Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Транспортный налог: практика исчисления и уплаты ("Налоги и налогообложение", 2005, N 9)



"Налоги и налогообложение", 2005, N 9

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ:

ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ

Наша страна вступила в эпоху сплошной автомобилизации. Автомобиль для россиянина превратился из предмета роскоши в средство передвижения. При этом каждый автовладелец должен уплатить транспортный налог. Уплата этого налога касается не только гражданина, имеющего автомобиль, но и хозяина лодки с парусом или мотоплуга.

Транспортный налог - это региональный налог, заменивший с 1 января 2003 года налоги, служившие источниками образования дорожных фондов.

Транспортному налогу посвящена гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая была включена в разд. IX Кодекса Федеральным законом РФ от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ".

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствие с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

В соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ в целях реализации положений гл. 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Приказом МНС России <1> были утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действующие в неизменном виде по сей день.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Приказ МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 // Экономика и жизнь. 2003. апр. N 16.

Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по этому налогу в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 НК РФ.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до 1 августа 2002 г., налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

В случае если лизингодатель, на которого зарегистрировано транспортное средство не является резидентом Российской Федерации, транспортный налог уплачивается лизингополучателем, на которого в соответствии с российским законодательством временно зарегистрировано транспортное средство <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20.01.2005 N 03-06-04-04/1 // Нормативные акты для бухгалтера. 2005. 8 мар. N 5.

В отношении воздушных судов налогоплательщиками транспортного налога являются эксплуатанты, указанные в Свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 26.11.2004 N 03-06-04-04/12.

Примечание. Здесь и далее за исключением указанных особо, тексты писем официально опубликованы не были.

Налогоплательщиком транспортного налога в отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, является собственник судна или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре, плательщиком транспортного налога является фрахтователь судна <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 02.09.2004 N 03-06-04-04/02.

Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Не являются объектами налогообложения:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- промысловые морские и речные суда;

- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органом исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Налоговый кодекс не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых оно используется. В том числе поэтому объектами налогообложения транспортным налогом признаются, например, плавучие доки, плавкраны, плавмастерские <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Письмо Минфина России от 19.01.2005 N 03-06-04-02/1

При этом необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в гл. 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ из объекта налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с вышеназванным Классификатором учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 01.04.2005 N 03-06-04-04/1; Письмо Минфина России от 19.01.2005 N 03-06-04-02/1.

Специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки (включая машины поливомоечные и машины пожарные), не могут быть отнесены к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". По отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 02.02.2005 N 03-06-04-05/03; от 30.12.2004 N 03-06-04-04/17.

Об обложении транспортным налогом автомобилей со специализированными кузовами: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15.12.2004 N 03-06-04-04/14 // Документы и комментарии. 2005. 1 фев. N 3.

Любому хозяину транспортного средства было бы полезно научиться рассчитывать транспортный налог самому. Для данного расчета нужно иметь представление о таких понятиях, как налоговая база, налоговый период и налоговая ставка.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние окружающей среды:

По транспортному налогу она определяется следующим образом :

- по транспортным средствам, имеющим двигатели, - исходя из мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

- по воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - в соответствии с паспортной статической тягой реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

- по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, - за основу расчета берется валовая вместимость в регистровых тоннах;

- по другим водным и воздушным транспортным средствам - с единицы транспортного средства.

При этом налоговая база по этим транспортным средствам определяется отдельно.

Проведенная в декабре 2004 г. Конституционным Судом РФ <8> оценка положений п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. ст. 17, 19, 38, 53 и 358 данного Кодекса позволила сделать вывод, что транспортный налог и налог на имущество организаций имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам транспортного средства: по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением, а по транспортному налогу - физическими свойствами, обусловливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 N 451-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. N 3.

Налоговый период - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

В силу ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год. При этом Налоговым кодексом для этого налога не предусмотрено отчетных периодов, порядка исчисления и сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также сроков представления расчетов по авансовым платежам по налогу. Следовательно, Налоговым кодексом не предоставлено субъектам Российской Федерации право определять отчетные периоды и сроки уплаты транспортного налога по итогу отчетных периодов <9>.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31.05.2005 N 03-06-04-04/25; от 13.05.2005 N 03-06-04-04/23 // Учет. Налоги. Право. - Официальные документы. 2005. 21 июня. N 23.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По общему правилу налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в ст. 361 НК РФ.

По транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ федеральный законодатель зафиксировал средние величины налоговых ставок по категориям транспортных средств, а п. 2 этой статьи предоставил субъектам Российской Федерации право при введении транспортного налога уточнять их таким образом, чтобы конкретные размеры введенных субъектами Российской Федерации ставок налога не выходили за границы пятикратного уменьшения или увеличения средних налоговых ставок, закрепленных в п. 1 ст. 361 НК РФ <10>. Таким образом, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации вправе пересмотреть, в том числе в сторону понижения, размеры введенных ими ставок транспортного налога, если для этого возникнут необходимые обстоятельства.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 N 272-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Баукина Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 2 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации".

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По общему правилу сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Например, владелец легкового автомобиля с мощностью двигателя 71 л. с. будет платить транспортный налог 355 руб. (71 л.с. х 5 руб. = 355 руб.). Следовательно, транспортный налог для владельца "Жигулей" составит примерно 300 - 400 руб. в год. Для владельцев иномарок эта сумма будет больше в 3 - 5 раз, в зависимости от мощности двигателя автомобиля.

Однако в случае регистрации транспортного средства и снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время продолжает действовать форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная Приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. <11>.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению: Приказ МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2004 N 5501) // РГ. 2004. 4 фев. N 19.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Форма такого уведомления в настоящее время утверждена Приказом МНС России от 15 марта 2004 г. <12>.

     
   ————————————————————————————————
   
<12> О формах налоговых уведомлений: Приказ МНС России от 15.03.2004 N БГ-3-04/198@ (Зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2004 N 5713) // РГ. 2004. 15 апр. N 78.

Если владелец транспортного средства проигнорирует уплату транспортного налога, то документы будут переданы в суд, который вынесет решение о принудительном взимании налога. Штраф составит 20% от суммы задолженности плюс пени в размере 0,05% за каждый день просрочки. Например, владельцу легкового автомобиля мощностью 75 л.с. придется заплатить пени в размере около 19 коп. в сутки.

Хотелось бы отметить, что в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, исчезает и объект налогообложения транспортным налогом. В случае утилизации транспортного средства документальным основанием не начислять транспортный налог будет выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия, документ, устанавливающий факт и дату уничтожения транспортного средства. Но при этом налог не будет взиматься не с даты уничтожения, а с месяца, когда транспорт снят с учета.

А.В.Самигулина

Всероссийская государственная

налоговая академия

Подписано в печать

25.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Магазин снимает в субаренду у физлица нежилое помещение, которое не является его собственностью, и платит арендную плату на лицевой счет физлица в Сбербанк. Физлицо с этого счета оплачивает аренду собственнику, у которого и арендует это помещение с целью дальнейшего выкупа в собственность. Нужно ли в этом случае выполнять функции налогового агента и удерживать с суммы арендной платы НДФЛ? ("Налоги и налогообложение", 2005, N 9) >
Статья: Некоторые аспекты нового Закона о налоге на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения ("Налоги и налогообложение", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.