|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Первым на МСФО перейдут бюджетники ("Главбух", 2005, N 18)
"Главбух", 2005, N 18
ПЕРВЫМИ НА МСФО ПЕРЕЙДУТ БЮДЖЕТНИКИ
Артюхин Роман Евгеньевич - заместитель руководителя Федерального казначейства.
Бухгалтеры бюджетных учреждений со страхом ждут 1 октября - к этому времени все они обязаны перейти на новые непривычные правила бюджетного учета. В Федеральном казначействе уверяют, что эти страхи напрасны - никаких наказаний за ошибки не будет. Но и предупреждают: бюджетная реформа только начинается. На повестке дня переход всей бюджетной сферы на международные стандарты.
- Говорят, что перейти на новые правила бюджетного учета очень сложно, а для чего это нужно - не совсем понятно. Расскажите, пожалуйста, для чего нужна была эта реформа? - Начнем с того, что еще в 2002 г. президент поставил перед правительством задачу разработать единый документ по бюджетному учету. Тогда ведь существовало множество нормативных документов, регулирующих бюджетный учет в различных отраслях. Существовали, например, разные документы по учету в учреждениях, финансовых органах, казначействе. Все они, конечно, были взаимосвязаны, однако не было возможности консолидировать всю информацию по стране. За исключением разве что отчета об исполнении сметы доходов и расходов: это был действительно достоверный, проверяемый, прозрачный документ о кассовых потоках. А вот об остальном у нас были обрывочные сведения. К примеру, не было достоверных данных о государственной собственности, начисленных налогах, социальных обязательствах. - Тогда почему новые правила не были приняты еще в 2002 г.? - Все это время интенсивно изучался зарубежный опыт. В качестве образца мы выбрали международные стандарты финансовой отчетности для государственных структур, разработчиком которых является международная федерация бухгалтеров, и Руководство по статистике государственных финансов МВФ. Но давайте будем реалистами. У нас была очень сложная задача: максимально приблизить бюджетный учет к коммерческому, сделав бюджетную отчетность более прозрачной и достоверной. Ведь государство можно в какой-то степени сейчас сравнить с крупной корпорацией: оно и крупнейший собственник, и крупнейший работодатель, а также производитель услуг. Между тем долгое время в государственном секторе отчетность занимала подчиненное положение, тогда как в коммерческом учете она является основой для любых ключевых решений.
- Думаете, Инструкция N 70н отвечает международным требованиям? - Сейчас преждевременно говорить о соответствии принятых документов МСФО. Инструкция N 70н максимально приближена к коммерческому учету, она всего лишь первый шаг на пути к международным стандартам. Изменения значительны. Появилось, например, в бюджетном законодательстве понятие расходных обязательств, которое похоже на "юридические обязательства" в корпоративном праве. Изменился и сам метод ведения учета. Если раньше бюджетные учреждения могли применять кассовый метод, то новая Инструкция предписывает применять метод начисления. Соответственно, появились понятия доходов и расходов учреждения, финансового результата. Введены новые объекты учета - имущество казны и природные ресурсы: земля, недра. По основным средствам больше не нужно начислять износ - вместо него введен порядок амортизации, при котором амортизационные отчисления относятся на расходы учреждения. Но главное на сегодняшний момент - разработка стандартов бюджетного учета, которые будут максимально приближены к МСФО для ГС. Сейчас работа над ними ведется Министерством финансов, и мы очень надеемся на мнение экспертного сообщества, которое может помочь сформировать их в соответствии с отечественным опытом. - Расскажите подробнее об этих стандартах. Заменят ли они Инструкцию N 70н? - Безусловно, стандарты изменят сегодняшнюю систему правового регулирования бюджетного учета. Инструкция ведь не может дать ответы на все вопросы. В ней содержатся только характеристики определенных объектов и бухгалтерские записи к ним. Сейчас существует 20 стандартов МСФО для госструктур. Вероятно, что у нас тоже будет 15 - 20 таких стандартов наподобие "коммерческих" ПБУ. Одним из стандартов станет План счетов бюджетного учета, но более подробно говорить о них пока рано. Минфин обещает подготовить их в обозримом будущем. - Получается, что бюджетники первые перейдут на МСФО? - Скорее всего сроки будут сопоставимы. Здесь не нужно спешить, МСФО - это инструмент тонкой настройки, и переход на международные стандарты будет довольно длительным. После того как стандарты будут подготовлены, они не будут приняты сразу, мы надеемся на их широкое обсуждение профессиональным сообществом. А это займет много времени. - В бюджетной Инструкции указано, что перейти на новые правила учета нужно до 1 октября 2005 г. Будет ли перенесен этот срок? - Нет, этот срок перенесен не будет. Мы реально смотрим на вещи и прекрасно понимаем всю сложность ситуации. Конечно, у бухгалтеров будут ошибки - в консолидации, в классификации, в бухгалтерских записях, и это понятно. Наша задача 1 октября не поймать кого-нибудь за руку и журить, а всем миром начать работу и смотреть, в чем эти ошибки и как их исправить. Это необходимый процесс для движения вперед. Уже сейчас Минфин готовит поправки в Инструкцию N 70н, чтобы ликвидировать уже найденные погрешности. - Были планы запретить бюджетным организациям вести коммерческую деятельность. Как вы к этому относитесь? - Этот вопрос нуждается в очень внимательном изучении. Но то, что бюджетные организации занимаются коммерческой деятельностью, несет дополнительные риски для государства. Сейчас в некоторых бюджетных организациях социальной сферы доля внебюджетных доходов достигает 40 - 50 процентов. А по многим высшим учебным учреждениям этот показатель еще больше. Но ведь государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных организаций, тогда как эти виды деятельности не подчиняются бюджетному контролю. Кроме того, главный принцип коммерческой деятельности - равенство и конкуренция. А получается, что, так как государство содержит бюджетные учреждения, себестоимость предпринимательской деятельности у них ниже, чем в коммерции. А мы должны обеспечить равные конкурентные условия для всех участников рынка - как бюджетных учреждений, так и коммерческих.
Беседовала А.Баязитова Подписано в печать 14.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |