![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 12.10.2005> ("Главбух", 2005, N 20)
"Главбух", 2005, N 20
Как оформлять счета-фактуры, если товар экспортирует в Белоруссию комиссионер (с. 12). Когда за иностранца можно платить НДФЛ по ставке 13 процентов, не дожидаясь 183 дней (с. 13). Монтаж оборудования, полученного в лизинг: учет при "упрощенке" (с. 13).
Подробно о счетах-фактурах при комиссионной торговле с Белоруссией
Экспортируя товары в Белоруссию, российская фирма обязана выставить покупателю счет-фактуру. Но прежде на этом документе нужно поставить специальную отметку налоговой инспекции. Это необходимо для того, чтобы затем подтвердить право на применение нулевой ставки НДС, которая предусмотрена для экспортеров ст. 2 Соглашения от 15 сентября 2004 г. между Правительствами России и Белоруссии о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров. Порядок проставления отметок на счетах-фактурах утвержден Приказом Минфина России от 20 января 2005 г. N 3н. Там указано, что счета-фактуры в налоговую инспекцию должен представлять собственник товаров. Между тем нередко товары экспортируют в Белоруссию через комиссионеров. Как известно, комиссионер выступает в сделках с покупателем от своего имени. Поэтому при реализации товаров по посредническому договору комиссионер выставляет покупателю счет-фактуру, в котором в качестве продавца указывает самого себя. Комитент же, в свою очередь, составляет аналогичный документ на имя комиссионера. На каком из этих документов нужно поставить отметку налоговиков? Чиновники пояснили, что российский комитент должен представить инспекторам для проставления отметки счет-фактуру, выписанный комиссионером на имя белорусского покупателя. Об этом сказано в Письме Минфина России от 23 сентября 2005 г. N 03-04-08/257. При этом в счете-фактуре комиссионера в графе "Грузоотправитель" надо указать наименование и адрес комитента. Заметим, что счета-фактуры покупателям вправе выставлять и те комиссионеры, которые работают по упрощенной системе. Минфин России указал на это в Письме от 22 марта 2005 г. N 03-04-14/03.
Что же касается счета-фактуры, который комитент выставляет на имя комиссионера, то этот документ белорусскому покупателю не передается. Письмо Минфина России от 23 сентября 2005 г. N 03-04-08/257. Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 38, 2005.
В каких случаях за иностранца надо платить НДФЛ по ставке 13 процентов?
ФНС России разъяснила, с каких иностранцев, принятых на работу, организации могут сразу же платить НДФЛ по ставке не 30 процентов, а 13. Об этом - в свежем Письме ФНС России от 21 сентября 2005 г. N ВЕ-6-26/786@. По мнению сотрудников ФНС России, НДФЛ по ставке 13 процентов можно удерживать с принятых на работу иностранцев, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание. При этом не важно, сколько дней такие сотрудники пробыли на территории России до того, как с ними работодатель заключил трудовой договор. А для сотрудников из Белоруссии, как отметила налоговая служба, действует еще более мягкий порядок. Если с белорусом заключен трудовой договор на неопределенный срок или период, длительность которого составляет не менее 183 календарных дней, НДФЛ можно сразу же удерживать по обычной ставке - 13 процентов. Отметим, что раньше налоговики придерживались иной точки зрения. Они считали, что с дохода иностранца нужно удерживать НДФЛ по ставке 30 процентов. А пересчитать налог по ставке 13 процентов можно только после того, как иностранец проработает в России 183 дня. Но эта позиция ФНС России изменилась в пользу налогоплательщиков. Причина - разъяснения Минфина России (Письмо от 15 августа 2005 г. N 03-05-01-03/82). Таким образом, если у иностранца есть вид на жительство или разрешение на временное проживание (а у белоруса - долгосрочный договор), то НДФЛ можно удерживать по ставке 13 процентов. Однако если в итоге окажется, что работник покинул Россию раньше, чем прошло 183 дня с начала года, налог придется пересчитать по ставке 30 процентов. Письмо ФНС России от 21 сентября 2005 г. N ВЕ-6-26/786@. Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 36, 2005.
Монтаж лизингового оборудования при "упрощенке"
Минфин России заявил, что лизингодатель обязан компенсировать лизингополучателю - "упрощенщику" средства, истраченные на монтаж лизингового оборудования (Письмо Минфина России от 7 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/71). Иными словами, по мнению чиновников, лизингополучатель не вправе за счет собственных средств монтировать лизинговое оборудование. Обосновывая столь странный вывод, минфиновцы сослались на ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В п. 12 этого документа сказано, что в первоначальную стоимость основных средств включаются затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования. Спору нет, когда объект находится в собственности у фирмы, которая будет в дальнейшем его эксплуатировать, монтажные расходы увеличивают первоначальную стоимость объекта. Но при лизинге ситуация совсем иная. Собственником предмета лизинга является лизингодатель. Эксплуатирует же оборудование другая организация - лизингополучатель. При этом законодательство, регулирующее лизинговые отношения (Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ), не содержит никаких указаний относительно того, кто должен оплачивать монтаж предмета лизинга. Апеллировать же в данном случае к ПБУ 6/01 по меньшей мере некорректно. Пожалуй, только для авторов Письма до сих пор остается секретом то, что этот нормативный акт регулирует лишь порядок бухучета основных средств (п. 1 ПБУ 6/01). На самом же деле единственный документ, в котором может быть сказано, кто несет расходы по монтажу лизингового оборудования, - это договор лизинга. И если в этом договоре прописано, что монтаж осуществляет за свой счет лизингополучатель, никаких компенсаций лизингодатель ему выплачивать не должен. Другой вопрос, может ли лизингополучатель, потратившийся на монтаж предмета лизинга, списать соответствующие расходы в уменьшение налогооблагаемого дохода? У плательщиков налога на прибыль с этим проблем нет. Затраты на монтаж они включают в состав прочих расходов. Что, кстати, подтверждают и чиновники в Письме Минфина России от 3 марта 2005 г. N 03-06-01-04/125. А вот лизингополучателю, который работает по упрощенной системе, средства, истраченные на монтаж, исключить из налогооблагаемого дохода не удастся. Дело в том, что такого рода затраты не поименованы в закрытом перечне расходов, учитываемых при расчете единого налога (п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Но ситуация не безвыходная. Во-первых, можно оформить монтажные работы как ремонт. В этом случае все истраченные средства без проблем удастся учесть при расчете единого налога (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). А во-вторых, можно договориться с лизингодателем, что "на бумаге" именно он оплатит монтаж оборудования. Тогда лизингодатель включит монтажные расходы в первоначальную стоимость предмета лизинга. А на стоимость монтажа можно увеличить лизинговые платежи, которые уменьшают налогооблагаемый доход на основании пп. 4 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. Письмо Минфина России от 7 сентября 2005 г. N 03-11-04/2/71. Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 38, 2005.
Подписано в печать 12.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |