|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Постановка на учет - хронический недуг вмененщика ("Московский бухгалтер", 2005, N 10)
"Московский бухгалтер", 2005, N 10
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ - ХРОНИЧЕСКИЙ НЕДУГ ВМЕНЕНЩИКА
Споры о том, где "вмененные" фирмы и коммерсанты должны становиться на учет, не утихают уже несколько лет. Недавно к обсуждению подключились и московские налоговые работники.
По мере развития бизнеса все больше столичных фирм начинают работать в регионах. Особенно часто - в Московской области. В столице ЕНВД введен Законом г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 75. Ему "подвластна" только деятельность по размещению наружной рекламы, да и то если фирма занимается ею как предпринимательской (пп. 3 п. 1 ст. 1). А ст. 1 "вмененного" Закона Московской области от 24 ноября 2004 г. N 150/2004-ОЗ утвердила более широкий перечень спецрежимных видов деятельности. Напомним, среди них - бытовые, ветеринарные услуги, ремонт автомобилей, розничная торговля, общественное питание и др. Поэтому велика вероятность, что вся или часть "подмосковной" работы столичной компании подпадет под спецрежим. У бухгалтеров традиционно возникает масса "вмененных" вопросов. Один из самых актуальных - где становиться на учет в качестве плательщика ЕНВД. Ведь это можно сделать как в одной инспекции в регионе, так и в каждой из них по месту работы. На него сотрудники УФНС по г. Москве ответили в своем новом Письме от 17 августа 2005 г. N 18-11/3/58352.
Ведомственное затмение
Новое Письмо московских инспекторов поистине революционно для столичных фирм и коммерсантов. Но прежде чем пояснить, в чем заключается его значение для бухгалтеров, кратко напомним историю "регистрационной" проблемы. Осенью прошлого года появилось несколько противоречащих друг другу разъяснений Минфина и ФНС. Так, в Письме Министерства финансов от 7 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/14 сказано, что организации и коммерсанты должны отмечаться по месту, где работают, только если они не прошли регистрацию в какой-либо инспекции в данном субъекте России.
Пример 1. Столичная фирма ЗАО "Экстра-Принт-М", которая специализируется на печати цифровых фотографий, открыла два пункта приема и выдачи заказов в Московской области. Первый из них расположен в г. Воскресенске, второй - в г. Жуковском. Данный вид деятельности связан с оказанием бытовых услуг населению. Поэтому на основании ст. 1 Закона Московской области от 24 ноября 2004 г. N 150/2004-ОЗ он облагается ЕНВД. Следуя указаниям Письма Минфина от 7 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/14, компания встала на учет только в ИФНС по г. Жуковскому. Там она будет отчитываться по обеим точкам приема-выдачи заказов. Руководитель выбрал этот город для постановки на учет, поскольку так было удобнее организации.
Через некоторое время налоговые работники выпустили противоположное по смыслу разъяснение. В Письме МНС от 12 ноября 2004 г. N 22-2-14/1787@ они сообщили, что спецрежимники должны вставать на учет в каждой инспекции, на территории которой работают.
Пример 2. Условие примера 1. Следуя указаниям Письма МНС от 12 ноября 2004 г. N 22-2-14/1787@, компания встала на учет и в ИФНС по г. Воскресенску, и в ИФНС по г. Жуковскому Московской области. По каждому пункту приема-выдачи заказов она будет отчитываться в инспекцию по его местонахождению.
А в Письме ФНС от 9 декабря 2004 г. N 09-4-02/4866 проверяющие объяснили, почему были не согласны с точкой зрения минфиновцев. Во-первых, если фирма встанет на учет только в одной инспекции, а будет работать по всему региону, контролеры не смогут выполнить положения Бюджетного кодекса. Ведь в пп. 3 п. 3 ст. 2 Закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ сказано, что в 2005 г. единый налог на вмененный доход должен зачисляться в местные бюджеты. Последние, в свою очередь, представляют собой казну различных муниципальных образований, например районов, городов. Во-вторых, регистрация фирмы или коммерсанта только в одной инспекции региона затруднит их поиск, а значит, и налоговый контроль. Как проводить выездные проверки таких налогоплательщиков, инспекторам вообще непонятно. Доводы ФНС убедили Министерство финансов. В Письме от 27 декабря 2004 г. N 03-06-05-02/25 сотрудники этого ведомства сообщили, что в 2005 г. компаниям следует придерживаться требований Федеральной налоговой службы.
2:0 в пользу организаций
Между тем в своем Письме от 17 августа 2005 г. N 18-11/3/58352 сотрудники московского УФНС просто процитировали положения ст. 346.28 Налогового кодекса. Они сообщили, что фирмы и коммерсанты, которые не состоят на учете в инспекциях субъекта России, где работают, обязаны отметиться по месту своей деятельности. Для этого ст. 346.28 отводит им пять дней. По мысли инспекторов, столичная фирма, которая ведет "вмененную" деятельность в области, не освобождается от постановки там на учет (см. пример 1). Это Письмо интересно компаниям не столько своим содержанием, сколько тем, что оно не оспаривает положение ст. 346.28 Налогового кодекса. Напомним, в данной статье говорится о том, что регистрироваться нужно, только если компания еще не стоит на учете в данном регионе. Письма УФНС по г. Москве от 17 августа 2005 г. N 18-11/3/58352 и Минфина от 7 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/14 дают отличную возможность фирмам возразить на требования местных контролеров о постановке на учет в каждой инспекции. В свою защиту вы можете сослаться на пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса. Там сказано: если компания следует письменным разъяснениям контролеров (прежнего Письма Минфина никто не отменял), она освобождается от ответственности. А тот факт, что Письма были ответом на запросы конкретных налогоплательщиков, согласно п. 35 Постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5, не имеет значения в целях применения ст. 111 Налогового кодекса. Ссылаться на них фирмы и коммерсанты имеют полное право. По нашему мнению, спорить или нет, зависит от деятельности, которой вы занимаетесь. Если это развозная торговля, выгоднее следовать Письму Минфина N 03-06-05-04/14. А при стационарной деятельности проще будет встать на учет, чтобы не встречаться с инспекторами в суде. Однако даже если дело дойдет до суда, вы наверняка выиграете. Так, судьи последовательно принимают сторону организаций и предпринимателей. Они убеждены, что требования инспекторов об учете в каждой налоговой в регионе, где компания работает, противоречат ст. 346.28 Налогового кодекса. Поэтому они безосновательны. Например, такой вывод содержат Постановления ФАС Уральского округа от 28 июня 2005 г. N Ф09-2715/05-С7 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2005 г. N А19-26828/04-24-Ф02-3311/05-С1. Обратите внимание: с 1 января 2006 г. вступят в силу изменения п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса, введенные Законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ. Согласно им ЕНВД будет полностью переведен на муниципальный уровень. То есть столичным "вмененным" фирмам придется отмечаться в каждой инспекции округа и муниципального района, где они будут работать. Так что "одноразовой" регистрацией можно пользоваться только до конца текущего года.
Д.Попов Эксперт МБ Подписано в печать 25.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |