Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги при работе с иностранными туроператорами ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 37)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 37

НАЛОГИ ПРИ РАБОТЕ С ИНОСТРАННЫМИ ТУРОПЕРАТОРАМИ

Российский туроператор покупает у зарубежного партнера для дальнейшей продажи уже сформированный тур. В состав тура обычно входят авиабилеты. В результате у российского налогоплательщика возникает вопрос: нужно ли при расчетах с иностранной турфирмой удерживать налог на прибыль? Ситуация осложняется тем, что со многими странами заключены соглашения об избежании двойного налогообложения.

Для начала определимся с понятиями. При покупке пакета туристских услуг российская компания фактически приобретает право на услуги, входящие в тур. При этом иностранный туроператор обязан обеспечить предоставление всех видов услуг, входящих в тур. Получается, что российская организация покупает готовый туристский продукт. А значит, иностранная фирма получает от российской доход, в том числе от перевозки и оказания иных туристских услуг. А в подобных случаях у российской организации могут возникнуть обязанности налогового агента. Но тур - это сложный продукт. В него входят размещение, перевозка, питание туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие подобные услуги (ст. ст. 1, 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации"). С каких доходов нужно удерживать налог, а с каких нет? - такой вопрос задала Н.А. Веселова из г. Москвы. Давайте разберемся.

Агентом становись!

Итак, с доходов нерезидента от размещения, питания, экскурсий туристов налоговый агент обязан исчислить и удержать налог на прибыль. Такие поступления признаются "иными доходами иностранной организации, полученными от источников в Российской Федерации" (пп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ). Ставка налога для таких доходов - 20 процентов (абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ). Удержанный налог российская туристическая компания обязана перечислить в бюджет при выплате дохода иностранцу (абз. 7 п. 1, п. 2 ст. 310 НК РФ).

С перевозкой сложнее

Несколько иначе складывается ситуация с доходами, которые иностранный туроператор получает от международных перевозок. Так, Налоговый кодекс предписывает облагать их налогом на прибыль по ставке 10 процентов (пп. 8 п. 1 ст. 309, абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ). Значит, по общему правилу и с этой части тура нужно удержать налог.

Но здесь следует учитывать нормы международных соглашений. В качестве примера можно привести такое популярное у российских туристов место отдыха, как Греция. При работе с греческим туроператором налог удерживать не придется. Дело в том, что доходы, получаемые греческими фирмами от эксплуатации воздушных судов в международном воздушном сообщении, не облагаются налогом на прибыль на территории России. Об этом говорится в ст. 2 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения на доходы от морских и воздушных перевозок от 27.01.1976.

Но на этом сложности не заканчиваются. Российская организация может не удерживать налог, только если в бухгалтерии есть официальное подтверждение того, что контрагент является резидентом страны, с которой заключено соглашение. В нашем примере потребуется подтверждение, что иностранный туроператор по состоянию на год выплаты дохода является резидентом Греции.

Трудности подтверждения

Требование о подтверждении выдвигают сразу две нормы НК РФ - п. 1 ст. 312 и пп. 4 п. 2 ст. 310. Эти статьи требуют, чтобы подтверждающий документ был заверен "компетентным органом" иностранного государства. При этом Кодекс не поясняет, что понимать под таким органом. На наш взгляд, речь идет о финансовых или налоговых органах иностранного государства.

Нет в Кодексе и какой-либо обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве. Поэтому ими могут быть как справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, так и справки в произвольной форме. Поскольку постоянное местопребывание в иностранных государствах определяется на основе различных критериев, в выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы (Письмо МНС России от 02.04.2002 N 223-1-13/1-482-М631).

В то же время не считаются подтверждением свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п. Дело в том, что такие документы не содержат отметок уполномоченных налоговых (финансовых) органов. Поэтому их нельзя считать документами, подтверждающими постоянное местонахождение организации в иностранном государстве именно в налоговых целях.

Не раскрывает НК РФ и содержание такого подтверждения. На практике требуется, чтобы в подтверждении содержалась подобная формулировка: "Подтверждается, что организация является (являлась) в течение определенного периода лицом с постоянным местопребыванием в Греции в смысле Соглашения между Правительством СССР и Правительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения на доходы от морских и воздушных перевозок от 27.01.1976".

Такой документ должен быть заверен печатью (штампом) выдавшего органа и подписью его уполномоченного должностного лица. Кроме того, на документе должен стоять апостиль (заверяющая надпись, удостоверенная подписью руководителя того органа, который выдал документ). На это указывает и Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 28.06.2005 N 990/05. Если подтверждение составлено на иностранном языке, то предоставляется также его перевод на русский язык.

В то же время, чтобы российская организация была освобождена от обязанностей по удержанию налога, ей достаточно получить нотариально заверенную копию подтверждения. Связано это с тем, что, как правило, иностранец может получить только одно подтверждение своего постоянного местонахождения за каждый календарный год выплаты доходов.

Расчет еще не декларация

По итогам отчетного и налогового периодов налоговый агент предоставляет информацию (расчет) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в инспекцию по своему местонахождению (п. 4 ст. 310 НК РФ). Расчет подается не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода. А за год - не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом (п. п. 3, 4 ст. 289 НК РФ). Бланк такого расчета утвержден Приказом МНС России от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286. Инструкция по его заполнению дана в Приказе этого же министерства от 03.06.2002 N БГ-3-23/275.

Важным моментом здесь является то, что НК РФ четко отделил расчет о суммах, выплаченных иностранцам, от декларации по налогу на прибыль. Это означает, что штраф за непредставление такого расчета составляет не 20 процентов от суммы, указанной в расчете (как за непредставление декларации по ст. 119 НК РФ), а всего 50 руб. (как за непредставление документов, предусмотренных НК РФ, по ст. 126 НК РФ). Именно такого подхода к ответственности за непредставление документов придерживается Президиум ВАС РФ (п. 15 Информационного письма от 17.03.2003 N 71).

В.А.Горюнов

Юрист

Подписано в печать

07.10.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Основания для прекращения лизингового договора ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 37) >
Статья: Физическое лицо в договоре комиссии ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 37)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.