|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Постановлению Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.08.2005 N 2617/05 ("Консультант", 2005, N 20)
"Консультант", 2005, N 20
КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ ОТ 02.08.2005 N 2617/05
Данное Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда будет интересно производителям - экспортерам компьютерных программ.
Кто прав, кто виноват?
Спор между фирмами, разрабатывающими программное обеспечение, и налоговыми работниками начался давно. Основной вопрос - чем считать экспортируемые компьютерные программы - товаром или информационной услугой. В зависимости от ответа у фирм появлялось или исчезало право на нулевую ставку НДС. Компании были убеждены, что производят товар и имеют право на возмещение НДС при экспорте компьютерных программ (п. 1 ст. 164 НК РФ). А налоговые инспекторы утверждали, что софт (хоть и на дисках) - это не товар, а информационная услуга, которая должна облагаться по общему правилу по ставке 18 процентов. Судебная практика по данному вопросу не была однозначной. Часть судов вставали на сторону предприятий (например, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 30.12.2001 по делу N А05-10035/00-193/19, ФАС Московского округа от 27.02.2003 по делу N КА-А40/830-03). Другие же поддерживали сотрудников налогового ведомства (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2003 по делу N А56-7970/02).
Неизбежный финал
И вот наконец точку в давнем споре поставил Высший Арбитражный Суд. В Постановлении N 2617/05 он признал, что экспорт компьютерных программ не является экспортом товара, сделав при этом следующий вывод. В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение. Сделали ссылку арбитры и на Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", в котором указано, что авторское право на программы для ЭВМ не связано с правом собственности на их материальный носитель (п. 6 ст. 3 Закона). Другими словами, если фирма покупает компьютерную программу (произведение) на магнитном или оптическом носителе (материальном объекте), то к ней не переходит авторское право на саму программу. Далее суд отмечает, что, поскольку покупатель приобретает право использования программы в своей деятельности, эта деятельность подпадает под режим налогообложения услуг в соответствии с п. 1 ст. 148 Налогового кодекса. Однако покупатель в случае экспорта не осуществляет деятельность на территории России, а объект обложения налогом на добавленную стоимость возникает только в том случае, если он работает на территории нашей страны. Поэтому, делает вывод суд, с экспорта компьютерных программ НДС платить не надо, а значит, и правила о возмещении налога к нему не применяются.
Подписано в печать 27.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |