|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 19.08.2005 N 03-08-05 ("Консультант", 2005, N 20)
"Консультант", 2005, N 20
КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 19.08.2005 N 03-08-05
Иностранная фирма оказывает услуги российской организации. Когда возникает необходимость в регистрации постоянного представительства на территории России? Или же российская фирма-партнер должна будет выступать в качестве налогового агента? Сотрудники Минфина считают, что все зависит от деятельности иностранца. Точнее, отвечает ли эта деятельность установленным законодательством требованиям для постоянного представительства.
Россия становится все более привлекательным местом для ведения бизнеса иностранными компаниями. При этом такие фирмы стремятся не только сотрудничать с российскими, но и самостоятельно осуществлять деятельность на территории нашей страны через организацию постоянного представительства. В последнем случае деятельность иностранных организаций подлежит налогообложению. Причем особенности взимания налогов с представительств зарубежных компаний закреплены в Налоговом кодексе. У бухгалтеров иностранных организаций возникает много вопросов, связанных с применением норм этого документа, которые регулируют порядок признания представительств иностранных фирм в качестве плательщиков налога на прибыль, а также правила его расчета.
Когда нужно представительство?
Первый вопрос, возникающий у бухгалтера иностранной организации, которая стала вести бизнес в нашей стране, - при каких условиях такая деятельность приведет к образованию постоянного представительства.
Ответ на него дает ст. 306 Налогового кодекса. Она определяет критерии признания постоянного представительства иностранной фирмы на территории России. Напомним, что основными условиями отнесения представительства зарубежной компании к категории плательщиков налога на прибыль является наличие любого места деятельности на территории России и регулярное осуществление в этом месте предпринимательской деятельности. К сожалению, несмотря на то что Налоговый кодекс устанавливает критерии определения постоянного представительства, он не дает однозначных разъяснений по ряду ситуаций, которые складываются в процессе работы зарубежных фирм. Например, как быть в случае, когда иностранная компания оказывает услуги по ремонту оборудования (причем если специалисты прибывают для оказания этих услуг в командировку)? Приводит ли данная деятельность к образованию постоянного представительства зарубежной компании на территории России? По мнению Минфина России, такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса данная деятельность является предпринимательской. Осуществляется она на территории нашей страны. Определяющим же критерием будет то, что ремонтные услуги российской фирме иностранная компания оказывает несколько раз в год, а значит, ее деятельность в нашей стране носит регулярный характер. Понятие регулярности раскрывается в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (п. 2.2.1 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150). В частности, если постоянное представительство иностранной фирмы занимается предпринимательской деятельностью на территории России более 30 дней в течение календарного года (непрерывно или в совокупности), то его деятельность считается регулярной. Однако в случае, когда иностранная фирма осуществляет свою деятельность меньше 30 дней, она также может быть признана регулярной. Поскольку п. 2.2.1 Методических рекомендаций устанавливает, что соответствие критерию регулярности может быть определено на основе анализа фактической деятельности зарубежной компании в России. Что и произошло в ситуации, которая описана в рассматриваемом Письме. Обратите внимание: моментом образования постоянного представительства считается не начало деятельности по организации представительства как такового, а начало осуществления регулярной предпринимательской деятельности. А моментом прекращения функционирования постоянного представительства - реальное прекращение ведения предпринимательской деятельности на территории нашей страны. Заметьте, что в случае, если иностранная фирма получает доходы в России без организации постоянного представительства, подобные доходы подлежат налогообложению у источника таких выплат (ст. 309 НК РФ). Другими словами, российский контрагент, выплачивающий их иностранной фирме, должен в момент перечисления удержать налог на прибыль.
Налоговый агент: быть или не быть?
Зачастую бывает, что постоянное представительство, уже зарегистрированное в налоговой инспекции в России, выплачивает своим иностранным партнерам те или иные доходы. Как быть в этой ситуации? Например, представительство зарубежной компании в России заключает договор с резидентом другой страны о предоставлении персонала. Должно ли оно по отношению к своим контрагентам выступать в роли налогового агента и удерживать с выплачиваемых сумм налог на прибыль? Однако, прежде чем ответить на этот вопрос, стоит разобраться, не возникает ли у иностранной компании, предоставившей персонал, постоянное представительство в нашей стране. Ведь если оно образуется, то налог с полученных доходов она будет платить самостоятельно. Как уже отмечалось, Налоговым кодексом предусмотрен ряд признаков, которые приводят к возникновению постоянного представительства на территории России (п. 2 ст. 306 НК РФ). И услуга по предоставлению персонала для работы в представительстве иностранной компании в России не будет отвечать критериям представительства лишь при соблюдении определенных условий. Так, п. 2.4.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, устанавливается, что такая деятельность не имеет признаков постоянного представительства, если направляемый таким образом персонал остается в штате направляющей организации. Причем, по мнению финансистов, необходимо, чтобы нанятый таким образом персонал действовал исключительно от имени и в интересах той организации, в которую он был направлен. Таким образом, зарубежная компания, предоставляя персонал для работы российского представительства другой западной фирмы, не осуществляет на территории России предпринимательской деятельности. Обратите внимание: если персонал остается в штате организации, которая его предоставила, и действует только от имени и в интересах фирмы, куда он был послан для работы, это не будет являться оправданием перед налоговыми инспекторами. Так, если положительная разница между суммами оплаты за услугу предоставления персонала и установленными для него суммами заработной платы и компенсации будет превышать 10 процентов от всех выплат в пользу персонала, то такая деятельность может привести к образованию постоянного представительства. А вот документальным подтверждением оказания данного рода услуг являются акты или другие документы, свидетельствующие о факте предоставления персонала, а также выставленные и оплаченные счета. Таким образом, компания - резидент Турции, которая предоставляет эту услугу, образовывает постоянное представительство на территории нашей страны. Означает ли это, что в данном случае контрагенту иностранной фирмы придется производить удержание налога? Нет, организация, которая оплачивает услуги иностранной фирмы по предоставлению персонала, удерживать налог с этих выплат не должна. Поскольку данный доход подпадает под действие п. 2 ст. 309 Налогового кодекса. При этом такие доходы не могут облагаться налогом на прибыль у источника выплат независимо от того, кто их выплачивает: российская фирма или постоянное представительство зарубежной фирмы. Это связано с тем, что деятельность по предоставлению персонала не приводит к образованию постоянного представительства и не поименована в перечне доходов, которые облагаются налогом на прибыль у источника выплат, а значит, и не может облагаться налогом на прибыль.
Подписано в печать 27.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |