Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 03.08.2005 N 03-06-02-02/57 ("Консультант", 2005, N 20)



"Консультант", 2005, N 20

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ

ОТ 03.08.2005 N 03-06-02-02/57

В связи с обновлением принципов организации самоуправления в России со следующего года потребуется "переустановить" местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) и ЕНВД. Финансисты осветили ряд проблемных вопросов, связанных с введением этих обязательных платежей на территориях вновь созданных муниципальных образований и городов федерального значения.

Помимо напоминания о сроках введения местных налогов и ЕНВД, действие которых в будущем году заметно изменится, документ содержит информацию об условиях, которые необходимо выполнить органам власти для корректного установления таких платежей в муниципальном образовании (городе федерального значения). Плательщики же благодаря такой своеобразной "памятке" от финансистов смогут самостоятельно отследить данную "правильность". И, соответственно, избежать переплаты по налогам, которые не будут введены в действие своевременно и надлежащим образом.

Налоговое обновление местного масштаба

Местные налоги и единый налог на вмененный доход с 1 января 2006 г. фактически придется вводить заново. И не только потому, что с этой даты вступает в силу ряд изменений на федеральном уровне для земельного налога и "вмененного" спецрежима. Еще более веской причиной является обновление системы местного самоуправления в России с начала следующего года (Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

В настоящее время происходит реорганизация административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, в результате которой будут изменены границы и формы муниципальных образований. Соответственно, заново будут сформированы и органы местного самоуправления. Все это повлечет необходимость принятия новых местных нормативных актов взамен действующих, ведь взимать налоги в прежнем виде будет уже нельзя - их устанавливали для другой территории.

Детали процедуры

Напомним, что любой налог считается установленным лишь в том случае, когда определены его плательщики и все необходимые элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).

К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ). Эти обязательные платежи устанавливают в два этапа. Прежде всего федеральные законодатели в соответствующей главе Налогового кодекса (либо, на данном этапе, в соответствующем нормативном акте) определяют налогоплательщиков, объект налогообложения, пределы ставок и льгот по налогу, его базу, а также налоговый (отчетный) период и порядок исчисления платежа (для налога на имущество физических лиц - также порядок и сроки уплаты).

Как отметили финансисты в опубликованном Письме, необходимые элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц муниципальные власти (власти городов федерального значения) должны определять согласно Закону РФ от 09.12.1991 N 2003-1. Ведь специальной главы для этого обязательного платежа Налоговый кодекс в настоящее время не содержит (ст. 3 Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Что касается земельного налога, то по этому платежу соответствующая глава включена в Налоговый кодекс с 1 января 2005 г. Правда, на территориях муниципальных образований (городов федерального значения), представительные органы которых не успели ввести этот налог до указанной даты, в текущем году было разрешено взимать его на прежних основаниях в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". Однако с 1 января 2006 г. этот документ утрачивает силу (пп. 1 п. 2 ст. 2 Закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ), и для земельного налога будут действовать лишь правила гл. 31 Налогового кодекса.

Конкретные же ставки и налоговые льготы в пределах, установленных Налоговым кодексом и Федеральным законом о налоге на имущество физлиц, а для земельного налога также порядок и сроки его уплаты, определит муниципальный нормативный акт (в г. г. Москве и Санкт-Петербурге - региональный закон данного субъекта). Этот документ и введет на территории муниципального образования (города федерального значения) местный налог, то есть укажет на обязанность уплачивать его с определенной даты (п. 4 ст. 12 НК РФ).

По аналогичной двухступенчатой схеме вводится и единый налог на вмененный доход - на основании гл. 26.3 Налогового кодекса. В действующей ее редакции право вводить "вмененку" закреплено за региональными властями. Но с 1 января 2006 г. эта компетенция будет тоже передана на местный уровень - представительным органам муниципальных образований (п. 1 ст. 346.26 НК РФ в ред. Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Временная "ловушка"

Как подчеркнуто в комментируемом Письме Минфина, огромное значение для своевременного введения местных налогов и ЕНВД имеют сроки принятия и опубликования соответствующих нормативных актов.

Напомним, что акты, которые вводят налоги и (или) сборы на местном уровне, не могут вступить в силу раньше 1 января года после их принятия. При этом нужно соблюсти и другое ограничение: со дня официального опубликования нормативного документа должно пройти не менее одного месяца (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Таким образом, делают вывод финансисты, для того чтобы местные налоги и ЕНВД начали действовать с 1 января 2006 г., то есть чтобы нормативные акты муниципальных образований (городов федерального значения) вступили в силу уже с этой даты, они должны быть приняты и опубликованы официально до 1 декабря 2005 г. Плательщикам следует обратить внимание, что при невыполнении указанного ограничения налоги местного значения не будут считаться установленными. Иначе говоря, их обоснованно можно не платить до тех пор, пока муниципальные власти (власти г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) не выполнят все необходимые для этого условия.

Поясним, почему допустимы сомнения в своевременности и корректности введения налогов, которым посвящен комментируемый документ.

Местные налоги: переходные положения

Для начала обратимся к проблемам установления местных налогов, которые берут начало в текущем преобразовании административно-территориального деления субъектов. Как видно из опубликованного Письма, финансовые специалисты принимают во внимание, что далеко не все муниципальные образования успеют до 1 декабря 2005 г. сформировать новые представительные органы, в компетенцию которых как раз и входит введение налогов "на местах" (п. 4 ст. 12 НК РФ). Впрочем, такой вариант законодательно предусмотрен и особых осложнений не вызовет. Дело в том, что указанные правила распространяются лишь на те муниципальные образования, которые уже созданы в соответствии с Законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ и сформировали свои властные структуры (п. 2 ст. 7 Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ). На остальных же территориях вводить налоги вправе прежние органы власти, которые существовали на момент вступления в силу гл. 12 Закона N 131-ФЗ - 6 октября 2003 г. (п. 4 ст. 84 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

Другое дело, что помимо наличия уполномоченных структур для введения местных налогов существует, как отмечено выше, и проблема соблюдения сроков принятия (опубликования) необходимых нормативных актов. Финансисты в Письме указали, что отдельные муниципальные образования могут не справиться с "налоговой задачей" именно на этом этапе. Заметим, что в таком случае на данной территории земельный налог и налог на имущество физических лиц смогут быть введены лишь с 1 января 2007 г.

Специфика "вмененки"

На вопросе о введении в муниципальных образованиях и городах федерального значения системы налогообложения в виде ЕНВД следует остановиться особо. Положения Закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ, согласно которым "вмененка" переводится на местный уровень, вступают в силу лишь с 1 января 2006 г. Но этот же документ предусматривает и исключения из данного правила.

Так, уже в 2005 г. власти Москвы и Санкт-Петербурга вправе принять законы, устанавливающие виды деятельности, подлежащие переводу на "вмененку" в 2006 г. на подведомственной территории, а также значения коэффициента К2, которые будут действовать с этой даты. Таким же образом могут поступить власти муниципальных районов и городских округов, которые уже образованы согласно принципам новой системы местного самоуправления в соответствии с Законом N 131-ФЗ (п. 3 ст. 7 Закона N 95-ФЗ). Однако следует помнить, что соответствующие нормативные акты должны быть приняты и опубликованы тоже не позднее 30 ноября 2005 г.

У местных же властей иных муниципальных образований, сроки формирования которых не позволят разработать, принять и опубликовать вовремя законы о ЕНВД, воспользоваться указанным правом не получится. Ведь в отношении "вмененки" не предусмотрено таких же переходных положений, как для налога на имущество физических лиц и земельного налога. Следовательно, прежние властные структуры ввести "вмененный" спецрежим в муниципальном образовании с 1 января 2006 г. не смогут. А значит, перемены по части спецрежима на данной территории станут возможны также не ранее 1 января 2007 г. (абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ).

Подписано в печать

27.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/111 ("Консультант", 2005, N 20) >
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 12.08.2005 N 03-05-02-04/155 ("Консультант", 2005, N 20)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.