями), и такой документ является доказательством того, что услуги оказываются (потребляются) сторонами на протяжении всего срока действия договора. Однако, по мнению сотрудников главного налогового ведомства, отсутствие акта не является основанием для того, чтобы не принимать суммы лизинговых платежей в состав расходов при расчете налога на прибыль.

...можно и без акта об оказании услуг

Специалисты обратили внимание на определение услуги, которое дает Налоговый кодекс. Они отметили, что ее результат не имеет материального выражения и потребляется (реализуется) сторонами в процессе ее осуществления (п. 5 ст. 38 НК РФ). То есть исходя из такой характеристики акт приема-передачи услуги не может подтвердить, что лизингодатель ее передал, а арендатор ее реально принял. Работники налогового ведомства считают, что наличие договора и, главное, акта передачи предмета лизинга уже свидетельствует о том, что услуга по сдаче в аренду реализуется (потребляется) обеими сторонами: лизингодатель приобрел в собственность и сдал имущество в финансовую аренду, а лизингополучатель принял его и использует в соответствии с условиями договора.

Здесь же специалисты указали, что ни Налоговый кодекс, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат обязательных требований к сторонам договора составлять акты приема-передачи услуг в виде финансовой аренды.

В заключение приведем позицию сотрудников финансового ведомства по сходному вопросу. Так, в Письме от 26.10.2004 N 03-03-01-04/1/86 среди основных документов, подтверждающих право относить арендные платежи в уменьшение налогооблагаемой прибыли, финансисты указали договор, акт приема-передачи имущества, счета на оплату аренды и платежные поручения. Как мы видим, акт об оказанных услугах по аренде в их числе не поименован.

Н.Ю.Чекмарева

Эксперт "НА"

Подписано в печать

14.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 22.09.2005 N 03-11-04/2/84 <Об ограничении для перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2006 года>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 20) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 07.09.2005 N 03-11-04/2/70 <О применении упрощенной системы налогообложения при реорганизации юридических лиц>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 20)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.