Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О разъяснениях налогового законодательства ("Налоговый вестник", 2005, N 10)



"Налоговый вестник", 2005, N 10

О РАЗЪЯСНЕНИЯХ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ответе Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 на один из запросов налогоплательщиков рассмотрен весьма важный вопрос: чьи разъяснения освобождают налогоплательщиков от ответственности при возникновении конфликтных ситуаций с налоговыми органами.

Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить. Если это требование не выполняется, то все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика [п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)].

Кроме того, НК РФ установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислять и уплачивать налоги и сборы (за исключением ряда закрепленных в законодательстве случаев). Для разрешения сомнений в применении норм налогового законодательства предусмотрено право налогоплательщиков получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МНС России преобразовано в ФНС России. ФНС России и ее территориальные органы являются правопреемниками МНС России.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон N 58-ФЗ) право издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения и сборов закреплено за Минфином России. Так, согласно п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК РФ за Минфином России закреплены полномочия по изданию приказов об утверждении различных форм отчетности и инструкций по их заполнению.

С вступлением в силу Закона N 58-ФЗ изменен порядок проведения разъяснительной работы. Налогоплательщики вправе получать от налоговых органов информацию (в том числе в письменном виде):

- о действующих налогах и сборах;

- о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

- о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика (воспроизведение) информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России и финансовых органов. Причем Минфин России предоставляет разъяснения о применении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, финансовые органы субъектов Российской Федерации отвечают на вопросы, связанные с применением регионального налогового законодательства.

Разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов носят для налогоплательщиков рекомендательный характер, однако при этом на основании ст. 111 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности за совершение налогового правонарушения в случае выполнения им письменных разъяснений финансовых органов.

Налогоплательщик может не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию в суде. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за невыполнение норм подобного разъяснения, так как оно не относится к законодательству о налогах и сборах. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 N 316-О разъяснено, что налогоплательщик не может привлекаться к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном нормативном акте.

Если же налогоплательщик выполняет письменное разъяснение по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данное уполномоченным органом, то согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ это признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. При отсутствии вины в совершении налогового правонарушения лицо не может быть привлечено к ответственности. В таком случае налоговый орган выносит решение об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

При этом не имеет значения, кому адресовано разъяснение: конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц.

Письмом от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 Минфин России определил, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются:

- министр финансов Российской Федерации;

- заместители министра финансов Российской Федерации;

- директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики;

- заместители директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.

Таким образом, только разъяснения по налогам и сборам вышеуказанных должностных лиц являются официальной позицией Минфина России.

Хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что статьи, комментарии, опубликованные в средствах массовой информации, не представляют собой официальные разъяснения, а являются личным мнением того или иного государственного служащего соответствующего органа. Согласно Федеральному закону от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий вправе заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

Освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплачивать суммы налога и пеней, возникших вследствие правонарушения.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание читателей журнала на рекомендательный характер разъяснений Минфина России, то есть на то, что они не принуждают к совершению каких-либо действий.

Ю.М.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

09.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение субъектов малого предпринимательства ("Налоговый вестник", 2005, N 10) >
Статья: О налогообложении лизинговых операций и гарантиях обеспечения страховых рисков ("Налоговый вестник", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.