|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Отставной акциз ("Налоговые споры", 2005, N 11)
"Налоговые споры", 2005, N 11
ОТСТАВНОЙ АКЦИЗ
По общему правилу для уплаты налога нужен налогоплательщик и объект налогообложения. Однако в Кодексе есть нормы, которые содержат важные оговорки, и именно от них зависит возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Например, приобретение нефтепродуктов в собственность облагается акцизом, при этом акциз уплачивается только в том случае, если операции с нефтепродуктами осуществлены в период действия соответствующего свидетельства.
ПРИЧИНА СПОРА
Предприниматель имел свидетельство о регистрации в качестве лица, совершающего операции с нефтепродуктами. 31 декабря 2002 г. он обратился в налоговую инспекцию с заявлением о приостановлении действия указанного свидетельства, а 9 января 2003 г. - о его аннулировании, что и было сделано налоговым органом на следующий день - 10 января. Впоследствии налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предпринимателя на предмет правильного исчисления и своевременной уплаты им акцизов по операциям с нефтепродуктами за январь 2003 г. и выявила нарушения. Суть нарушений - бензин, полученный 9 января, не был включен в объект налогообложения акцизом в январе 2003 г. В результате налоговый орган принял решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату акцизов, были доначислены налог и пени. В связи с неисполнением предпринимателем требования об уплате налога, пеней и штрафа налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о принудительном взыскании указанных в решении сумм.
—— —¬ —— —¬ | ПОЗИЦИЯ |——————> <——————|ПОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО| | НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ | | ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ | L— —— L— ——----------------- ———— ------------------¬Обязанность по Согласно ст. 179 НК РФ ¦ 46 694 руб. ¦исчислению и уплате налогоплательщиками ¦ 99 коп. ¦акциза с полученных акциза признаются L------------------нефтепродуктов напрямую организации и -------------------связана с наличием или индивидуальные отсутствием предприниматели, свидетельства о имеющие свидетельство о регистрации лица, регистрации лица, совершающего операции с совершающего операции с нефтепродуктами. нефтепродуктами, если Нефтепродукты получены они получают 9 января 2003 г., т.е. нефтепродукты, в том в день, когда числе приобретают их в свидетельство было собственность (пп. 3 аннулировано. В этот п. 1 ст. 182 НК РФ). день в налоговый орган Поскольку на момент было подано заявление о отгрузки бензина у приостановлении предпринимателя было действия свидетельства, соответствующее значит, с этой даты свидетельство, возникла осуществляемые операции обязанность по не могут облагаться исчислению акциза. акцизом. Таким образом, Решение налогового решение налогового органа о привлечении органа незаконно. предпринимателя к налоговой ¦ ответственности и о \¦/ доначислении сумм ----------------------- ———— акциза, пеней и штрафа ------------------------¬ законно. ¦ решение в пользу ¦ ¦ индивидуального ¦ ¦ предпринимателя ¦ L---------------------- ———— ----------------------- ————
ПОЗИЦИЯ СУДА
Оснований для включения приобретенного предпринимателем 9 января 2003 г. бензина в налоговую базу по акцизам за январь 2003 г. нет, поэтому начисление налога, пеней и применение ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ неправомерно. Пунктом 5 ст. 179.1 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы аннулируют свидетельство, в том числе по инициативе лица, на чье имя оно выдано. Датой аннулирования свидетельства в случаях, когда этого желает сам налогоплательщик, признается день, указанный в заявлении, либо день подачи заявления. Поскольку нефтепродукты получены предпринимателем в день аннулирования свидетельства, а исчисление и уплата акциза с полученных нефтепродуктов напрямую связаны с наличием или отсутствием свидетельства, начисление акциза невозможно. К таким выводам пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19.05.2005 по делу N А74-3880/04-Ф02-2204/05-С1.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Согласно ст. 179 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются организации и индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Операции, подлежащие налогообложению акцизами, т.е. объекты налогообложения, перечислены в ст. 182 НК РФ. Согласно пп. 3 п. 1 указанной статьи в качестве объекта названо получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, под получением понимается приобретение нефтепродуктов в собственность. Таким образом, для того чтобы получение нефтепродуктов признать операцией, подлежащей налогообложению акцизом, необходимо, во-первых, приобрести нефтепродукты в собственность, а во-вторых, иметь свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Вопросы перехода права собственности и определения момента его возникновения регулируются гражданским законодательством. Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Как следует из рассматриваемого нами судебного дела, нефтепродукты, которые стали предметом спора с налоговым органом, были переданы предпринимателю 9 января 2003 г., данный факт был подтвержден документально (счетами-фактурами, накладными). Таким образом, одно из необходимых условий для начисления акциза - право собственности на нефтепродукты имело место. Однако в день перехода права собственности свидетельство уже считалось аннулированным, т.е. отсутствовало второе обязательное условие для начисления акциза. Вопросы выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, регулируются ст. 179.1 НК РФ и, как указано в п. 3 данной статьи, актами Минфина России. До недавнего времени этими вопросами занимался не Минфин, а налоговая служба <1>. ————————————————————————————————<1> См.: Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Посмотрим, как нормативными правовыми актами определяется момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным. В период, в который возникла спорная ситуация между налоговым органом и предпринимателем, действовал Порядок выдачи свидетельств, утвержденный Приказом МНС России от 04.09.2002. Согласно названному Порядку у организаций и предпринимателей, имеющих свидетельства, была возможность обращаться с заявлениями о приостановлении действия свидетельства. Хотя Порядком прямо не было установлено, с какого момента считать свидетельство приостановленным, на практике исходили из даты подачи заявления. Таким образом, с 31 декабря 2002 г. - дня подачи предпринимателем заявления о приостановлении действия свидетельства свидетельство считалось приостановленным. Действующий в настоящее время Порядок выдачи свидетельств, утвержденный Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52, предусматривает приостановление действия свидетельства только по инициативе налоговых органов, поэтому в качестве даты, с которой оно считается приостановленным, указан день принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства. Вместе с тем приостановление действия свидетельства (и по старому, и по новому Порядку) еще не говорит о том, что его у предпринимателя нет, поэтому если в период приостановления действия свидетельства лицо приобретает нефтепродукты, оно обязано начислять и уплачивать акциз. Говорить об отсутствии свидетельства можно только в том случае, если оно аннулировано или истек срок его действия. Процедура аннулирования свидетельства может быть инициирована как налоговым органом, так и самим лицом - держателем свидетельства. Как следует из п. 22 действующего в настоящее время Порядка, если аннулирование свидетельства производится в связи с представлением организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления (заявления об аннулировании свидетельства), свидетельство считается аннулированным с даты, указанной в заявлении (но не ранее даты подачи заявления на аннулирование свидетельства). Напомним, что датой подачи заявления является дата его фактического представления в налоговый орган или дата получения налоговым органом заявления по почте (п. 11 Порядка). Если же свидетельство аннулируется по другим основаниям, перечисленным в п. 21 Порядка, оно считается аннулированным с даты принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства. Заметим, что аналогичным образом порядок и сроки аннулирования свидетельства регулировались старым Порядком. Мы рассмотрели ситуацию, когда у налогового органа не было оснований требовать уплаты акциза, но это не значит, что операции по приобретению и последующей реализации нефтепродуктов освобождаются от уплаты других налогов, тех, уплата которых не зависит от наличия или отсутствия свидетельства.
ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Объектом налогообложения акцизом являются лишь те нефтепродукты, которые указаны в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Нефтепродукты должны приобретаться в собственность, а лицо, их приобретающее, должно иметь соответствующее свидетельство.
——————————————————T—————————————T————————————————————————————————¬ | Наименование | Дата решения| Номер дела | | судебного органа| | | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |ФАС |Постановление|N Ф03—А73/05—2/344 | |Дальневосточного |от 06.04.2005| | |округа | | | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |ФАС Западно— |Постановление|N Ф04—256/2005(8079—А75—31) | |Сибирского округа|от 09.02.2005| | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |ФАС Северо— |Постановление|N А13—7426/04—19 | |Западного округа |от 02.03.2005| | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |ФАС Уральского |Постановление|N Ф09—1347/05—АК | |округа |от 14.04.2005| | L—————————————————+—————————————+————————————————————————————————— ВАС РФ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
————————————————————————————————————————————————T————————————————¬ | Выводы суда | Реквизиты | +———————————————————————————————————————————————+————————————————+ |Ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей |Постановление | |работником в виде неприменения ККМ не |Президиума | |освобождает организацию от ответственности за |ВАС РФ | |административное правонарушение, |от 28.06.2005 | |предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ |N 480/05 | +———————————————————————————————————————————————+————————————————+ |С налогоплательщиков, в отношений которых в |Постановление | |рамках дела о банкротстве введена процедура |Президиума | |наблюдения, штрафы за совершение налоговых |ВАС РФ | |правонарушений взыскиваются по правилам гл. 26 |от 28.06.2005 | |АПК РФ. Только вступившее в силу решение суда о|N 3620/05 | |принудительном взыскании суммы штрафа является | | |основанием для ее включения в реестр требований| | |кредиторов | | +———————————————————————————————————————————————+————————————————+ |Уплата налога на пользователей автомобильных |Постановление | |дорог налогоплательщиками, определяющими в |Президиума | |2002 г. выручку от реализации продукции по мере|ВАС РФ | |ее оплаты, должна осуществляться в сроки, |от 05.07.2005 | |установленные законодательством о налогах и |N 15886/04 | |сборах, а именно: по мере получения оплаты за | | |отгруженные в 2002 г. товары, выполненные | | |работы либо оказанные услуги | | +———————————————————————————————————————————————+————————————————+ |Факт отклонения времени, указанного в чеке ККМ,|Постановление | |выданном покупателю, от реального времени не |Президиума | |является безусловным свидетельством |ВАС РФ | |неисправности ККМ. Для применения штрафа по |от 26.07.2005 | |ст. 14.5 КоАП налоговая инспекция должна |N 2858/05 | |доказать, что ККМ была неисправна | | +———————————————————————————————————————————————+————————————————+ |Выплата вознаграждения членам совета директоров|Постановление | |(наблюдательного совета) акционерного общества |Президиума | |связана с выполнением ими управленческих |ВАС РФ | |функций, соответственно, эти выплаты подпадают |от 26.07.2005 | |под объект налогообложения ЕСН |N 1456/05 | +———————————————————————————————————————————————+————————————————+ |Место совершения операций по продаже прав на |Постановление | |использование программного продукта в |Президиума | |хозяйственной деятельности определяется по |ВАС РФ | |месту нахождения покупателя. Если покупатель |от 02.08.2005 | |находится за пределами России, такие операции |N 2617/05 | |НДС не облагаются и правила по возмещению | | |налога к ним не применяются | | L———————————————————————————————————————————————+————————————————— Подписано в печать 07.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |