Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Отставной акциз ("Налоговые споры", 2005, N 11)



"Налоговые споры", 2005, N 11

ОТСТАВНОЙ АКЦИЗ

По общему правилу для уплаты налога нужен налогоплательщик и объект налогообложения. Однако в Кодексе есть нормы, которые содержат важные оговорки, и именно от них зависит возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Например, приобретение нефтепродуктов в собственность облагается акцизом, при этом акциз уплачивается только в том случае, если операции с нефтепродуктами осуществлены в период действия соответствующего свидетельства.

ПРИЧИНА СПОРА

Предприниматель имел свидетельство о регистрации в качестве лица, совершающего операции с нефтепродуктами. 31 декабря 2002 г. он обратился в налоговую инспекцию с заявлением о приостановлении действия указанного свидетельства, а 9 января 2003 г. - о его аннулировании, что и было сделано налоговым органом на следующий день - 10 января.

Впоследствии налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя на предмет правильного исчисления и своевременной уплаты им акцизов по операциям с нефтепродуктами за январь 2003 г. и выявила нарушения. Суть нарушений - бензин, полученный 9 января, не был включен в объект налогообложения акцизом в январе 2003 г. В результате налоговый орган принял решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату акцизов, были доначислены налог и пени.

В связи с неисполнением предпринимателем требования об уплате налога, пеней и штрафа налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о принудительном взыскании указанных в решении сумм.

     
   ——                      —¬               ——                     —¬
   |        ПОЗИЦИЯ         |——————> <——————|ПОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО|
   |   НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ  |               |    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ    |
   L—                      ——               L—                     ——
   
----------------- ———— ------------------¬Обязанность по Согласно ст. 179 НК РФ ¦ 46 694 руб. ¦исчислению и уплате налогоплательщиками ¦ 99 коп. ¦акциза с полученных акциза признаются L------------------нефтепродуктов напрямую организации и -------------------связана с наличием или индивидуальные отсутствием предприниматели, свидетельства о имеющие свидетельство о регистрации лица, регистрации лица, совершающего операции с совершающего операции с нефтепродуктами. нефтепродуктами, если Нефтепродукты получены они получают 9 января 2003 г., т.е. нефтепродукты, в том в день, когда числе приобретают их в свидетельство было собственность (пп. 3 аннулировано. В этот п. 1 ст. 182 НК РФ). день в налоговый орган Поскольку на момент было подано заявление о отгрузки бензина у приостановлении предпринимателя было действия свидетельства, соответствующее значит, с этой даты свидетельство, возникла осуществляемые операции обязанность по не могут облагаться исчислению акциза. акцизом. Таким образом, Решение налогового решение налогового органа о привлечении органа незаконно. предпринимателя к налоговой ¦ ответственности и о \¦/ доначислении сумм ----------------------- ———— акциза, пеней и штрафа ------------------------¬ законно. ¦ решение в пользу ¦ ¦ индивидуального ¦ ¦ предпринимателя ¦ L---------------------- ———— ----------------------- ————

ПОЗИЦИЯ СУДА

Оснований для включения приобретенного предпринимателем 9 января 2003 г. бензина в налоговую базу по акцизам за январь 2003 г. нет, поэтому начисление налога, пеней и применение ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ неправомерно. Пунктом 5 ст. 179.1 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы аннулируют свидетельство, в том числе по инициативе лица, на чье имя оно выдано. Датой аннулирования свидетельства в случаях, когда этого желает сам налогоплательщик, признается день, указанный в заявлении, либо день подачи заявления.

Поскольку нефтепродукты получены предпринимателем в день аннулирования свидетельства, а исчисление и уплата акциза с полученных нефтепродуктов напрямую связаны с наличием или отсутствием свидетельства, начисление акциза невозможно.

К таким выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19.05.2005 по делу N А74-3880/04-Ф02-2204/05-С1.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Согласно ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 "Акцизы" НК РФ.

Операции, подлежащие налогообложению акцизами, т.е. объекты налогообложения, перечислены в ст. 182 НК РФ. Согласно пп. 3 п. 1 указанной статьи в качестве объекта названо получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, под получением понимается приобретение нефтепродуктов в собственность.

Таким образом, для того чтобы получение нефтепродуктов признать операцией, подлежащей налогообложению акцизом, необходимо, во-первых, приобрести нефтепродукты в собственность, а во-вторых, иметь свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Вопросы перехода права собственности и определения момента его возникновения регулируются гражданским законодательством. Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из рассматриваемого нами судебного дела, нефтепродукты, которые стали предметом спора с налоговым органом, были переданы предпринимателю 9 января 2003 г., данный факт был подтвержден документально (счетами-фактурами, накладными). Таким образом, одно из необходимых условий для начисления акциза - право собственности на нефтепродукты имело место. Однако в день перехода права собственности свидетельство уже считалось аннулированным, т.е. отсутствовало второе обязательное условие для начисления акциза.

Вопросы выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, регулируются ст. 179.1 НК РФ и, как указано в п. 3 данной статьи, актами Минфина России. До недавнего времени этими вопросами занимался не Минфин, а налоговая служба <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".

Посмотрим, как нормативными правовыми актами определяется момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным. В период, в который возникла спорная ситуация между налоговым органом и предпринимателем, действовал Порядок выдачи свидетельств, утвержденный Приказом МНС России от 04.09.2002.

Согласно названному Порядку у организаций и предпринимателей, имеющих свидетельства, была возможность обращаться с заявлениями о приостановлении действия свидетельства. Хотя Порядком прямо не было установлено, с какого момента считать свидетельство приостановленным, на практике исходили из даты подачи заявления. Таким образом, с 31 декабря 2002 г. - дня подачи предпринимателем заявления о приостановлении действия свидетельства свидетельство считалось приостановленным.

Действующий в настоящее время Порядок выдачи свидетельств, утвержденный Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, предусматривает приостановление действия свидетельства только по инициативе налоговых органов, поэтому в качестве даты, с которой оно считается приостановленным, указан день принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства.

Вместе с тем приостановление действия свидетельства (и по старому, и по новому Порядку) еще не говорит о том, что его у предпринимателя нет, поэтому если в период приостановления действия свидетельства лицо приобретает нефтепродукты, оно обязано начислять и уплачивать акциз. Говорить об отсутствии свидетельства можно только в том случае, если оно аннулировано или истек срок его действия.

Процедура аннулирования свидетельства может быть инициирована как налоговым органом, так и самим лицом - держателем свидетельства. Как следует из п. 22 действующего в настоящее время Порядка, если аннулирование свидетельства производится в связи с представлением организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления (заявления об аннулировании свидетельства), свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства). Напомним, что датой подачи заявления является дата его фактического представления в налоговый орган или дата получения налоговым органом заявления по почте (п. 11 Порядка).

Если же свидетельство аннулируется по другим основаниям, перечисленным в п. 21 Порядка, оно считается аннулированным с даты принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства. Заметим, что аналогичным образом порядок и сроки аннулирования свидетельства регулировались старым Порядком.

Мы рассмотрели ситуацию, когда у налогового органа не было оснований требовать уплаты акциза, но это не значит, что операции по приобретению и последующей реализации нефтепродуктов освобождаются от уплаты других налогов, тех, уплата которых не зависит от наличия или отсутствия свидетельства.

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Объектом налогообложения акцизом являются лишь те нефтепродукты, которые указаны в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Нефтепродукты должны приобретаться в собственность, а лицо, их приобретающее, должно иметь соответствующее свидетельство.

     
   ——————————————————T—————————————T————————————————————————————————¬
   |   Наименование  | Дата решения|           Номер дела           |
   | судебного органа|             |                                |
   +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
   |ФАС              |Постановление|N Ф03—А73/05—2/344              |
   |Дальневосточного |от 06.04.2005|                                |
   |округа           |             |                                |
   +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
   |ФАС Западно—     |Постановление|N Ф04—256/2005(8079—А75—31)     |
   |Сибирского округа|от 09.02.2005|                                |
   +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
   |ФАС Северо—      |Постановление|N А13—7426/04—19                |
   |Западного округа |от 02.03.2005|                                |
   +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+
   |ФАС Уральского   |Постановление|N Ф09—1347/05—АК                |
   |округа           |от 14.04.2005|                                |
   L—————————————————+—————————————+—————————————————————————————————
   

ВАС РФ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

     
   ————————————————————————————————————————————————T————————————————¬
   |                  Выводы суда                  |    Реквизиты   |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей  |Постановление   |
   |работником в виде неприменения ККМ не          |Президиума      |
   |освобождает организацию от ответственности за  |ВАС РФ          |
   |административное правонарушение,               |от 28.06.2005   |
   |предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ               |N 480/05        |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |С налогоплательщиков, в отношений которых в    |Постановление   |
   |рамках дела о банкротстве введена процедура    |Президиума      |
   |наблюдения, штрафы за совершение налоговых     |ВАС РФ          |
   |правонарушений взыскиваются по правилам гл. 26 |от 28.06.2005   |
   |АПК РФ. Только вступившее в силу решение суда о|N 3620/05       |
   |принудительном взыскании суммы штрафа является |                |
   |основанием для ее включения в реестр требований|                |
   |кредиторов                                     |                |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Уплата налога на пользователей автомобильных   |Постановление   |
   |дорог налогоплательщиками, определяющими в     |Президиума      |
   |2002 г. выручку от реализации продукции по мере|ВАС РФ          |
   |ее оплаты, должна осуществляться в сроки,      |от 05.07.2005   |
   |установленные законодательством о налогах и    |N 15886/04      |
   |сборах, а именно: по мере получения оплаты за  |                |
   |отгруженные в 2002 г. товары, выполненные      |                |
   |работы либо оказанные услуги                   |                |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Факт отклонения времени, указанного в чеке ККМ,|Постановление   |
   |выданном покупателю, от реального времени не   |Президиума      |
   |является безусловным свидетельством            |ВАС РФ          |
   |неисправности ККМ. Для применения штрафа по    |от 26.07.2005   |
   |ст. 14.5 КоАП налоговая инспекция должна       |N 2858/05       |
   |доказать, что ККМ была неисправна              |                |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Выплата вознаграждения членам совета директоров|Постановление   |
   |(наблюдательного совета) акционерного общества |Президиума      |
   |связана с выполнением ими управленческих       |ВАС РФ          |
   |функций, соответственно, эти выплаты подпадают |от 26.07.2005   |
   |под объект налогообложения ЕСН                 |N 1456/05       |
   +———————————————————————————————————————————————+————————————————+
   |Место совершения операций по продаже прав на   |Постановление   |
   |использование программного продукта в          |Президиума      |
   |хозяйственной деятельности определяется по     |ВАС РФ          |
   |месту нахождения покупателя. Если покупатель   |от 02.08.2005   |
   |находится за пределами России, такие операции  |N 2617/05       |
   |НДС не облагаются и правила по возмещению      |                |
   |налога к ним не применяются                    |                |
   L———————————————————————————————————————————————+—————————————————
   

Подписано в печать

07.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Своя ноша тянет ("Налоговые споры", 2005, N 11) >
Статья: Судебная панорама ("Налоговые споры", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.