Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Смягчаем последствия налоговых проверок ("Все о налогах", 2005, N 10)



"Все о налогах", 2005, N 10

СМЯГЧАЕМ ПОСЛЕДСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Если при проведении налоговой проверки (камеральной или выездной) на вашем предприятии были выявлены нарушения налогового законодательства, - не отчаивайтесь! Налоговый кодекс дает возможность уменьшить сумму штрафов или даже полностью избежать ответственности за нарушения налогового законодательства.

Пунктом 1 ст. 111 НК РФ установлен исчерпывающий перечень из трех оснований, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения. При этом при наличии хотя бы одного из этих обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Остановимся на указанных обстоятельствах подробнее.

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства

Первым основанием, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, согласно пп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ является совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания).

Например, в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган затребовал у налогоплательщика первичные документы.

Документы налоговому органу не представлены в связи с тем, что они были уничтожены пожаром. Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ.

В соответствии с указанным пунктом непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от. 29.12.2004) общество хранит документы, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества.

Из справки начальника отдела государственного пожарного надзора следует, что пожар произошел в строении, принадлежащем на праве собственности директору налогоплательщика. Из учредительных документов следует, что он является единственным участником общества.

Таким образом, документы хранились в надлежащем месте и были уничтожены в результате пожара, в связи с чем налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.04.2005 N А19-15661/04-40-Ф02-1659/05-С1).

Изъятие документов - основание для освобождения

от ответственности

А если первичные документы изъяты уполномоченным государственным органом? Совершенно очевидно, что корректная подготовка налоговой отчетности, своевременное представление налоговых деклараций и т.д. будет затруднено. Но является ли это обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения?

В Письме УМНС России по г. Москве от 20.02.2004 N 11-14/10630 по этому вопросу разъяснено, что при наличии обстоятельств, указанных в ст. 111 НК РФ, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, а изъятие органами внутренних дел финансовых документов и иных носителей информации, содержащих финансовую отчетность, не является обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Однако судебные инстанции занимают менее жесткую позицию. По их мнению, изъятие бухгалтерской документации является непреодолимым обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика в совершении налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 119 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2004 N Ф04-5257/2004(А27-3304-19)).

Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.10.2001 N А19-5554/01-33-Ф02-2561/2001-С1.

Некоторые суды считают, что изъятие документов может служить лишь обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, но не исключающим ее (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.05.2000 N А56-31511/99).

"Болезненное состояние"

Вторым обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (применимо только для физических лиц), является совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение).

Письменные разъяснения уполномоченного органа

И наконец, третьим и наиболее широко применяемым обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом либо другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

От налоговых органов налогоплательщики вправе получать информацию (в том числе в письменном виде):

- о действующих налогах и сборах;

- законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

- порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Министерства финансов РФ и финансовых органов. Причем Минфин России предоставляет разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Финансовые органы субъектов Российской Федерации отвечают на вопросы, связанные с применением регионального налогового законодательства. Обязанность письменно разъяснять применение нормативных правовых актов о местных налогах и сборах возлагается на финансовые органы местного самоуправления (ст. 34.2 НК РФ).

Официальное разъяснение

Позиция Минфина России. В Письме от 26.01.2005 N ШС-6-01/58@ "О полномочиях налоговых и финансовых органов" сказано, что финансовые органы разъясняют любые вопросы налогоплательщиков относительно применения норм налогового законодательства, а налоговые органы предоставляют информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также разъяснять порядок заполнения налоговой отчетности.

Позиция КС РФ. Заметим, что налогоплательщик может не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за невыполнение норм подобного разъяснения, так как оно не относится к законодательству о налогах и сборах. В Определении Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 316-О подтверждено, что налогоплательщик не может привлекаться к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном нормативном акте.

Позиция ВАС РФ. Пунктом 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что не имеет значения, кому адресовано разъяснение, - конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц.

Кто имеет право разъяснять налоговое законодательство?

Согласно Письму Минфина России от 13.01.2005 N 03-02-07/1-1 должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения ФНС России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, являются директор ФНС России и его заместители. Руководители территориальных органов ФНС России и их заместители в пределах их компетенции вправе подписывать документы соответствующих налоговых органов. Должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются министр финансов Российской Федерации и его заместители. Разъяснения других финансовых органов вправе подписывать руководители соответствующих финансовых органов и их заместители.

Однако позже Минфин России несколько "расширил" свою позицию и в Письме от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются: министр финансов Российской Федерации и его заместители; директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Статьи, комментарии в средствах массовой информации и т.д.

Следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что статьи, комментарии в средствах массовой информации, ответы на вопросы, данные чиновниками в справочно-правовых системах, не представляют собой официальные разъяснения, а являются личным мнением государственного служащего соответствующего органа. Согласно Федеральному закону от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы" (в ред. от 27.05.2003) государственный служащий вправе заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью (ст. 11).

Иногда налогоплательщики пытаются использовать информацию, отраженную в таких разъяснениях, в целях освобождения от ответственности. Как правило, такие попытки бесперспективны. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2004 N А05-9051/03-20 указано, что разъяснение советника налоговой службы, опубликованное в компьютерной системе "КонсультантПлюс", не может являться основанием для освобождения от ответственности, предусмотренным пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Хотя иногда суды поддерживают в указанных ситуациях налогоплательщика и принимают в этой области весьма спорные решения. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01 суд признал обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, то обстоятельство, что налогоплательщик руководствовался разъяснением должностного лица МНС России, опубликованном в газете.

Смягчаем ответственность

Пункт 3 ст. 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основании Налогового кодекса за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, в частности, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.

Таким образом, право учитывать и применять смягчающие обстоятельства дано только суду, налоговым органам такое право не предоставлено. Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно.

Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Итак, сумма штрафа, назначаемого за совершение налогового правонарушения, в случае установления судом хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства может быть снижена в пределах от 50 до 100% размера налоговой санкции.

Ясно, что сумма штрафа не может быть снижена до нуля, поскольку назначение судом штрафа в размере 0 руб. 00 коп. фактически будет являться освобождением привлекаемого к налоговой ответственности лица от применения налоговой санкции.

Арбитражная практика показывает, что смягчающими признаются, как правило, следующие обстоятельства:

- тяжелое материальное положение привлекаемого к ответственности лица, отсутствие источника уплаты санкции;

- состояние здоровья привлекаемого к ответственности лица и его близких;

- незначительность допущенной просрочки;

- факт совершения налогового правонарушения впервые;

- статус налогоплательщика.

Ю.М.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

26.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Налогоплательщик перешел с 01.01.2005 на уплату ЕСХН. Ранее он применял общеустановленный порядок налогообложения с использованием кассового метода. В период применения общеустановленного порядка налогообложения им были реализованы товары. Оплата за них получена и расходы на их приобретение оплачены после перехода на уплату ЕСХН. В каком порядке в этом случае налогоплательщик должен учесть полученные им доходы и понесенные расходы? ("Все о налогах", 2005, N 10) >
Статья: Суточные сверх норм: очередное решение Президиума ВАС РФ ("Все о налогах", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.