|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Филиал страховой организации находится в г. Балашихе, имеет отдельный баланс и сдает расчеты по ЕСН в налоговую по г. Балашихе, а головная организация находится в г. Москве. В январе 2005 г. налоговая по г. Москве проверила правильность исчисления ЕСН филиалом в 2002 - 2003 гг., а в июне 2005 г. налоговая по г. Балашихе провела выездную проверку по ЕСН за 2004 г. Правомерны ли действия налоговых инспекций? ("Налоговый вестник", 2005, N 11)
"Налоговый вестник", 2005, N 11
Вопрос: Филиал страховой организации, расположенный на территории г. Балашихи Московской области, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, сдает расчеты по ЕСН в территориальную налоговую инспекцию по г. Балашихе и там же уплачивает ЕСН, а головная организация находится в г. Москве и там же состоит на налоговом учете. В январе 2005 г. налоговая инспекция по г. Москве проверила правильность исчисления и уплаты ЕСН филиалом страховой организации в 2002 - 2003 гг., а в июне этого же года сотрудники территориальной налоговой инспекции по г. Балашихе провели выездную налоговую проверку по ЕСН за 2004 г. Просим разъяснить, имели ли право налоговики проводить две выездные поверки в одном и том же году, а также почему это делали налоговые органы различных субъектов Российской Федерации?
Ответ: Статьей 89 НК РФ, устанавливающей порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, определено следующее. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не имеет права проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы имеют право проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от осуществления проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Методическими указаниями по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, направленными Письмом МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369@ (далее - Методические указания), разъяснено, что налоговые органы имеют право проводить выездные налоговые проверки филиалов и представительств налогоплательщика-организации независимо от проведения проверок налогоплательщика-организации. Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала и представительства налогоплательщика-организации независимо от проведения проверок головной организации принимается руководителем налогового органа (его заместителем) по месту нахождения филиала (представительства). По результатам вышеуказанных проверок составляется акт в порядке, установленном ст. 100 НК РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138, один экземпляр которого вручается руководителю филиала (представительства). Методическими указаниями разъяснен также порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщика-организации с одновременной проверкой ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений.
Так, руководитель налогового органа (его заместитель) по месту постановки на учет головной организации принимает решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации с одновременной проверкой входящих в ее состав филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений. Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя (уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения непосредственно после прибытия проверяющей группы на объект проверки (в филиал, представительство, обособленное подразделение). Проведение выездной налоговой проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения не может быть начато ранее начала проведения проверки головной организации. По результатам проверки филиала (представительства) и иного обособленного подразделения должностным лицом (должностными лицами) налогового органа, проводившего проверку, оформляется раздел акта выездной налоговой проверки применительно к форме, приведенной в Приложении N 1 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60, который подписывается должностным лицом (должностными лицами), проводившим (проводившими) проверку. Руководитель (уполномоченное им лицо) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения имеет право ознакомиться с вышеуказанным разделом акта; при необходимости факт ознакомления может быть удостоверен подписью руководителя (уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения с указанием соответствующей даты. Акт по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверок ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений и изложенных в соответствующих разделах акта. Учитывая вышеизложенное, несмотря на то что налоговые органы побывали дважды в филиале организации, о котором идет речь в ситуации, в текущем году, они не нарушили нормы ст. 89 НК РФ, так как выездные налоговые проверки проводились хотя и по одному и тому же налогу, но за разные налоговые периоды в каждой проверке (в январе 2005 г. - за налоговый период 2002 - 2003 гг., в июне 2005 г. - за 2004 г.). Согласно ст. 89 НК РФ и Методическим указаниям налоговые органы были также вправе проверить филиал организации независимо от проверки головной организации, что и было сделано территориальной инспекцией Московской области в июне 2005 г. Проверка головной организации с одновременной проверкой ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений проводилась территориальной московской инспекцией в январе текущего года. Читателям журнала необходимо также учитывать следующее. Согласно ст. 19 НК РФ в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Пунктом 8 ст. 243 НК РФ, устанавливающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, определено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения. Филиал организации, о котором идет речь в ситуации, не является самостоятельным плательщиком ЕСН, а только исполняет обязанность по уплате ЕСН головной организации, находящейся на территории г. Москвы и согласно ст. 83 НК РФ определяющей порядок учета организаций и физических лиц, вставшей на учет в территориальном налоговом органе по месту нахождения филиала - в Московской области. В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. ФНС России и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. Следовательно, учитывая нормы НК РФ, положения Методических указаний, а также Положение о Федеральной налоговой службе, территориальные налоговые органы г. Москвы и Московской области имели право проводить выездные налоговые проверки правильности исчисления и уплаты ЕСН филиалом, о котором идет речь в ситуации.
Е.В.Дорошенко Подписано в печать 06.10.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |