Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Когда требование об уплате налога можно не выполнять ("Главбух", 2005, N 18)



"Главбух", 2005, N 18

КОГДА ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА

МОЖНО НЕ ВЫПОЛНЯТЬ

Порой налоговики так спешат выставить требование на уплату налога, что допускают там грубейшие ошибки. И если фирма их выявит, то может предотвратить бесспорное списание денег со счета. Однако времени на тщательное изучение требования у организации, как правило, нет. Поэтому чтобы вы могли быстро справиться с этой задачей, мы обобщили свежую арбитражную практику по этому вопросу. А также привели наглядный образец требования, где показали поля, в которых инспекторы часто допускают ошибки.

К чему приводит пропуск сроков, в которые

инспекторы должны направить требование

Сроки, в которые налоговики должны направить требование, установлены ст. 70 Налогового кодекса РФ. Если недоимка обнаружена по результатам камеральной проверки, то инспекторам дается три месяца на то, чтобы потребовать долг. Эти три месяца отсчитываются со дня, следующего за тем, когда наступил срок платежа.

Если же недоимка выявлена по результатам выездной проверки, то налоговики должны направить требование в течение 10 дней с той даты, когда было вынесено соответствующее решение.

Однако как показывает арбитражная практика, пропуск этих сроков не означает, что требование недействительно, то есть незаконно. Так решил Президиум ВАС РФ в п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 г. N 71. Опираясь на этот документ, к такому же выводу приходят другие арбитражные суды, например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 18 апреля 2005 г. по делу N А82-8362/2003-37.

То есть инспекторы могут выставить требование и позже. Главное для налоговиков - не пропустить сроки для взыскания недоимки и пеней в бесспорном порядке или через суд. Эти сроки составляют определенный период времени и не могут быть отодвинуты (см. п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71). Нарушение инспекторами данных сроков приведет к тому, что они не смогут списать с фирмы недоимку и пени. Поэтому рассмотрим подробно, какие сроки установлены для бесспорного списания, а какие - для взыскания через суд.

Бесспорное списание недоимки

Если организация не исполнит требование в назначенный срок, налоговики могут списать недоимку с расчетного счета фирмы. Для этого они должны вынести решение о взыскании. На это им дается 60 дней по окончании срока, в который надо было исполнить требование (п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ).

Обратим внимание, что если денег на расчетном счете фирмы нет, то налоговики вправе взыскать долг за счет другого имущества. При этом, как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19 июля 2005 г. N 853/05, чтобы принять решение о таком взыскании, отзывать инкассовое поручение из банка не нужно.

Схематично расчет срока для бесспорного взыскания недоимки и пеней мы представили в таблице. Нарушив этот срок, инспекторы не смогут списать деньги с расчетного счета организации.

     
   ———————————T—————————————————T——————————————————————————————————————T———————————
   
В ходе ¦День, с которого ¦ Время на то, чтобы ¦ Общий срок

какой ¦ идет ¦ ¦ для

проверки ¦ отсрочка срока +----------T-----------T---------------+бесспорного

выявлена ¦ ¦ выставить¦ исполнить ¦ принять ¦ списания

недоимка ¦ ¦требование¦ требование¦ решение ¦ долга

¦ ¦ ¦ ¦ о бесспорном ¦

¦ ¦ ¦ ¦ списании долга¦

     
   ———————————+—————————————————+——————————+———————————+———————————————+———————————
   
Камеральная¦День, следующий ¦3 месяца ¦10 дней ¦60 дней ¦3 месяца

¦за датой уплаты ¦ ¦ ¦ ¦и 70 дней

¦налога ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+—————————————————+——————————+———————————+———————————————+———————————
   
Выездная ¦День, следующий ¦10 дней ¦10 дней ¦60 дней ¦80 дней

¦за тем, когда ¦ ¦ ¦ ¦

¦инспекторы ¦ ¦ ¦ ¦

¦подписали решение¦ ¦ ¦ ¦

¦о взыскании ¦ ¦ ¦ ¦

¦недоимки ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+—————————————————+——————————+———————————+———————————————+———————————
   

Взыскание недоимки через суд

Если налоговики опоздали с решением о бесспорном взыскании долга, они вправе обратиться в суд в течение шести месяцев с того дня, как прошел срок для бесспорного взыскания недоимки (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 12 апреля 2005 г. N 14452/04). В таблице на следующей странице мы привели расчет срока, в который налоговики должны уложиться, чтобы взыскать недоимку и пени через суд.

     
   ———————————T——————————T—————————————————————————————————————————————T———————————
   
В ходе ¦ День, ¦ Время на то, чтобы ¦ Общий срок

какой ¦с которого+----------T-----------T-----------T----------+ для

проверки ¦ идет ¦ выставить¦ исполнить ¦ принять ¦обратиться¦бесспорного

выявлена ¦ отсрочка ¦требование¦ требование¦ решение о ¦ в суд ¦ списания

недоимка ¦ срока ¦ ¦ ¦ бесспорном¦ ¦ долга

¦ ¦ ¦ ¦ списании ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ долга ¦ ¦

     
   ———————————+——————————+——————————+———————————+———————————+——————————+———————————
   
Камеральная¦День, ¦3 месяца ¦10 дней ¦60 дней ¦6 месяцев ¦9 месяца

¦следующий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и 70 дней

¦за датой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦уплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦налога ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+——————————+——————————+———————————+———————————+——————————+———————————
   
Выездная ¦День, ¦10 дней ¦10 дней ¦60 дней ¦6 месяцев ¦6 месяцев

¦следующий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и 80 дней

¦за тем, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦когда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦инспекторы¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦подписали ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦решение о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦взыскании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦недоимки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+——————————+——————————+———————————+———————————L——————————+———————————
   

Таким образом, если налоговики пропустят сроки для взыскания недоимки в принудительном или судебном порядке, то их требование на уплату налога недействительно. А значит, его можно не выполнять.

Ошибки в заполнении требования

Любая ошибка, которую инспекторы допустили при заполнении требования, может привести к тому, что требование будет признано недействительным. Фирма вправе оспорить в судебном порядке требование с ошибками либо решение о бесспорном взыскании налога, принятое на основании такого требования.

Какую информацию инспекторы обязаны указать в требовании, сказано в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ. Это:

- сумма задолженности по налогу;

- размер пеней, начисленных на момент направления требования;

- срок уплаты налога, установленный законодательством;

- срок, в который требование должно быть исполнено;

- меры по взысканию налога;

- основание взимания налога, а также ссылку на положения закона, устанавливающего обязанность платить налог.

Это все сведения, которые должны содержаться в требовании согласно Кодексу.

Однако, по мнению Пленума ВАС РФ (п. 19 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5), в требовании нужно указывать еще и дату, с которой начисляются пени и ставки пеней. Эти данные необходимы, чтобы проверить, обоснованна ли недоимка, а также правильно ли начислены пени. К такому же выводу приходит большинство арбитражных судов.

Обратим внимание, что в форме требования, утвержденной Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465, нет графы, в которой можно было бы привести ставку пеней. Фактически это означает, что любое требование, составленное по данной форме, можно признать недействительным.

Поэтому если вы увидели, что инспекторы не вписали в какой-нибудь строке своего требования об уплате пеней данные, позволяющие рассчитать эти пени, то можете смело такое требование не исполнять.

Арбитражную практику по ошибкам в требовании мы привели в таблице:

Из-за каких ошибок в бланке требования судьи

признают его незаконным

     
   ————————————————T———————————————————————————————T—————————————————————————————
   
Ошибка ¦ Решение судей ¦ Реквизиты решения

в требовании ¦ ¦

     
   ————————————————+———————————————————————————————+—————————————————————————————
   
В требовании не ¦В требовании, в котором не ¦Постановления ФАС

приведен расчет ¦указана недоимка, дата, с ¦Восточно-Сибирского округа

пеней ¦которой начислены пени и ставка¦от 19 мая 2005 г. по делу N

¦пеней, не позволяет проверить ¦А19-24946/04-43-Ф02-2173/05-

¦достоверность расчета пеней. А ¦С1, ФАС Московского округа

¦значит, решение налоговой ¦от 28 июня 2005 г. по делу N

¦инспекции о взыскании налога, ¦КА-А40/5647-05

¦пеней недействительно ¦

     
   ————————————————+———————————————————————————————+—————————————————————————————
   
Дата, когда ¦В таком случае требование ¦Постановление ФАС

выставлено ¦выставлено без срока ¦Волго-Вятского округа от

требование, ¦исполнения, то есть в нем нет ¦13 апреля 2005 г. по делу N

более поздняя, ¦одного из обязательных ¦А11-1100/2004-К2-Е-5375

чем срок его ¦реквизитов. Поэтому решение ¦

исполнения ¦налоговой инспекции о взыскании¦

¦долга в бесспорном порядке ¦

¦незаконно ¦

     
   ————————————————+———————————————————————————————+—————————————————————————————
   
Инспекция ¦В требовании должны быть ¦Постановление ФАС Поволжского выставила ¦указаны подробные данные об ¦округа от 1 сентября 2004 г. требование, ¦основаниях взимания налога. ¦по делу N А72-2112/04-8/261 в котором ¦В противном случае оно является¦ не указала ¦недействительным ¦ основание для +-------------------------------+--------------------------- ———— взыскания ¦В качестве основания должны ¦Постановления ФАС Московского

недоимки ¦быть приведены объект ¦округа от 29 марта 2005 г.

¦налогообложения, налоговая ¦по делу N КА-А40/2036-05, от

¦база, период, ставка налога ¦30 августа 2004 г. по делу N

¦ ¦КА-А40/7625-04

     
   ————————————————+———————————————————————————————+—————————————————————————————
   
В качестве ¦В таком случае основание для ¦Постановление ФАС Московского

положений ¦взимания налога в требовании ¦округа от 9 марта 2004 г.

закона, ¦не приведено. В связи с чем ¦по делу N КА-А40/1325-04

устанавливающего¦невозможно установить, есть ¦

обязанность ¦недоимка или нет, а ¦

заплатить налог,¦соответственно проверить ¦

инспекция ¦правильность расчета пеней. ¦

указала ссылку ¦Следовательно, требование ¦

на часть первую ¦недействительно ¦

Налогового ¦ ¦

кодекса РФ ¦ ¦

     
   ————————————————+———————————————————————————————+—————————————————————————————
   
На основании приведенной арбитражной практики мы составили образец требования со всеми необходимыми реквизитами. Он приведен на с. 50. Красным цветом мы пометили поля, в которых чаще всего ошибаются налоговики. 25 ТРЕБОВАНИЕ N -- ———— ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА

5 сентября 5

по состоянию на "--" -------- 200_ г.

Межрайонная ИФНС России N 17 по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
(наименование налогового органа)

ставит в известность Общество с ограниченной ответственностью

     
                         ————————————————————————————————————————————
   
(полное наименование организации)

"Прогресс"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента)

о том, что за Вашей организацией числится задолженность по налогам (сборам), а

также пеням. На основании действующего на территории Российской

Федерации законодательства о налогах и сборах Ваша организация обязана уплатить:

     
   ————T——————————————————T—————————————T—————————T———————T—————————————————————¬
   | N |   Наименование   |Установленный|Недоимка,| Пени, |    Код бюджетной    |
   |   |      налога      | срок уплаты |  рублей | рублей|    классификации    |
   |   |      (сбора)     |             |         |       |                     |
   +———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+—————————————————————+
   |1  |Налог на прибыль, |28.07.2005   | 5 112,85|       |18210101011011000110 |
   |   |зачисляемый в     |             |         |       |                     |
   |   |федеральный бюджет|             |         |       |                     |
   +———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+—————————————————————+
   |2  |Налог на прибыль, |28.07.2005   |         | 86,41 |18210101011012000110 |
   |   |зачисляемый в     |             |         |       |                     |
   |   |федеральный бюджет|             |         |       |                     |
   +———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+—————————————————————|
   |3  |Налог на прибыль, |28.07.2005   |26 576,23|       |18210101012021000110 |
   |   |зачисляемый в     |             |         |       |                     |
   |   |бюджеты субъектов |             |         |       |                     |
   |   |РФ                |             |         |       |                     |
   +———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+—————————————————————+
   |4  |Налог на прибыль, |28.07.2005   |         |449,14 |18210101012022000110 |
   |   |зачисляемый в     |             |         |       |                     |
   |   |бюджеты субъектов |             |         |       |                     |
   |   |РФ                |             |         |       |                     |
   +———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+—————————————————————+
   |5  |                  |             |         |       |                     |
   +———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+—————————————————————+
   |6  |                  |             |         |       |                     |
   +———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+—————————————————————+
   |...|                  |             |         |       |                     |
   +———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+—————————————————————+
   |   |Итого             |      х      |38 689,08|535,55 |                     |
   L———+——————————————————+—————————————+—————————+———————+——————————————————————
   

СПРАВОЧНО

05 09 2005

По состоянию на -- --.---- г. за Вами числится общая задолженность в

32 224,63 31 689,08

сумме --------- руб., в том числе по налогам (сборам) --------- руб.

Межрайонная ИФНС России N 17 по Московской области

     
   ————————————————————————————————————————————————————————————————————
   
(наименование налогового органа) Обществом с ограниченной ответственностью предлагает числящуюся за ----------------------------------------- ———— (наименование организации-налогоплательщика

(плательщика сборов) или налогового агента)

"Прогресс"

     
   ———————————задолженность погасить.
   
                                                    Оборотная сторона
   
                                      По данным декларации за полугодие
   Основания взимания налогов (сборов) ——————————————————————————————
   
2005 г. сумма авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащая
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
(указать подробные данные об основаниях

уплате за II квартал, составляет 31 689,08 руб.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
взимания налогов (сборов), норму законодательства

В связи с тем, что данная сумма не перечислена обществом

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Российской Федерации о налогах и сборах,

в установленный срок - не позднее 28 июля 2005 г. (п. 1 ст. 287

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
устанавливающую обязанность налогоплательщика

НК РФ), за просрочку платежа в 39 дней на недоимку в размере

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
(плательщика сборов) или налогового агента

31 689,08 руб. с 29 июля 2005 г. начислены пени по ставке

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
уплатить налог или сбор, сорок уплаты налога (сбора))

1/300 x 13% за каждый день просрочки. Их сумма составляет 535,55

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
руб. (31 689,08 руб. x 1/300 x 13% x 39 дн.)
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
В случае, если настоящее требование будет оставлено без 15 09 2005 Межрайонная ИФНС России N 17 исполнения, в срок до --.--.---- года -------------------------- ———— по Московской области
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
   
(наименование налогового органа)

примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах

(статьи 46, 47 части первой Налогового кодекса Российской Федерации)

меры принудительного взыскания налогов (сборов) и других

обязательных платежей.

В каких случаях налоговики

вообще не вправе выставлять требование

Направляя требование, налоговики нередко нарушают Налоговый кодекс РФ. Например, выставляют его не на уплату налога, а на уплату пенсионных взносов. Или же выписывают требование повторно, когда опоздали со сроком бесспорного взыскания долга. Арбитражная практика свидетельствует о том, что из-за подобных ошибок судьи признают требование недействительным, а списание денег незаконным. Примеры таких ошибок мы привели в таблице.

Ошибки, совершаемые налоговиками при направлении требования

     
   ————————————————————T————————————————————————————————T———————————————————————————
   
Ситуация ¦ Что сказал суд ¦ Реквизиты дела
     
   ————————————————————+————————————————————————————————+———————————————————————————
   
Инспекция выставила ¦Выставлять требование на ¦Постановления ФАС

требование на ¦основании лицевых счетов нельзя,¦Северо-Западного округа

основании данных ¦так как они относятся к ¦от 20 июля 2004 г. по делу

лицевого счета ¦внутриведомственной системе ¦N А66-2224-04, от 19 мая

фирмы ¦учета. А такая система не ¦2003 г. по делу N

¦возлагает каких-либо ¦А56-33095/02

¦обязанностей на ¦

¦налогоплательщика, а также ¦

¦не содержит необходимых данных ¦

¦для проверки обоснованности ¦

¦начисления пеней ¦

     
   ————————————————————+————————————————————————————————+———————————————————————————
   
Инспекция выставила ¦Налоговики не вправе направлять ¦Постановление ФАС

требование на ¦требование на уплату пенсионных ¦Восточно-Сибирского округа

уплату пенсионных ¦взносов, так как они установлены¦от 22 марта 2005 г. по делу

взносов и пеней ¦не Налоговым кодексом РФ. ¦N А69-931/04-3-Ф02-1048/

по ним ¦Взыскивать недоимку и пени по ¦05-С1

¦взносам может Пенсионный фонд РФ¦

¦в судебном порядке ¦

     
   ————————————————————+————————————————————————————————+———————————————————————————
   
Налоговики ¦Требование может быть выставлено¦Постановления ФАС

выставили ¦только при наличии недоимки. А ¦Волго-Вятского округа от

требование на уплату¦ее можно определить только по ¦21 июня 2005 г. по делу N

авансовых платежей ¦окончании отчетного (или ¦А43-34731/2004-36-581, ФАС

по налогу внутри ¦налогового) периода. Если ¦Северо-Западного округа от

отчетного периода ¦организация не перечислила ¦4 мая 2005 г. по делу N

¦авансовый платеж внутри ¦А26-7905/04-210

¦отчетного периода, недоимки ¦

¦не возникает ¦

     
   ————————————————————+————————————————————————————————+———————————————————————————
   
Деньги списаны в ¦В данном случае организация ¦Постановление ФАС

счет уплаты налога ¦исполнила свою обязанность по ¦Дальневосточного округа

с расчетного счета ¦уплате налога. В том, что деньги¦от 11 мая 2005 г. по делу N

фирмы, однако они ¦не попали на счет налоговой ¦Ф03-А51/05-2/888

не зачислены на ¦инспекции, виноват банк. ¦

счет инспекции ¦Поэтому требование фирме ¦

из-за того, что у ¦выставлено неправомерно ¦

банка не было денег ¦ ¦

на корсчете. ¦ ¦

Налоговики ¦ ¦

выставили ¦ ¦

требование ¦ ¦

     
   ————————————————————+————————————————————————————————+———————————————————————————
   
Инспекция ¦Инспекторы не вправе выставить ¦Постановления ФАС

пропустила срок ¦требование повторно. ¦Северо-Западного округа от

для бесспорного ¦Исключение - случай, когда ¦19 июня 2003 г. по делу N

взыскания недоимки ¦обязанность фирмы по уплате ¦А42-7919/02-С4, от

и выставила ¦налога изменилась (ст. 71 ¦15 сентября 2003 г. по делу

требование повторно ¦Налогового кодекса РФ) ¦N А26-7629/02-211

     
   ————————————————————+————————————————————————————————+———————————————————————————
   

Как бороться с бесспорным списанием денег

Итак, допустим, что фирма, ознакомившись с требованием, нашла в нем ошибки. Как действовать дальше? Все зависит от того, успели уже налоговики списать деньги с расчетного счета организации или еще нет.

Как предотвратить списание денег со счета фирмы

На данный момент единственный способ предотвратить бесспорное взыскание налога и пеней - это обратиться в суд. Такая возможность предоставляется п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ.

Для этого надо написать заявление, в котором выразить свое несогласие с выставленным требованием и попросить суд признать его недействительным. При этом в заявлении нужно указать как можно больше сведений, которые доказывают правоту организации. Например, если речь идет о неправомерном взыскании недоимки и пеней, то стоит привести документы, обосновывающие их отсутствие - акты сверок с налоговой, таблицы, расчеты, первичные документы и т.д.

К заявлению также нужно приложить:

- документы, подтверждающие право подписи искового заявления. Если его подписал директор, то надо приложить выписку из учредительных документов, а также выписку из приказа о назначении директора. Если это другое уполномоченное лицо, то доверенность на него;

- квитанцию об оплате госпошлины за рассмотрение заявления в размере 2000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ);

- копию свидетельства о госрегистрации фирмы.

Такой перечень документов дан в ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).

Одновременно советуем написать отдельное заявление на то, чтобы суд принял обеспечительные меры на период судебных разбирательств. А именно: запретить налоговой инспекции списывать средства со счета фирмы. Такое право организациям предоставляет пп. 5 п. 1 ст. 91 АПК РФ.

При этом в заявлении следует привести информацию, которая покажет суду, что если данные меры не будут приняты, то это затруднит исполнение судебного акта или причинит организации значительный ущерб.

Для этого к заявлению необходимо приложить договоры с контрагентами (например, договор аренды, лизинга, займа), по которым перечисляются периодические платежи. Также следует приложить договоры и расчетные документы, по которым перечислять деньги придется в ближайшее время. В целом из указанных бумаг должно следовать, что списание денежных средств с расчетного счета создаст препятствия для исполнения предприятием своих обязанностей перед контрагентами, что приведет к нарушению нормального функционирования организации.

Можно также приложить бухгалтерский баланс организации, где указаны сведения об ее активах. Это будет подтверждением того, что у организации имеется имущество, за счет которого можно будет взыскать налог в случае, если суд вынесет решение в пользу налоговой инспекции.

Если есть документы, которые свидетельствуют о том, что налоговая инспекция не исполняет решение суда, например, по предыдущему делу, то их также нужно представить суду.

К заявлению об обеспечении также нужно приложить оспариваемое требование и решение о бесспорном взыскании денежных средств. Кроме того, согласно ст. 92 АПК РФ, следует приложить квитанцию об оплате госпошлины в размере 1000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ), а также документ, подтверждающий право подписи заявления (доверенность и т.д.).

Заявление на обеспечение суд должен рассмотреть и принять по нему решение уже на следующий день. Копию решения следует сразу отнести в инспекцию. На основании этого документа налоговики обязаны отозвать инкассовое поручение на бесспорное списание денег.

Справедливости ради отметим, что с просьбой отменить ошибочное требование фирма может пойти к руководителю инспекции, в которой она состоит на учете, или в управление ФНС по субъекту. Позволяет это сделать п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ. Но даже если вышестоящие налоговые органы признают требование недействительным (что маловероятно), это не остановит процесс бесспорного списания долга. Так сказано в п. 1 ст. 141 Налогового кодекса РФ. Поэтому единственный способ предотвратить бесспорное списание денег со счета фирмы - это пойти в суд.

Если недоимку и пени уже взыскали

Допустим, фирма не успела приостановить бесспорное списание денег до судебного разбирательства. Как ей возвратить излишне взысканный налог и пени? Есть два варианта, как действовать.

1. Обратиться в свою налоговую инспекцию. Добиться возврата денег можно через свою же инспекцию. Для этого нужно написать заявление о возврате излишне взысканного налога. Сделать это необходимо в течение одного месяца, как стало известно о том, что деньги взыскали. Решение о возврате налоговики должны принять в течение двух недель. Далее в течение одного месяца инспекция обязана вернуть на расчетный счет фирмы излишне взысканную сумму, а также проценты. Такой порядок установлен в ст. 79 Налогового кодекса РФ.

Однако как показывает практика, если инспекция и вернет деньги, то очень нескоро. Более эффективный способ - обратиться в суд.

2. Пойти в суд. Организация может подать заявление в арбитражный суд с просьбой о признании действий налоговиков по списанию денег незаконными. В нем также следует попросить судей обязать налоговую инспекцию вернуть сумму неправомерно взысканного налога.

К заявлению нужно приложить те же документы, что и в случае, когда через суд признают требование об уплате налога недействительным (ст. 126 АПК РФ), а также решение налоговой инспекции на списание денег. О таких документах идет речь в п. 2 ст. 199 АПК РФ. Отметим, что в данном случае нужно заплатить две госпошлины:

- 2000 руб. за рассмотрение заявления о признании требования недействительным;

- госпошлину за то, что суд рассматривает иск имущественного характера (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ). Размер сбора зависит от суммы, которую фирма просит возвратить.

Если суд примет решение в пользу фирмы, то он выпишет исполнительный лист. На основании этого листа налоговики обязаны вернуть излишне взысканную сумму.

Выводы

Подведем итоги. Выставляя требование, налоговики делают два вида ошибок. Первый вид ошибок заключается в том, что инспекторы направляют требование, когда делать этого они вообще не вправе. Например, если фирма не является плательщиком данного налога, требование выписано на уплату неналоговых платежей или выставлено повторно в случае пропуска срока для бесспорного взыскания недоимки и пеней и т.д. Второй вид ошибок - формальные нарушения, то есть ошибки в заполнении требования.

При наличии в требовании любых ошибок судьи, как правило, признают его недействительным. Но ведь налоговики могут исправить свои оплошности и выставить новое требование, уже без ошибок. Стоит ли в этом случае его исполнять? Признают ли судьи его законным?

Что касается ошибок первого вида, то вряд ли налоговики будут выставлять новое требование, нет смысла. Ведь в таких ситуациях суд признает, что инспекция в принципе неправомерно выписала предприятию требование.

А вот ошибки второго вида налоговики могут вполне исправить - просто выставить документ, где все реквизиты будут заполнены верно. Тогда у них есть шанс взыскать недоимку и пени. Как расценят новое требование суды, неизвестно. Арбитражной практики по этому поводу пока не сложилось. Но думаем, что скорее всего судьи обяжут фирму его исполнить.

Однако тут надо помнить, что налоговики должны успеть выставить новое требование в сроки для взыскания долга (см. таблицы на с. 47 и 48). Если инспекторы не уложатся в эти сроки, то взыскать недоимку и пени они уже не смогут.

Примечание. Комментирует Савсерис Сергей Викторович, ведущий юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры":

- Конечно, после того как суд признает требование недействительным, налоговики могут попытаться устранить свои ошибки и выставить новое требование. Это правомерно в том случае, если инспекторы допустили формальные ошибки, то есть нарушения в заполнении требования. Тогда, исправив оплошность, они могут на основании вновь выставленного требования взыскать недоимку и пени. Однако сделать это им нужно так, чтобы уложиться в общий срок для взыскания. А он не может быть отодвинут ни по каким причинам.

Если налоговики успеют в срок, то перспектив для оспаривания исправленного требования у налогоплательщика мало. Так как в случае судебного спора арбитры скорее всего примут сторону проверяющих. Ведь новое требование наверняка будет отвечать всем условиям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. И по данным, которые оно содержит, можно будет проверить правильность и обоснованность начисления недоимки и пеней.

Если же инспекторы выставили требование, когда вообще не вправе были этого делать (например, потребовали уплатить недоимку, в то время как у налогоплательщика отсутствует какая-либо налоговая задолженность), то новое требование, содержащее такие же суммы налогов, будет настолько же незаконно, как и предыдущее.

На практике суды признают новое требование незаконным, отмечая, что налоговые органы не вправе перевыставлять требование, которое уже ранее было признано незаконным.

И.Б.Кочергинская

Старший юрист

Центра налогового планирования

"Корпус права"

Д.Е.Шорников

Юрисконсульт юридической компании

"Налоговая помощь"

Подписано в печать

14.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: За отсутствие кадровых документов фирму могут закрыть ("Главбух", 2005, N 18) >
Статья: Кассовые операции в филиалах - разъясняет ФНС России ("Главбух", 2005, N 18)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.