|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 09.08.2005 N 102н ("Консультант", 2005, N 20)
"Консультант", 2005, N 20
КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 09.08.2005 N 102Н <*>
————————————————————————————————<*> Письмом Минюста России от 20.08.2005 N 01/6962-ВЯ признан не нуждающимся в государственной регистрации. - Прим. ред.
Минфин и ФНС решили наконец покончить с разногласиями между своими сотрудниками по вопросам налогообложения. Ведь довольно часто мнения обоих ведомств кардинально различаются. И прежде всего от этого страдают налогоплательщики. Теперь создается межведомственная комиссия, которая и займется спорными моментами. Также ее члены будут вести совместную работу по подготовке поправок в Налоговый кодекс. Решения будут приниматься большинством голосов.
Письма с разъяснениями, противоречащими друг другу, регулярно выпускаемые сотрудниками Минфина и Федеральной налоговой службы, уже перестали кого-либо удивлять. Спорных моментов в налоговом законодательстве, по которым у каждого из ведомств имелась своя позиция, за последние несколько лет накопилось предостаточно. Особенно богатым на такие разногласия оказался последний год - с тех пор как налоговая служба фактически оказалась в подчинении у Минфина.
Когда в товарищах согласья нет...
Надо сказать, что финансисты предпринимали отчаянные попытки отделить собственные полномочия от "сфер влияния" налоговых инспекторов. Последние, по мнению работников финансовой службы, изложенному в Письме от 21.09.2004 N 03-02-07/39, могли лишь "доводить до налогоплательщиков ту информацию, которая ясно прописана в Налоговом кодексе". Что же касается права трактовать неясности и противоречия налогового законодательства, то согласно все тому же документу оно должно было безраздельно принадлежать самому Минфину. Казалось бы, чего проще - наладить работу с подведомственной структурой так, чтобы между ней и вышестоящим органом не было никаких противоречий. Однако министерству это не удалось: налоговая служба настойчиво продолжала выпускать собственные разъяснения по самым разнообразным вопросам трактовки Налогового кодекса. Причем довольно часто ее мнение оказывалось прямо противоположным позиции Минфина. Недавняя причина разногласий - ошибки в коде бюджетной классификации, допущенные бухгалтером при заполнении платежки. По мнению представителей ФНС, даже если деньги попадут в нужный бюджет, налог все равно будет считаться неуплаченным (Письмо ФНС России от 25.07.2005 N 10-1-13/3367). И в данном случае фирме начислят пени. Ведь, как считают инспекторы, Налоговый кодекс не предусматривает освобождения от пеней по одному налогу при наличии переплаты по другому. Интересно, что это Письмо налоговая служба выпустила спустя лишь несколько месяцев после того, как Минфин обнародовал собственное мнение по данному вопросу (Письмо от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54). Стоит ли говорить, что оно было прямо противоположным? И в результате, пока два ведомства разбирались, что к чему, инспекторы продолжали начислять пени из-за ошибки, которая даже не приводит к бюджетным потерям. Другим поводом для споров между Минфином и ФНС оказался порядок учета фирмой-"упрощенцем" затрат на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации. В Письме от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70 работники министерства указывают, что принять такие расходы можно сразу после оплаты товара, не дожидаясь момента перепродажи продукции. А налоговые инспекторы продолжают руководствоваться устаревшим Письмом МНС России от 11.06.2003 N СА-6-22/657, которое, наоборот, запрещает учитывать такие расходы до реализации товаров, и штрафуют "упрощенцев" при попытке отнести стоимость нереализованного товара на расходы. И эти два примера, увы, не исключение. Каждый раз, выпуская новый документ на "старую" тему, сотрудники обоих ведомств обвиняют друг друга в том, что позиция оппонента противоречит закону. Какими же разъяснениями руководствоваться фирмам и предпринимателям, для которых, собственно, и должны выпускаться такие письма, остается загадкой.
Конец междоусобице?
К настоящему моменту необходимость решения данной проблемы признали как в Минфине, так и в ФНС. Именно с целью покончить с подобными разногласиями Приказом Минфина России от 09.08.2005 N 102н утверждено создание Межведомственной комиссии по координации взаимодействия этих двух ведомств в налоговой сфере (Минюст России 30 августа 2005 г. признал этот Приказ не нуждающимся в регистрации). Согласно документу сформирована данная комиссия будет на паритетных началах. В ней будет участвовать равное количество представителей ФНС и Минфина (всего их тринадцать, включая председателя, которым назначен заместитель министра финансов Сергей Шаталов). К основным задачам комиссии как раз и относится выработка согласованной позиции по вопросам применения норм законодательства. Чиновники будут также вести совместную работу по подготовке поправок в Налоговый кодекс. Планируется, что заседать комиссия будет не реже одного раза в месяц, а в случае возникновения неотложных дел будут проводиться внеочередные собрания. Решение комиссии должно приниматься большинством голосов. Причем председатель наделен правом решающего голоса. Кроме того, для поиска лучшего варианта решения того или иного вопроса комиссия сможет привлекать и сторонних участников. К таковым, как говорится в самом Приказе, могут относиться не занятые в основном составе работники Минфина и ФНС, а также "эксперты, консультанты и иные заинтересованные лица". Кого именно имели в виду авторы документа, не совсем понятно. Однако изложенная формулировка Приказа вовсе не исключает, что в поиске совместных решений двух ведомств могли бы принимать участие и представители бизнеса. Но, даже если такой оптимистический прогноз оправдается, к сожалению, инициатива так или иначе будет исходить от ведомственных чиновников - членов комиссии. Если деятельность новой структуры окажется успешной, то времена непримиримых разногласий финансистов и налоговой службы канут в Лету. Во всяком случае, Приказ Минфина описывает вполне радужные перспективы. Однако одно "но" все же остается. Ранее выпущенные разъяснения в поле зрения членов комиссии могут и не попасть. Во всяком случае, в Приказе о возможности пересмотра старых документов прямо не говорится. Наличие же двух писем с противоположным содержанием фактически предоставляет налогоплательщику право самому выбрать наиболее выгодную для него позицию. Напомним: согласно ст. 111 Налогового кодекса письменные разъяснения как одного, так и другого ведомства освободят его от ответственности в случае возникновения налогового спора. Кроме того, вызывает серьезные опасения и другой момент: окажется ли работа комиссии настолько оперативной, что ее участники будут успевать рассматривать абсолютно все спорные вопросы, которых в российском налоговом законодательстве предостаточно. Так или иначе, на эти вопросы можно будет ответить только по прошествии какого-то времени. Пока же можно лишь надеяться, что "бумажная война" между налоговыми инспекторами и финансистами с началом работы комиссии закончится.
Подписано в печать 27.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |