|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет затрат на штрихкоды для целей налогообложения ("Финансовая газета", 2005, N 41)
"Финансовая газета", 2005, N 41
УЧЕТ ЗАТРАТ НА ШТРИХКОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В настоящее время многие предприятия, производящие товары, предпринимают шаги к тому, чтобы им был присвоен международный идентификационный номер, а их товарам - уникальный штриховой код. Это связано с тем, что крупные магазины и супермаркеты, обслуживающие большое количество покупателей и имеющие большой ассортимент товаров, охотнее берут на реализацию товары, снабженные штрихкодом. За получением идентификационного номера и штрихкодов на продукцию предприятия обращаются в Ассоциацию автоматической идентификации ЮНИСКАН, поскольку именно эта некоммерческая организация занимается присвоением штриховых кодов отечественным производителям. Ассоциация в свою очередь предлагает предприятиям стать членами Ассоциации (заплатить вступительный взнос и впоследствии уплачивать ежегодные членские взносы). У бухгалтеров подобных предприятий возникает вопрос, учитываются ли в налоговом учете расходы по оплате вступительного и ежегодных взносов в Ассоциацию. В настоящее время в отношении большинства товаров отсутствует обязательность их штрихового кодирования. И хотя еще в 1996 г. в Москве было принято Положение о внедрении штрихового кодирования продукции (товаров), реализуемой на потребительском рынке г. Москвы (Постановление Правительства Москвы от 07.05.1996 N 406), согласно которому запрещалась реализация на оптовых и розничных рынках Москвы продукции без штрихкодов и штриховое кодирование продукции (товаров) должно было осуществляться путем использования международной универсальной системы товарной нумерации EAN (ее на территории Российской Федерации осуществляет ЮНИСКАН), впоследствии это Постановление было отменено. Что касается производителей, то они продолжают платить взносы в ЮНИСКАН. Так как в крупных магазинах и супермаркетах, оснащенных сканирующей кассовой техникой, товары, имеющие штрихкод, реализовать легче. Также необходимо учитывать, что товары без штрихкодов реализуются на экспорт по ценам, ниже общепринятых на 3 - 15%, а иногда и на 50%. Отметим, что в отношении лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории г. Москвы действует Положение о штриховом кодировании (Распоряжение первого заместителя премьера Правительства Москвы от 20.05.1998 N 426-РЗП), в соответствии с которым аптечным предприятиям разрешается оптовая и розничная реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, только идентифицированных зарегистрированными штрихкодами. Исключение составляют лекарственные средства и изделия медицинского назначения, подлежащие дополнительной расфасовке, изготавливаемые по рецепту врача или по требованию лечебно-профилактических учреждений непосредственно на аптечном предприятии. Согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если их уплата является условием для деятельности организаций - плательщиков таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Следовательно, чтобы указанные расходы налогоплательщик мог включить в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, учитываемые в целях налогообложения, он обязан доказать невозможность осуществления конкретного вида коммерческой деятельности, направленной на получение доходов, без уплаты соответствующих взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческой организации. Понятно, что взносы, уплачиваемые ЮНИСКАН, не отвечают критериям пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ, так как, во-первых, они добровольные, а, во-вторых, в настоящее время в отношении большинства товаров, как отмечено выше, отсутствует обязательность их штрихового кодирования. Обратимся к п. 1 ст. 252 НК РФ. Согласно этому пункту налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
У предприятий - производителей продукции налицо экономическая оправданность затрат, поскольку выпускаемая продукция легче распространяется, если на ней обозначен штрихкод. Также не вызывает сомнения, что расходы по приобретению штрихкодов произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Однако дело осложняется тем, что после получения взносов ЮНИСКАН выдает своим членам свидетельство и уведомление. В свидетельстве указывается, что предприятие является членом ЮНИСКАН и ему присвоен уникальный номер. А в уведомлении - что номер этот присвоен бесплатно сроком на один год, по истечении которого будет выдано новое свидетельство с продленным сроком действия. Таким образом, воспользоваться п. 1 ст. 252 НК РФ не представляется возможным, поскольку из документов следует, что предприятия становятся членами ЮНИСКАН добровольно, а штрихкоды получают бесплатно (т.е. на приобретение самих штрихкодов затрат у предприятий нет). В силу п. 15 ст. 270 НК РФ суммы добровольных взносов у участников ассоциаций на содержание ассоциаций в целях налогообложения по налогу на прибыль не учитываются. Такого же мнения придерживаются налоговые органы (см., например, Письмо Управления МНС России по г. Москве от 12.09.2002 N 26-12/42869). Учитывая изложенное, рассматриваемые суммы взносов в бухгалтерском учете должны относиться на субсчет "Прочие расходы" счета 91 и в налоговом учете не приниматься. Данные суммы взносов являются постоянными разницами, приводящими к возникновению в учете предприятий постоянных налоговых обязательств (п. 7 ПБУ 18/02).
А.Матиташвили Директор департамента консалтинговых услуг ЗАО "МББ-Аудит" Подписано в печать 12.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |