Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Лицензия заканчивается в период действия договора ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 38)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 38

ЛИЦЕНЗИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

Проблема. Для определенных видов деятельности предусмотрено обязательное лицензирование. Возьмем, к примеру, строительство. Может возникнуть такая ситуация, когда во время действия договора подряда у строительной компании истечет срок действия лицензии. Но для получения нового документа требуется время. Может ли организация учесть расходы, если контрагент какое-то время работал без лицензии? И как быть с вычетом НДС по таким работам?

Учет

С проблемой учета расходов на строительство в период отсутствия у подрядчика лицензии обратилась в "УНП" Л.В. Петровская, главный бухгалтер ООО "ТКМ-строй" из Москвы. Мы рассмотрим этот вопрос на примере. Ведь такая ситуация возможна не только при строительных работах, но в любом другом лицензируемом виде деятельности.

Пример. Организация привлекает строительную компанию для выполнения работ. Стороны заключили договор на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. Лицензия на строительные работы действует до 8 августа 2005 г. Строительная компания уведомила заказчика, что документы для получения новой лицензии сданы 20 сентября 2005 г. За период с августа по сентябрь 2005 г. подрядчик выполнил работы, которые приняты и оплачены заказчиком.

Поскольку работы за август и сентябрь приняты и оплачены, их необходимо отразить в бухгалтерском учете. Конечно, при наличии первичных документов (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Ими в этом случае будут являться акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3). Эти документы утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100. Что касается лицензии, то она первичным документом не является. И ее отсутствие никак не отразится на бухгалтерском учете заказчика. Он в учете ежемесячно (при поэтапной сдаче работ) будет делать следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

- принят этап строительных работ;

Дебет 19 Кредит 60

- начислен НДС на стоимость работ;

Дебет 60 Кредит 51

- оплачены работы подрядчику.

После окончания строительства объект зачисляется в состав основных средств (п. 3.2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160). На основании акта приемки-передачи основных средств объект строительства будет принят к учету:

Дебет 01 Кредит 08

- введено в эксплуатацию основное средство;

Дебет 68 Кредит 19

- принят к вычету НДС.

Налоги

А теперь давайте посмотрим, как отсутствие лицензии скажется на налогообложении. Очевидно, что проблемы могут возникнуть как с налогом на прибыль, так и с НДС.

Начнем с налога на прибыль. Здесь основные претензии могут сводиться к тому, что расходы не подтверждены документально. Ведь согласно ст. 252 НК РФ любой расход должен быть подтвержден документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. А по законодательству для проведения строительных работ нужна лицензия.

Но на самом деле отсутствие у контрагента лицензии никак не влияет на налоговый учет организации, оплатившей работу. Дело в том, что требование о наличии лицензии адресовано только к той компании, которая осуществляет лицензируемую деятельность (ст. 49 ГК РФ). Проще говоря, лицензия нужна именно контрагенту. Это его деятельность без лицензии будет незаконной. И это его расходы могут быть поставлены под сомнение.

Для организации же, которая оплачивает услуги, оказанные "безлицензионным" предприятием, требования о документальном подтверждении расхода сводятся к правильному оформлению договора, платежных документов и актов приемки работ. Другими словами, подтвердить надо сам факт расхода - то, что деньги реально перечислены, а работы выполнены.

Еще проще обстоит ситуация с НДС. Все условия для принятия этого налога к вычету перечислены в ст. ст. 171 и 172 НК РФ. И в них ни слова не говорится про то, что НДС, заплаченный контрагенту, у которого нет лицензии, нельзя принять к вычету. Поэтому если работа оплачена, принята к учету, предназначена для использования в облагаемой НДС деятельности и у налогоплательщика есть счет-фактура, то НДС можно смело ставить к вычету.

Право

Правовая сторона вопроса в данном случае связана с законностью осуществления подрядчиком деятельности без лицензии. А значит, с законностью самого договора, заключенного между заказчиком и подрядчиком. Как уже упоминалось, некоторые виды деятельности ГК РФ разрешает вести только при наличии лицензии (ст. 49). Перечень таких видов деятельности приведен в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Соответственно, если организация планирует заняться деятельностью, упомянутой в ст. 17 Закона о лицензировании, то прежде, чем заключать договоры, нужно будет получить лицензию. Ведение же деятельности без лицензии наказывается как в административном (ст. 14.1 КоАП РФ), так и в уголовном (ст. 171 УК РФ) порядке.

А будет ли действительным договор, заключенный организацией, не имеющей лицензии? Ответ на этот вопрос есть в ст. 173 Гражданского кодекса. Там сказано, что суд может признать такую сделку недействительной, если будет доказано, что контрагент при подписании договора знал об отсутствии лицензии. В противном случае отсутствие лицензии никак не влияет на действительность договора.

В.К.Шишковский

Аудитор

Подписано в печать

14.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Проблемы применения ККТ ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 38) >
Вопрос: На наших складах при пожаре сгорели товарно-материальные ценности и основные средства. Нужно ли по сгоревшим товарам восстанавливать НДС? ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 38)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.