Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сроки возврата излишне уплаченных таможенных платежей ("Налоговед", 2005, N 11)



"Налоговед", 2005, N 11

СРОКИ ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ

ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Срок, установленный ТК РФ для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, составляет три года со дня их уплаты, но начинается он с того момента, когда участник ВЭД узнал или должен был узнать, что излишне уплатил таможенные платежи.

В статье рассмотрен как раз такой частный случай.

Судебный спор с таможенным органом участника ВЭД, требующего возврата излишне уплаченных таможенных платежей, предполагает наличие материальных оснований заявленных требований. Однако признание судебными инстанциями законности данных оснований повлечет удовлетворение требований заявителя только при отсутствии у сторон спора вопроса о соблюдении хозяйствующим субъектом срока на возврат платежей. Это положение следует из п. 2 ст. 355 ТК РФ, которым установлен срок возврата таможенных платежей. Нарушение срока плательщиком таможенных платежей, претендующим на их возврат, не позволит таможенным органам вернуть указанные платежи. Более того, данный срок является пресекательным; нарушение его даже при наличии безусловных доказательств излишней уплаты участником ВЭД таможенных платежей влечет отказ в удовлетворении его требований.

Согласно п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса РФ заявление о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей должно быть подано не позднее трех лет со дня их уплаты или взыскания. Учитывая, что вопрос о соблюдении срока подачи соответствующего заявления возникает, как правило, уже после истечения трех лет с момента уплаты платежей, отсутствие законной возможности восстановить срок, предусмотренный для обращения с заявлением об их возврате, вынуждает заявителя искать способы продления данного срока.

Трехлетний срок может быть продлен или прерван в нескольких случаях. В статье описаны два наиболее распространенных, с точки зрения автора, вида платежей, требуемых плательщиками к возврату, - таможенные и авансовые платежи.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Срок для возврата таможенных платежей, предусмотренный ст. 355 ТК РФ, заимствован, а точнее, перенесен законодателем из п. 12 ст. 78 НК РФ. Статьей 335 ТК РФ данный срок увеличен до трех лет по сравнению со сроком, установленным ст. 125 Таможенного кодекса РФ, действовавшего с 1993 г. Статьей 356 ТК РФ определен специальный годичный срок, в течение которого декларант может обратиться за возвратом уплаченных таможенных платежей.

Статьями 355 и 356 Кодекса не предусмотрена возможность восстановления пропущенного срока для подачи заявления. Однако факт истечения данных сроков не означает, что вернуть излишне уплаченные таможенные платежи будет невозможно.

Определением от 21.06.2001 N 173-О Конституционный Суд РФ разъяснил порядок применения сроков давности для возврата излишне уплаченных обязательных платежей на примере ст. 78 НК РФ. Анализируя положения ст. 78 НК РФ (данная норма устанавливает аналогичный ст. 355 ТК РФ трехлетний срок для возврата излишне уплаченного налога), КС РФ разъяснил, что рассматриваемая норма предоставляет лицу право в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, КС РФ указал, что трехлетний срок установлен для обращения лица с заявлением о зачете или возврате излишне уплаченного налога в досудебном порядке; налоговый орган в случае обоснованного обращения в указанный срок обязан удовлетворить требования заявителя. В случае же возврата плательщиком переплаченной суммы в судебном порядке истечение данного срока не является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку применению подлежит общий срок исковой давности. Опираясь на выводы Конституционного Суда РФ, возврат таможенных платежей можно провести и при пропущенном сроке, установленном ст. 355 Кодекса, на основании положений ст. 200 ГК РФ. Это позволяет обойти временные ограничения, предусмотренные ст. ст. 355 и 356 ТК РФ (как, например, в случае с предоставлением тарифных льгот), поскольку срок исковой давности подлежит исчислению с момента, когда плательщик узнал о нарушении своего права, а не с момента перечисления денежных средств.

Необходимо отметить, что различие оснований плательщика, положенных им в качестве доказательства соблюдения срока на возврат таможенных платежей, подразумевает разный порядок возврата данных денежных средств. Возврат таможенных платежей по основаниям, предусмотренным ст. 355 ТК РФ, означает подачу соответствующего заявления в таможенный орган - данное действие заявителя будет оцениваться впоследствии судебными инстанциями с точки зрения соблюдения срока. Ссылка же на ст. 200 ГК РФ предполагает прерывание срока исковой давности подачей заявления в суд, при этом первичное обращение в таможенный орган данный срок не прерывает. О соблюдении процессуальных сроков в данных ситуациях будут свидетельствовать разные процессуальные действия, и это необходимо учитывать при определении момента окончания данных сроков.

Возврат авансовых платежей

и таможенных платежей, уплаченных из авансов

Новый Таможенный кодекс РФ ввел понятие авансовых платежей, узаконив основные положения Временной инструкции по работе с авансовыми денежными средствами, поступающими на счета таможенных органов <1>. Положения нового ТК РФ определяют и разделяют понятия "таможенный платеж" и "авансовый платеж". В соответствии со ст. 330 Кодекса авансовыми платежами являются денежные средства, уплаченные таможенному органу в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении определенных товаров.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. Приказ ГТК России от 02.08.1994 N 390.

Согласно п. 3 ст. 330 ТК РФ денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

Из положений ст. 330 ТК РФ следует, что авансовые платежи:

- не являются таможенными платежами;

- приобретают статус таможенных платежей с момента распоряжения ими плательщиком, то есть идентификации к определенному товару;

- до момента распоряжения ими являются собственностью плательщика.

Положения ст. 330 Кодекса дают все основания говорить о том, что срок возврата таможенных платежей должен исчисляться с момента их уплаты, то есть с того момента, когда таможенные платежи стали таковыми, перестав быть авансовыми. В качестве уплаты таможенных платежей (распоряжения лица, внесшего авансовые платежи) ст. 330 Кодекса рассматривает подачу лицом или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать денежные средства в качестве таможенных платежей.

Если заявитель распорядился авансовыми средствами путем подачи соответствующего заявления либо путем подачи грузовой таможенной декларации, то при возврате денежных средств, излишне уплаченных в связи с подачей грузовой таможенной декларации, необходимо руководствоваться ст. 355 ТК РФ, и именно с этого момента будет исчисляться установленный данной правовой нормой срок.

Как уже отмечалось, при определении способа возврата платежей необходимо определить их правовой статус. Кодекс установил разницу между авансовыми и таможенными платежами: авансовый платеж - это денежные средства, уплаченные без привязки к конкретному денежному обязательству плательщика; таможенный платеж - это денежные средства, идентифицированные плательщиком и уплачиваемые в связи с наступлением обстоятельств, перечисленных в ст. 319 Кодекса. Если авансовый платеж сам по себе является излишне уплаченными денежными средствами, то излишне уплаченный таможенный платеж - это платеж, имеющий привязку к товару, грузовой таможенной декларации, и даже после признания таможенным органом факта излишней его уплаты данный платеж не перестанет быть таможенным ("привязанным" к перемещаемому объекту), а значит, и срок возврата данного платежа по-прежнему будет исчисляться в соответствиями с правилами ст. 355 ТК РФ.

Как видно из изложенного, предлагаемая схема действий лица, намеренного возобновлять срок для возврата денежных средств без использования для этого банковских счетов, предполагает манипуляции со сменой правового статуса данных средств.

Можно сделать вывод, что срок возврата таможенного платежа не ограничен положениями ст. 355 ТК РФ; при исчислении данного срока необходимо учитывать правовой статус платежа, а также наличие оснований для альтернативного способа их возврата.

А.Е.Каримов

Руководитель

юридической службы

группы предприятий "Сузуки-Нева"

Подписано в печать

11.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Мониторинг законодательства от 11.10.2005> ("Налоговед", 2005, N 11) >
Статья: Опыт соседей: возмещение НДС через Страсбург ("Налоговед", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.