Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок проведения сотрудниками милиции проверок торговых предприятий ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 10)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 10

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ МИЛИЦИИ ПРОВЕРОК

ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В августе 2005 г. Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636 утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее по тексту - Инструкция).

Данная Инструкция определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

Следует обратить внимание, что в прошлом году МВД России был "выпущен в свет" другой документ - Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденная Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177 (Приказом МВД России от 12 августа 2005 г. N 665 внесены существенные изменения в данную Инструкцию). Эта Инструкция определяла порядок проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а именно НК РФ.

Необходимо отметить, что оба эти документа в первую очередь связаны с выявлением преступлений, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ (УПК РФ), и являются фактически доследственными мероприятиями, проводимыми в соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".

Главным их отличием друг от друга является предмет проверки: налоговые или иные преступления в части финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.

Рассмотрим более подробно порядок проведения проверок, предусматриваемый "свежей" Инструкцией.

Все указанные в ней мероприятия проводятся в виде единичных проверок или ревизий.

Сразу же следует отметить, что и проверка, и ревизия проводятся в срок не более 30 дней. Это означает, что независимо от фактического появления сотрудников милиции на проверяемом предприятии или у индивидуального предпринимателя срок проверки, указанный в постановлении, не прерывается. Началом срока проведения проверки или ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока является день подписания всеми проверяющими акта проверки или ревизии.

Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок или ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности, указан в Приложении N 2 к Инструкции. Такими лицами могут быть руководители органов внутренних дел от министра внутренних дел и его заместителей до начальников (первых заместителей начальников) УВД соответствующих муниципальных образований, где производится проверка (ревизия).

Проверка проводится сотрудниками милиции (Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям (Департаментом экономической безопасности МВД России)), в должностные обязанности которых входят выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты-ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Следует обратить внимание, что в том случае, если проверка (ревизия) проводится в занимаемых торговым предприятием (индивидуальным предпринимателем) помещениях (территории), представители проверяемого лица имеют право присутствовать при ее проведении.

Так чем же отличается проверка от ревизии?

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 12 Инструкции).

Инструкцией установлен следующий порядок ее проведения (этот порядок, кстати, касается и проведения ревизии).

При наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем выносится мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии по установленной форме.

Образцы всех документов, упоминаемых в Инструкции, приводятся в Приложениях к ней. Например, форма постановления о проведении проверки указана в Приложении N 1 к данной Инструкции.

Состав сотрудников милиции, проводящих проверку (равно как и ревизию), указывается в постановлении на проведение соответствующего проверочного мероприятия.

В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки (ревизии).

В случае необходимости для участия в проведении конкретных мероприятий по осуществлению проверки (или ревизии) могут привлекаться специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.

В ходе проведения проверки (ревизии) сотрудники милиции могут применять фото- и киносъемку, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств при проведении проверки (ревизии), прилагаются к акту проверки (ревизии), в котором делается отметка о применении этих средств.

При проведении проверки или ревизии сотрудники органов милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий). При этом если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются представителю проверяемого торгового предприятия, у которого изымаются подлинные документы.

В ходе проверки (ревизии) может возникнуть необходимость осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества (товаров), досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров. Подобного рода действия производятся в строгом соответствии с порядком, установленным п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции". Так, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя сотрудники милиции могут:

- производить в присутствии не менее двух понятых и представителя проверяемого лица, которому вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

- производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица;

- изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность;

- изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

- требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

Следует иметь в виду, что все предусмотренные выше мероприятия, связанные с проведением проверок (ревизий), должны быть зафиксированы в предъявляемом торговому предприятию постановлении. В противном случае органам милиции требуется оформление нового (дополнительного) постановления.

По результатам проведения проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее по тексту - акт проверки).

В акте проверки отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства. Причем акт составляется и в том случае, если нарушения законодательства в ходе проведения проверки не выявлены.

В акте проверки в обязательном порядке отражаются:

- полное и сокращенное наименование проверяемого торгового предприятия (либо фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- место проведения проверки;

- специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших проверку;

- дата начала и окончания проверки;

- все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений;

- сущность правонарушения, способ его совершения;

- ссылки на документы и иные обстоятельства, подтверждающие факт нарушения законодательства с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;

- факты непредставления каких-либо документов;

- обобщенные выводы о результатах проверки.

Акт проверки составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается представителю проверяемого лица (индивидуальному предпринимателю) под роспись с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта. В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам об этом делается отметка в самом акте, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта проверки направляется проверяемому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

В отличие от просто проверки ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть в этом случае проверке подвергаются все аспекты финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Как в ситуации с проверкой, ревизию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее по тексту - ревизия) назначают уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (органов милиции), указанные в Приложении N 2 к Приказу МВД России "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности".

При этом ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям. К ревизии могут привлекаться также сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел.

Как уже было рассмотрено выше, в целом порядок проведения ревизии совпадает с порядком проведения проверки за исключением оформления ее результатов.

По результатам проведения ревизии сотрудниками милиции составляется акт ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (далее по тексту - акт ревизии).

В акте ревизии отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные имеющие значение обстоятельства. Акт ревизии составляется и в том случае, если соответствующие нарушения законодательства в ходе проведения ревизии не выявлены.

Акт ревизии должен состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой.

В общей части акта ревизии в обязательном порядке отражаются обобщенные сведения о проведенной ревизии, а также указываются:

- полное и сокращенное наименование проверяемого юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- место проведения ревизии;

- специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших ревизию;

- период, за который проведена ревизия;

- дата начала и окончания ревизии;

- фамилии, имена и отчества представителей проверяемого лица. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;

- место регистрации проверяемого торгового предприятия (индивидуального предпринимателя), а также места осуществления финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (указывается в случае осуществления деятельности не по месту регистрации);

- сведения о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об открытых в банках расчетных и валютных счетах, о принятой учетной политике;

- документальное подтверждение наличия права на осуществление лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

- документальное подтверждение фактически осуществляемых видов деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии.

В описательной части акта ревизии отражаются все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений. В частности, обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.

В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.

Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции). Третий экземпляр акта вручается представителю проверяемого лица (индивидуальному предпринимателю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить акт ревизии по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется проверяемому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.

По результатам проверки (ревизии) принимается одно из следующих решений:

1) о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ;

2) о направлении материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ;

3) о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

4) о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

5) о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации.

Указанными выше ст. ст. 144 и 145 УПК РФ регулируется порядок рассмотрения сообщения органов милиции о преступлении (материалов проверок или ревизий) и принятия решения по результатам этого сообщения.

Так, согласно ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов.

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный ч. 1 настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.

В соответствии со ст. 145 УПК РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении могут быть приняты следующие решения:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.

В.Б.Гуккаев

Подписано в печать

27.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Инвентаризация - проведение, оформление, отражение в учете ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 10) >
Статья: Новое в исчислении и уплате НДС (с 1 января 2006 года) ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.