|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Некоторые аспекты нового Закона о налоге на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения ("Налоги и налогообложение", 2005, N 9)
"Налоги и налогообложение", 2005, N 9
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НОВОГО ЗАКОНА О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО, ПЕРЕХОДЯЩЕЕ В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ
Закон об отмене налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, встречен с одобрением как прогрессивный и цивилизованный, освобождающий от уплаты налога на наследование и дарение десятки миллионов граждан. Действительно, он освободит многих людей от бремени уплаты налога на наследование и дарение, получаемое ими от близких родственников. В числе таковых признаются: супруги, родители и дети (в том числе усыновители и усыновленные), дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры как полнородные, так и неполнородные (имеющие общих только мать или отца). При существовавших ранее ставках большинство граждан, живущих на пенсии и мизерные заработные платы, просто не могли позволить себе принять что-либо в дар или выплатить налог после оформления наследства. В Законе назван перечень объектов, переходящих в порядке наследования или дарения, налог для которых отменен. Перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Не подлежат налогообложению наследование и дарение недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей и паев. Состав объектов, признаваемых для этих целей недвижимыми вещами, должен определяться в соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Определение понятия "транспортное средство" закреплено в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ст. 1 Федерального закона "Об обязательном страховании владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, которые гласят, что это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Обычно под транспортными средствами понимают: а) морские и речные суда (включая баржи, лихтеры и другие плавучие средства); б) воздушные суда (включая самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты);
в) дорожные транспортные средства (включая прицепы и полуприцепы); г) железнодорожный подвижной состав (вагоны, цистерны). В настоящее время проблема, казалось бы, разрешена, во всяком случае, для указанного в Законе круга лиц и в отношении указанного имущества. Не умаляя в целом положительности принятого закона, тем не менее, хотелось бы обратить внимание на опасности, которые могут свести его положительные качества к нулю. Речь пойдет, прежде всего, о размерах государственной пошлины и нотариальных тарифов, взимаемых за совершение нотариальных действий. На сегодняшний день уже существует такая практика, когда нотариус, оформляющий наследство или удостоверяющий договор дарения, требует от граждан указать рыночную стоимость имущества. Оценка недвижимого имущества может производиться как органами, имеющими лицензию на оценку недвижимости, так и органами по учету объектов недвижимости по месту их нахождения (БТИ). Стоимость земельных участков определяется как организациями, имеющими лицензию на оценку земельных участков, так и местными органами власти. В свою очередь, стоимость транспортных средств вправе определить организации, имеющие лицензию на оценку транспортных средств, или судебно-экспертные учреждения органа юстиции. На практике, например, в г. Москве, в БТИ уже существует два отдела - один выдает справку о балансовой (инвентаризационной) стоимости недвижимого имущества, а второй - о его рыночной стоимости. Для получения второй справки гражданин должен заплатить в среднем 5 тыс. руб. Сходная ситуация и с оценкой стоимости земельных участков, домов и другого имущества. Нотариусы, требуя справки о рыночной стоимости объекта, ссылаются на Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и новый Жилищный кодекс Российской Федерации и отказываются совершать нотариальные действия без такой оценки. Почему так происходит? Во-первых, существующее законодательство не имеет четких формулировок. В законах (в том числе и в Налоговом кодексе РФ) закреплены двойные стандарты, с одной стороны, есть инвентаризационная (балансовая) стоимость, которая во много раз ниже рыночной, а с другой - рыночная. Порядок определения стоимости недвижимого имущества (за исключением земельных участков) для целей налогообложения, исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, нотариальных тарифов ни Налоговым кодексом, ни другими федеральными законами не установлен. Во-вторых, доходы нотариуса напрямую связаны со стоимостью оформляемого имущества. В-третьих, чем выше указанная оценка, тем больше государственная пошлина и нотариальные тарифы, от которых, кстати, новый закон никого не освобождает. Сложившаяся двойственная ситуация долго продолжаться не может, и, скорее всего, в обозримом будущем будет принят соответствующий документ, признающий, что стоимость имущества будет определяться только исходя из рыночной оценки, а это приведет к большим затратам граждан на оформление и получение наследства или дара. Вопрос о правилах определения стоимости имущества, исходя из которого исчисляется государственная пошлина и нотариальный тариф, задается с 1 января 2005 г., то есть с момента вступления в силу новой главы Налогового кодекса, регулирующей порядок уплаты государственных пошлин. По запросу президента Федеральной нотариальной палаты Е.Н. Клячина Министерство финансов РФ в Письме от 14 марта 2005 г. N 03-06-03-03/09 сообщило, что "плательщик государственной пошлины с учетом местных особенностей для исчисления размера государственной пошлины вправе воспользоваться на выбор как рыночной стоимостью, так и инвентаризационной стоимостью". Что же касается нотариальных тарифов, то за удостоверение договоров он взимается исходя из суммы, указанной сторонами в договоре, а вот что касается нотариального тарифа за вступление в наследство, то об этом Министерство финансов ничего не говорит. Вопрос остался на откуп самих нотариусов. Налоговый кодекс РФ в п. 3 и п. 6 ст. 333.18 гласит, что при обращении за совершением нотариальных действий государственная пошлина взыскивается - до совершения нотариальных действий, т.е. до выдачи свидетельства о праве на наследство или до удостоверения договора дарения, если таковой заключается у нотариуса, или перед государственной регистрацией, если - в простой письменной форме, до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий, либо до подачи соответствующих документов. В свою очередь, ст. 333.24 НК РФ регламентирует размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий. В п. 5 этой статьи указано, что за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит уплате государственная пошлина в размере 0,5% от суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 руб.; Согласно п. 22 этой статьи за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию размер государственной пошлины составит: - детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя - 0,3% от стоимости наследуемого имущества, но не более 100 000 руб.; - другим наследникам - 0,6% от стоимости наследуемого имущества, но не более 1 млн. руб. Лица, не являющиеся близкими родственниками или в отношении имущества, не вошедшего в перечень освобождаемого от налогов, должны будут заплатить налог на доходы в размере 13%. Государственная пошлина при регистрации договора дарения, составленного в простой письменной форме составит всего - 500 руб. Как наглядно видно из приведенных тарифов, дарение является более выгодным, нежели наследование, во всяком случае исходя из материальных соображений. И еще одна опасность, которая таится в недрах принятого Закона. На наш взгляд, высока вероятность, что бизнес, пользуясь схемами фиктивного брака и получая по этой причине освобождение от налогообложения, сможет теперь легко "передавать" любое имущество и в любом размере.
Л.К.Айвар д.ю.н., профессор
И.Л.Трунов д.ю.н., профессор Подписано в печать 25.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |