|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 16.08.2005 N 03-06-01-02/27 ("Консультант", 2005, N 20)
"Консультант", 2005, N 20
КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.08.2005 N 03-06-01-02/27
Сотрудники финансового ведомства разъяснили, что следует считать объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Но напомнили, что использование льготы по налогу на имущество будет правомерно лишь при соблюдении определенных условий.
Несмотря на то что гл. 30 Налогового кодекса введена в действие еще с прошлого года, вопросы по применению ее на практике возникают едва ли не чаще, чем по всем известной гл. 25. Что понимается под объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса? Такой вопрос задали налоговые инспекторы своим коллегам из финансового ведомства.
Что считать объектом?
Несомненно, вопрос Федеральной налоговой службы, поставленный перед Минфином, весьма актуален. Ведь жилищно-коммунальное хозяйство обладает значительным количеством основных средств, которые облагаются налогом на имущество. По мнению финансистов, при определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса нужно руководствоваться целым перечнем документов. К ним относятся: 1) Градостроительный кодекс; 2) Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150; 3) Закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (вступает в силу с 01.01.2006); 4) Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235; 5) Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности ("Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов"), утвержденный Постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51. Судя по этим документам, перечень объектов инженерной инфраструктуры достаточно обширен. Вместе с тем можно выделить то общее, что их объединяет. А именно такие объекты должны быть созданы и предназначены для функционирования жилищно-коммунального комплекса. Так, в частности, к ним относятся сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. Однако применение этих документов на практике и определение с их помощью состава объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ не влечет за собой автоматического права на применение льготы, указанной в п. 6 ст. 381 Налогового кодекса. По мнению работников финансового ведомства, для правомерного применения льготы нужно соблюсти ряд условий.
Льгота без штрафов
Итак, при каких же условиях объекты инженерной инфраструктуры ЖКХ подпадают под действие льготы по налогу на имущество? Как следует из комментируемого Письма, льгота в отношении такого рода объектов может применяться при одновременном выполнении следующих условий: 1) объекты основных средств должны: а) числиться на балансе организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере; б) быть включены в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на территории соответствующего муниципального образования; в) использоваться в целях оказания жилищно-коммунальных услуг; 2) финансирование (полное или частичное) должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Другими словами, объекты основных средств должны принадлежать предприятиям, которые работают в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. А значит, для выполнения первого условия объекты основных средств должны числиться на счете 01 "Основные средства" в организации, которая работает в жилищно-коммунальной сфере. Но это только одно условие. Кроме того, их назначение должно определяться именно как "объекты инженерной инфраструктуры" (порядок определения изложен выше). Принципиально важным фактором является то, что эти объекты должны использоваться только в целях оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере. Так, в случае если организация использует объекты инженерной инфраструктуры не только для оказания жилищно-коммунальных услуг, но и, например, сдает их в аренду, льгота по налогу на имущество на них распространяться не будет. Заметьте, что организация при этом должна обеспечить раздельный учет таких объектов основных средств. Главным и весьма "скользким" условием остается содержание объектов инженерной инфраструктуры за счет финансирования (полного или частичного), осуществляемого за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов. Причем финансирование из бюджета может идти как в части покрытия конкретных затрат организации, так и в части покрытия убытка от содержания таких объектов. При этом к последним относятся затраты, связанные непосредственно с обеспечением сохранности этих объектов и поддержанием их в эксплуатационном состоянии. Отметим, что направление бюджетного финансирования является принципиально важным вопросом. Так, в своих ответах на частные запросы Минфин России сообщает, что следует разделять такие средства, как возмещение разницы в тарифах за оказанные услуги и возмещение доходов, недополученных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья (Письма Минфина России от 24.06.2005 N 03-06-01-04/290, от 03.06.2004 N 03-05-06/61, от 02.02.2005 N 03-06-01-04/82). Это связано с тем, что возмещение расходов от предоставления гражданам льгот по оплате жилья, полученное из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, является по существу финансированием затрат жилищно-коммунальных организаций в части покрытия убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства. Например, на балансе МУП находятся канализационные очистные сооружения, канализационные сети. Организация получает из местного бюджета денежные средства в виде компенсации убытков, полученных от предоставления льгот по оплате жилья определенным категориям граждан. Данное поступление можно рассматривать как финансирование из местного бюджета. Следовательно, МУП может применить льготу по налогу на имущество в части объектов инженерной инфраструктуры, так как все условия выполнены. А вот средства, полученные в возмещение разницы в тарифах за оказанные услуги, не являются финансированием на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства. Так, МУП осуществляет водоснабжение населения города. На балансе организации числится имущество: очистные сооружения, насосная станция, водопроводная сеть. Из бюджета поступает финансирование в виде возмещения разницы в цене по коммунальным услугам, оказанным населению. В данном случае право на применение льготы по налогу на имущество неприменимо. Ведь объекты инженерной инфраструктуры не облагаются налогом на имущество, если соблюдены одновременно четыре требования. В рассматриваемом случае выполняются только три вышеуказанных условия, а именно: - имущество отражено на балансе МУП; - имущество включено в состав объектов инженерной инфраструктуры; - имущество используется для оказания жилищно-коммунальных услуг. Однако критерий финансирования не выполняется. Указанное возмещение не рассматривается как финансирование из бюджета, следовательно, организация не сможет воспользоваться льготой по налогу на имущество. Обратите внимание: региональные органы власти могут ввести дополнительные льготы по налогу на имущество и основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ). В частности, установить льготу по налогу на имущество по объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ независимо от источника их финансирования. Таким образом, право на льготу организации могут реализовать только при соблюдении оговоренных ранее четырех условий. При этом нужно обратить пристальное внимание на то, чтобы инженерные объекты жилищно-коммунальной сферы использовались только по своему прямому назначению и не передавались в аренду. Особенно важен порядок получения бюджетного финансирования. Если оно рассматривается как возмещение недополученных доходов, то в этом случае предприятие вправе применять установленную льготу. А вот когда бюджетное финансирование рассматривается как возмещение разницы в тарифах, у организации возможности применения льготы нет.
Подписано в печать 27.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |