Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Определяем площадь зала обслуживания ("Малая бухгалтерия", 2005, N 4)



"Малая бухгалтерия", 2005, N 4

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЛОЩАДЬ ЗАЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ

При определении площади зала обслуживания посетителей для целей применения ЕНВД в отношении услуг общественного питания за основу берутся инвентаризационные и правоустанавливающие документы. Однако с помощью этих документов не всегда можно однозначно подтвердить площадь зала обслуживания, указанную в расчете ЕНВД.

Согласно положениям ст. 346.27 НК РФ площадь зала обслуживания - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, за исключением административно-бытовых, подсобных помещений и помещений, предназначенных для приема и хранения товаров, в которых не производится обслуживание посетителей.

Возникает закономерный вопрос: как обособить площадь зала обслуживания от прилегающих площадей и подтвердить заявленный метраж зала в целях применения ЕНВД?

Как достичь "обособленности" помещения?

Если это изолированное помещение, отделенное стационарными перегородками, то для того чтобы доказать его обособленность, достаточно инвентаризационных документов. Логика тут следующая: посетитель должен быть физически ограничен некой площадью, на которой он может потреблять продукцию предприятия общественного питания (проводить досуг). Стена, отдельный вход - безусловные ограничения.

Если же стены нет (зал обслуживания составляет часть помещения), инвентаризационные документы вряд ли помогут. Однако и здесь иногда можно доказать, что реальное разграничение есть, даже если оно не следует из "правоустанавливающих и инвентаризационных документов".

Показательно в этом отношении Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.02.2004 N Ф03-А51/03-2/3534. Вестибюль, в котором была расположена барная стойка, был отделен от остальной части помещения лишь высотой пола (30 см). Тем не менее налоговым органам не удалось убедить суд, что площадь вестибюля должна быть включена в зал обслуживания посетителей.

Реализовать обособленность также можно, установив декоративную перегородку и любые другие декоративные элементы интерьера, препятствующие проходу посетителей. При определенной доли настойчивости представители налоговых органов, возможно, удовлетворятся осмотром и замерами на месте. Ведь, как мы выяснили, на применение ЕНВД решающее влияние оказывает именно фактическое положение вещей.

Можно также внести в правоустанавливающие документы пункт, из которого будет следовать, какая собственно площадь будет использоваться под организацию услуг общественного питания, и приложить к договору план с детальным указанием этой площади. Хорошо бы, чтобы эта часть выступала самостоятельным объектом аренды и арендная плата за нее рассчитывалась отдельно. Такой договор с неким условным разделением самого помещения даст вам максимум аргументов в споре с налоговыми органами.

Подобные проблемы часто возникают у летних кафе. Как отделить ту площадь, которую занимает группа столиков, от остальной части площадки, находящейся в аренде? Подход остается прежним, только эти вопросы должны быть оговорены в соответствующем договоре аренды земли. В качестве условного ограничения подойдет даже переносное ограждение.

Однако надо учитывать: если имеется сборно-разборная конструкция (павильон), вопрос решается однозначно - учитывается ее площадь.

Критерий обособленности применительно к ЕНВД имеет еще одну составляющую. Раскрывается она при оценке обособленности точки общественного питания от других, непосредственно с ней соседствующих и используемых одним и тем же налогоплательщиком.

Как правило, речь идет именно о разграничении прилегающих залов обслуживания посетителей при том условии, что они действительно принадлежат к разным точкам организации общественного питания.

Пример 1. Налогоплательщик арендует помещения на одном этаже здания и оказывает услуги общественного питания (содержит кафе с несложным набором блюд).

Помещение представляет собой единый зал, оборудованный двумя прилавками. При каждом прилавке имеется зона питания со столиками. Площадь каждой зоны с прилавком составляет 100 кв. м. Ассортимент продукции разный.

Зоны питания непосредственно соседствуют, но разделены декоративным стеллажом с живыми цветами, что препятствует проходу с продукцией из одной зоны в другую.

Каким образом будет рассчитываться площадь зала обслуживания в целях перевода на ЕНВД: по двум зонам питания в совокупности или по каждой зоне отдельно?

Сколько точек общественного питания организовано налогоплательщиком?

При решении вопроса о количестве точек организации общественного питания (залов обслуживания) успешно применяются критерии, разработанные Минфином России в Письме от 16.03.2005 N 03-03-02-04/1/74. Эти критерии изначально были выработаны как способ определения обособленности торговой точки в целях уплаты ЕНВД при розничной торговле.

Применение этих критериев к точке общественного питания является пока единственным способом решения вопроса.

Считается, что у налогоплательщика две точки общественного питания и два зала обслуживания, метраж которых рассматривается отдельно, если в каждой точке:

- установлен отдельный кассовый аппарат;

- заключен отдельный правоустанавливающий документ на каждое помещение (часть помещения), составляющее каждую точку общепита.

Отметим, что последний критерий, предложенный Минфином России, отражает только формальную сторону вопроса, в то время как суть его, безусловно, в другом. Правильнее было бы говорить не о количестве договоров аренды помещения, а о количестве объектов аренды.

Договор (документ) может быть один, однако в нем могут быть выделены два и более объектов аренды, по поводу которых возникают арендные отношения. Ведь очевидно, что Минфин России преследовал цель разграничения помещений, для чего совершенно не обязательно разносить их по разным правоустанавливающим документам, по крайней мере, количество таких документов нельзя делать квалифицирующим признаком.

Тем не менее вследствие недоработки Минфина России может возникнуть причина для спора. Поэтому по возможности заключайте отдельный договор на каждое помещение (часть помещения), которое предполагается использовать как отдельную точку общественного питания, вплоть до момента, пока ситуация не прояснится.

Для того чтобы часть помещения могла выступить в качестве отдельного объекта аренды, она должна быть определяемой. Иначе условие договора аренды об объекте будет отсутствовать.

В частности, границы объекта аренды должны быть видны из инвентаризационных (технических) документов, либо из прилагаемого к договору плана арендуемого помещения. Отсюда следует, что разделение помещения необходимо зафиксировать в документах.

Вернемся к условиям примера 1.

Для перехода на ЕНВД достаточно в каждой точке общественного питания установить отдельный кассовый аппарат, заключив отдельный договор на каждую часть помещения, выделив части помещения в самостоятельные объекты аренды.

Из совокупности помещений, арендуемых для организации точки общественного питания, особенно если они влияют на размер площади зала обслуживания, не забудьте исключить также помещения (части помещений), сданные в субаренду или находящиеся на ремонте.

Соответствующие договоры субаренды или подряда на проведение ремонтных работ на ограниченной площади будут являться доказательством того, что указанные площади не используются под зал обслуживания посетителей (см. Письмо Минфина России от 25.11.2004 N 03-06-05-04/57).

Если точек несколько...

Если точек общественного питания действительно несколько, то площадь залов обслуживания рассчитывается по каждому из них в отдельности, что позволяет по тем из них, площадь которых не превышает 150 кв. м, перейти на уплату ЕНВД, а по другим - применять общий режим (или УСН).

Однако до настоящего года это утверждение было спорным, поскольку налоговые органы настаивали на следующем.

Если зал обслуживания предприятия общественного питания хотя бы по одной из точек превышал установленное ограничение в 150 кв. м, остальные точки общественного питания налогоплательщика также не могли быть переведены на уплату ЕНВД, даже если их площадь была менее 150 кв. м.

Отметим, что Минфин России всегда придерживался противоположной позиции.

Наконец, мнения контролирующих органов совпали, и теперь можно однозначно утверждать: налогоплательщик, имеющий несколько точек организации общественного питания, вправе и должен был с 1 января 2005 г. перейти на ЕНВД по тем из них, площадь которых не превышает 150 кв. м.

К радости налогоплательщиков, которые ранее руководствовались мнением МНС России и не применяли ЕНВД в отношении всех своих точек общественного питания, винить их за это никто не собирается.

"Минфин России счел возможным осуществлять перевод данных налогоплательщиков в части осуществления деятельности в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход начиная с 1 января 2005 года без перерасчета налоговых обязательств за период применения ими иных режимов налогообложения" (Письмо ФНС России от 09.03.2005 N 22-1-12/315).

Отметим, что аналогичные разъяснения в отношении торговых залов в розничной торговле Минфин России и ФНС России сообщили в декабре 2004 г. (см. Письма Минфина России от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22 и ФНС России от 27.12.2004 N 22-0-10/1964@), а в отношении залов обслуживания организаций общественного питания - только в марте 2005 г. (см. Письмо ФНС России от 09.03.2005 N 22-1-12/315).

Таким образом, эти разъяснения носят благоприятный для налогоплательщиков характер. Однако можно предположить те трудности, с которыми столкнулись плательщики ЕНВД по общественному питанию, не успевшие до конца 2004 г. среагировать на изменения.

Пример 2. Налогоплательщиком организованы две точки общественного питания - кафе "Мороженое" и бар "Лагуна". Площадь зала обслуживания кафе составляет 180 кв. м, площадь зала бара - 80 кв. м.

Подлежат ли услуги общепита, оказываемые в баре "Лагуна", переводу на ЕНВД?

Несмотря на то что площадь бара менее 150 кв. м, до 1 января 2005 г. налогоплательщик не мог (по мнению налоговых органов) с дохода от указанной точки платить ЕНВД, так как им осуществлялась аналогичная деятельность в кафе "Мороженое" с площадью зала обслуживания посетителей более 150 кв. м.

В соответствии с разъяснениями контролирующих органов с 1 января 2005 г. деятельность налогоплательщика по организации услуг общественного питания в баре "Лагуна" должна быть переведена на уплату ЕНВД. При этом за период применения в отношении указанной деятельности в баре "Лагуна" иных режимов налогообложения производить перерасчет налогоплательщик не должен. Доход от организации услуг общепита в кафе "Мороженое" должен облагаться в соответствии с общим режимом или по УСН.

Нельзя не сказать о встречающихся и в настоящее время решениях судебных инстанций, которые по-прежнему настаивают, что ограничения для зала обслуживания в 150 кв. м "должны соблюдаться по каждому объекту общественного питания, используемому в предпринимательской деятельности. Налогоплательщик, превысивший данные ограничения хотя бы по одному объекту организации общественного питания, не подлежит переводу на уплату ЕНВД" (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.06.2005 N Ф03-А51/05-2/1180).

Осторожнее с ассортиментом!

В ассортименте любой точки общественного питания присутствуют, как правило, товары, продаваемые без видоизменения, - так называемые готовые товары. Последние, в свою очередь, представляют собой товары общественного питания (продукты питания и напитки, в том числе алкогольные) и ряд товаров, сопутствующих, как правило, оказанию услуг общепита, например, табачные изделия. Налогоплательщика, как правило, интересует вопрос: в каком режиме нужно облагать доход от реализации указанных покупных товаров?

Одна разновидность товаров (продуктовые товары) - продукты питания и напитки, в том числе алкогольные, - выделяется в отдельную группу и упоминается в ст. 346.27 НК РФ применительно к розничной торговле. Устанавливается, что если обозначенные товары реализуются в точке общественного питания, то такая деятельность не относится к розничной торговле. При этом не имеет значения, перепродаются указанные товары в упаковке и расфасовке изготовителя либо без таковой.

Смысл такого законодательного исключения очевиден.

Практически каждая точка общественного питания разливает по стаканам покупной сок, алкогольные напитки и в ее ассортименте присутствует значительная доля продуктов питания, которые она не производит и не приготавливает. Для того чтобы у налогоплательщиков повсеместно не возникало двух видов деятельности <*>, в отношении которых надо отдельно рассчитывать и уплачивать ЕНВД, реализация подобных товаров должна быть отнесена к услугам общественного питания. Подразумевается, что именно эту цель и преследует исключение из розничной торговли перепродажи ряда товаров, характерных для общественного питания.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Услуги по организации общественного питания и розничная торговля.

Что же касается другой разновидности - непродуктовых товаров, реализуемых обычно в точках общественного питания (сигареты, зажигалки и др.), то в настоящее время вопрос об отнесении их реализации к услугам общественного питания Налоговым кодексом РФ не урегулирован.

В случае возникновения спора налогоплательщик может использовать следующие аргументы.

В ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования" реализация покупных товаров включена в услуги предприятий общественного питания.

Например, услуга питания кафе представляет собой "услугу по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров.., а также по созданию условий для их потреблении на предприятии" (п. 4.2.3 названного ГОСТа).

Обратите внимание: ГОСТ не ограничивает покупные товары только продуктами питания и напитками. На этом основании в услуги общественного питания в целях ЕНВД включается продажа и других покупных товаров, характерных для услуг общественного питания, в том числе сигареты. Надо сказать, что контролирующие органы не торопятся с какими-либо официальными разъяснениями на этот счет. Поэтому прогнозировать реакцию конкретной налоговой инспекции мы тоже не беремся. Однако налогоплательщик, желающий отстоять свою точку зрения, имеет достаточно шансов на успех.

Разумеется, речь идет только о сопутствующих общественному питанию товарах, т.е. непосредственно связанных с питанием и проведением досуга в точке общественного питания. Примером таких товаров могут служить зажигалки, жевательные резинки, одноразовая посуда и пр.

Доход от товаров, не характерных для общественного питания, должен облагаться как розничная торговля. В случаях, предусмотренных законом субъекта РФ, это может быть либо ЕНВД, либо общий режим налогообложения, либо УСН.

Перечень сопутствующих товаров законодательно не установлен, тем более в налоговых целях. Поэтому в 2005 г. налогоплательщику можно посоветовать проанализировать, может ли возможный доход от реализации непродовольственных товаров вызвать разногласия с налоговыми органами по поводу его налогообложения.

С 1 января 2006 г. проблема с непродовольственными товарами законодательно снимается. В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений...", продажа покупных товаров в точке общественного питания включается в понятие "услуги общественного питания", причем без ограничения перечня таких товаров (см. ст. 346.27 НК РФ в новой редакции).

Э.Глуховская

Эксперт АКДИ

Подписано в печать

13.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О развлечениях для клиентов общепита ("Малая бухгалтерия", 2005, N 4) >
Вопрос: ...ПБОЮЛ собирается арендовать шесть торговых точек в одном торговом центре. Все торговые точки будут иметь обособленное помещение, отдельный вход, кассовый аппарат, площадь каждой торговой точки - не более 150 кв. м, договор аренды составлен на каждую торговую точку в отдельности. Как ПБОЮЛ должен платить налоги в данной ситуации: по обычной системе налогообложения или переходить на ЕНВД? ("Малая бухгалтерия", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.