|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Правомерность предоставления льготы по земельному налогу членам садоводческих товариществ и гаражных кооперативов ("Налоговый вестник", 2005, N 11)
"Налоговый вестник", 2005, N 11
ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ ЧЛЕНАМ САДОВОДЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ И ГАРАЖНЫХ КООПЕРАТИВОВ
Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение в том числе садоводческих товариществ, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Садоводческое товарищество считается созданным с момента его государственной регистрации, после которой земельный участок предоставляется садоводческому товариществу бесплатно первоначально в срочное пользование. После утверждения проекта организации и застройки территории данного товарищества членам садоводческого товарищества предоставляются земельные участки в собственность или на ином вещном праве. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов садоводческого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого товарищества. Земли общего пользования предоставляются садоводческому товариществу как юридическому лицу в собственность либо на ином вещном праве (ст. ст. 6 и 14 Закона N 66-ФЗ). Согласно Федеральному закону от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" местоположение границ земельных участков, используемых для гаражного строительства, садоводства, животноводства и огородничества, может определяться с использованием сведений государственного земельного кадастра, документов территориального планирования (в том числе генеральных планов поселений и городских округов), документации по планировке территории для размещения объектов гаражного строительства, проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан, землеустроительной документации при наличии соответствующих картографических материалов. Вопросы обложения земельным налогом садоводческих товариществ и гаражных кооперативов регламентируются начиная с 1 января 2005 г. гл. 31 "Земельный налог" НК РФ на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли нормативные правовые акты о введении земельного налога. В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В этой связи обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки. До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения земельными участками членам садоводческих товариществ и гаражных кооперативов плательщиками земельного налога являются садоводческие товарищества и гаражные кооперативы, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу.
При исчислении земельного налога читателям журнала следует иметь в виду, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного плательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, указанных в пп. 1 - 7 п. 5 ст. 391 НК РФ. К ним относятся: - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; - инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; - инвалиды с детства; - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий; - физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральными законами от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; - физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; - физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих такое право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. При исчислении земельного налога садоводческими товариществами и гаражными кооперативами следует иметь в виду, что исчисление этого налога производится со всей площади земельного участка садоводческого товарищества и гаражного кооператива, в том числе с площадей земель общего пользования. При этом уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в отношении членов садоводческого товарищества или гаражного кооператива, имеющих право на уменьшение налоговой базы в размере 10 000 руб., не применяется. После получения членами садоводческих товариществ или гаражных кооперативов свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами, и члены садоводческих товариществ и кооперативов могут самостоятельно уплачивать земельный налог. В этом случае налоговая база будет уменьшаться на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении налогоплательщиков, которые указаны в пп. 1 - 7 п. 5 ст. 391 НК РФ. Поддержка садоводов и садоводческих товариществ осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном ст. ст. 35 и 36 Закона N 66-ФЗ. Так, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целевых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по местным налогам подрядным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях; вводить льготы по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транспорте до садовых, огородных или дачных земельных участков и обратно; предоставлять средства на землеустройство и организацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, восстановление и повышение плодородия почвы, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от эрозии и загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований. Органы местного самоуправления и организации имеют право принимать на баланс дороги, системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, связи и другие объекты садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Кроме того, согласно ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований могут устанавливать по земельному налогу налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Н.В.Голубева Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 06.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |