|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Исчисление ресурсных платежей при наличии и отсутствии лицензий на право пользования природными ресурсами ("Налоговый вестник", 2005, N 10)
"Налоговый вестник", 2005, N 10
ИСЧИСЛЕНИЕ РЕСУРСНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ НАЛИЧИИ И ОТСУТСТВИИ ЛИЦЕНЗИЙ НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
Разрешительный порядок в природопользовании подразумевает необходимость получения хозяйствующим субъектом соответствующей лицензии, дающей право осуществлять ту или иную деятельность, связанную с добычей полезных ископаемых, использованием водных и других природных ресурсов. При этом положения нормативных актов, регулирующих порядок лицензирования природопользования, оказывают в ряде случаев влияние на экономические результаты предприятий и организаций, занятых в этой сфере деятельности, поскольку от наличия либо отсутствия лицензий на тот или иной вид природопользования часто зависит установление плательщика соответствующего ресурсного платежа. Кроме того, при исчислении ряда ресурсных платежей и сборов для определения облагаемой базы используются данные, содержащиеся в лицензиях и указываемые в некоторых налоговых декларациях.
1. Недропользование
1.1. Порядок лицензирования
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии установленной формы. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Согласно ст. 12 Закона N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны, в частности, содержать: - данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; - данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; - сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); - условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; - согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье.
1.2. Определение плательщиков и расчет платежей с учетом наличия лицензий
В соответствии с Законом N 2395-1 полученная пользователем природных ресурсов лицензия позволяет признать его плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и других неналоговых платежей при пользовании недрами. Так, общим основанием для признания плательщиком НДПИ и других налоговых платежей при пользовании недрами является норма ст. 9 Закона N 2395-1, в соответствии с которой статус пользователя недр лицо приобретает с момента государственной регистрации лицензии на право пользования участком недр. Согласно ст. 39 Закона N 2395-1 при пользовании недрами уплачиваются следующие виды неналоговых платежей: - разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; - регулярные платежи за пользование недрами; - плата за геологическую информацию о недрах; - сбор за участие в конкурсе (аукционе); - сбор за выдачу лицензий. В этой же статье Закона N 2395-1 указывается на то, что пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, признание пользователя недр плательщиком соответствующих платежей связано с наличием у него лицензии. Но встречаются спорные случаи, когда организация производит работы, которые не указаны в лицензиях на добычу полезных ископаемых. Например, организация осуществляет поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, но в лицензиях, полученных ею на право их добычи, право разведки месторождений не предусмотрено. При рассмотрении данной ситуации читателям журнала следует иметь в виду, что согласно Положению о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, отдельная лицензия на разведку месторождения не предоставляется, а право разведки предусматривается в лицензии на добычу полезных ископаемых. Следовательно, если организация проводит разведку месторождений полезных ископаемых в рамках выданных лицензий на добычу полезных ископаемых, то в соответствии с действующим законодательством организация обязана уплачивать регулярные платежи за проведение работ по разведке месторождений вне зависимости от непосредственного указания этого вида работ в лицензии на добычу полезных ископаемых. Что касается сбора за получение лицензий, то согласно ст. 42 Закона N 2395-1 этот сбор вносится пользователями недр непосредственно при выдаче лицензии. Сумма сбора поступает в доход федерального бюджета. При этом сбор за выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. В других нормативно-правовых актах, принятых с целью реализации отдельных положений Закона N 2395-1, не содержится каких-либо норм, конкретизирующих размер этого сбора. Рассмотрим порядок определения плательщиков НДПИ с учетом лицензирования их деятельности. В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками НДПИ признаются пользователи недр - организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. Таким образом, отсутствие лицензии на право пользования недрами означает, что у организации или индивидуального предпринимателя нет и обязанности по уплате этого налога, поскольку в данном случае в соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ не определен налогоплательщик. При этом следует иметь в виду, что в такой ситуации (отсутствие обязанности по уплате НДПИ) лицо, пользующееся недрами без соответствующей лицензии, должно возместить государству убытки. Это установлено ст. 51 Закона N 2395-1 и Распоряжением Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-р <О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами>. Нередко на практике встречаются ситуации, когда полезные ископаемые добываются в рамках осуществления совместной деятельности или для фактического выполнения работ по добыче привлекаются подрядчики. Плательщиком НДПИ в таком случае является лицо, которому выдана лицензия на право пользования недрами. Именно оно должно вести учет количества добытого полезного ископаемого, исчислять и уплачивать налог, а также представлять налоговую декларацию.
* * *
В соответствии с п. 1 ст. 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр или извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию. Полезное ископаемое, добытое из недр на лицензионном участке, признается объектом налогообложения вне зависимости от вида пользования недрами, указанного в лицензии. Так, если полезное ископаемое добыто при пользовании недрами на основании лицензии только на поиск и оценку месторождений (или только на строительство и эксплуатацию подземных сооружений), оно все равно подлежит налогообложению. Если лицензия на право пользования недрами отсутствует, добытое полезное ископаемое не является объектом налогообложения. Что касается полезных ископаемых, извлеченных из отходов (потерь) добывающего производства, то они являются самостоятельным объектом налогообложения только в случае, если на их использование выдана отдельная лицензия. Иными словами, полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь), подлежат налогообложению, если использование последних выделено в отдельный объект лицензирования, отличный от добычи полезных ископаемых из недр. На практике встречаются случаи, когда у пользователя отсутствует специальная лицензия на проведение конкретного вида работ, а он тем не менее признается плательщиком НДПИ. Например, организация осуществляет поисково-оценочные работы на основании лицензии и добывает нефть из скважины, находящейся в пробной эксплуатации. Иными словами, отдельная лицензия на добычу нефти будет получена только в случае, если скважина будет сдана в промышленную эксплуатацию. Однако, как уже указывалось выше, НК РФ не устанавливает зависимость факта признания пользователя недр плательщиком НДПИ от вида лицензии на пользование недрами, предоставленной налогоплательщику. Поэтому наличие любого вида лицензии обусловливает признание недропользователя плательщиком НДПИ.
* * *
В Методических рекомендациях по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, указывается, что в случае досрочного прекращения пользования соответствующим участком недр (при процедуре банкротства, реорганизации юридического лица, добровольном отказе) и предоставлении данного участка в краткосрочное пользование юридическому лицу с оформлением соответствующей лицензии данное лицо признается налогоплательщиком в отношении вышеуказанного участка недр. В этих же Методических рекомендациях предусмотрено, что выявленная налоговыми органами в ходе проведения контрольных мероприятий информация о фактах добычи полезных ископаемых без наличия лицензии (разрешения) доводится налоговым органом до сведения территориальных органов МПР России, Госгортехнадзора России и прокуратуры России для принятия соответствующих мер.
* * *
Особенности постановки пользователей природными ресурсами на учет в качестве плательщиков НДПИ определены Приказом МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 "Об утверждении Особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых". Постановка на учет (снятие с учета) налогоплательщиков происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, которые, в свою очередь, направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. На все эти операции государственным органам отведено 30 дней с момента выдачи лицензии (разрешения) на пользование участком недр.
1.3. Отражение лицензионных сведений в налоговых декларациях
Приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/98@ утверждены форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и Порядок его заполнения. Сумма регулярного платежа, подлежащая уплате, определяется по соответствующим лицензионным участкам недр, на которые в форме расчета регулярных платежей за пользование недрами приводятся соответствующие реквизиты лицензии на право пользования недрами. При этом в расчете суммы регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых используются данные о площади лицензионного участка. В форме налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, также указываются соответствующие реквизиты лицензии на право пользования недрами.
1.4. Ответственность за нарушение лицензионных требований и условий
Лицо, пользующееся недрами без соответствующей лицензии, должно возместить государству убытки (см. ст. 51 Закона N 2395-1 и Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-р). В соответствии с вышеуказанным Распоряжением Правительства РФ МПР России и ФНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, вправе применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. При определении размеров этих убытков вышеуказанные органы исходят из ставки НДПИ. Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями. Согласно ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.
* * *
К одному из видов ответственности за нарушение лицензионных требований можно отнести и отзыв самой лицензии. Это предусмотрено ст. 20 Закона N 2395-1. Имеются несколько оснований для такого отзыва (приостановления действия), в том числе нарушение пользователем недр существенных условий лицензии. В свою очередь к ним относятся и условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями (ст. 12 Закона N 2395-1). Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" основанием для отказа в выдаче лицензий на промысел может быть в том числе неуплата или несвоевременная уплата заявителем долговых обязательств. При этом заявители, ведущие промысел, обязаны своевременно вносить установленные платежи. И основанием для прекращения промысла (по существу это означает последующий отзыв лицензии) является в том числе невнесение в установленный срок сборов за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами. Аналогичные нормы закреплены в Федеральном законе от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации": лицензиаты обязаны своевременно вносить установленные платежи. Основанием для прекращения промысла живых ресурсов является в том числе неуплата налогов, сборов и других платежей в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды по представлению соответствующего налогового органа.
* * *
Вышерассмотренные нормы правовых актов еще раз свидетельствуют о прямой связи между лицензированием и уплатой налогов, сборов и других платежей при пользовании недрами. Поэтому целесообразно также привести финансовые формы ответственности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), за безлицензионное пользование. В частности, согласно ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. В соответствии со ст. 7.4 КоАП РФ застройка площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
2. Водопользование
2.1. Порядок лицензирования
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок лицензирования пользования водными объектами, являются Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) (см. ст. ст. 1, 22, 27, 29, 44, 46, 48 - 61, 83, 86, 90, 91, 93, 107, 111, 141 и 145) и Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383. Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрено, что специальное и особое водопользование осуществляются на основании лицензии и договора пользования водным объектом, заключаемого водопользователем и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Следует также отметить, что Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232 утверждены: - Перечень видов специального водопользования по поверхностным водным объектам; - формы бланков лицензий на водопользование по поверхностным водным объектам и распорядительной лицензии; - формы реестров регистрации лицензий на водопользование, распорядительных лицензий и договоров пользования поверхностными водными объектами.
2.2. Сбор за получение лицензий
ВК РФ содержал ранее ст. 126, которая предусматривала взимание сбора за выдачу лицензий на водопользование. Этот сбор взимался специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определялся исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. Статья 126 ВК РФ была отменена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Таким образом, в настоящее время не имеется достаточных оснований для взимания каких-либо сборов, связанных с оформлением лицензий.
2.3. Лицензиат как плательщик водного налога
В ВК РФ нет прямых норм, увязывающих порядок исчисления платы за водопользование с наличием соответствующей лицензии, хотя в ст. 57 настоящего Кодекса содержится норма, согласно которой в договоре пользования водным объектом в обязательном порядке должны указываться условия, устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с водопользованием. ВК РФ непосредственно не регулирует порядок введения и исчисления этих платежей. В ст. 122 ВК РФ имеется отсылочная норма: "пользование водными объектами является платным. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются законодательством Российской Федерации". Но это не означает, что при определении налогоплательщиков не учитываются положения ВК РФ в части лицензирования водопользования. Так, в ст. 333.8 НК РФ при определении плательщиков водного налога дается по существу обратная ссылка на ВК РФ, а именно плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из этого следует, что для признания водопользователя плательщиком водного налога необходимо наличие у него соответствующей лицензии.
* * *
Рассмотрим следующий вопрос: имеет ли значение время выдачи лицензии для определения срока исчисления водного налога? Например, организация получила лицензию на водопользование в третьем месяце налогового периода (квартала). Скорее всего, в подобных случаях налоговая инспекция будет требовать исчислить и внести водный налог полностью за весь вышеуказанный квартал. В то же время организация, видимо, будет настаивать на исчислении водного налога только за последний месяц квартала. Доводы налогоплательщика, как правило, основываются на следующем. В соответствии со ст. 50 ВК РФ лицензия вступает в силу только после ее регистрации. В форме лицензии на водопользование, утвержденной Приказом МПР России от 23.10.1998 N 232, для этого предусмотрена специальная графа "дата регистрации". Таким образом, деятельность водопользователя считается законно установленной с конкретного дня, а не с месяца или квартала. Из этого следует, по мнению многих водопользователей, что водный налог за отчетный период должен исчисляться пропорционально тому объему водопользования, который осуществлялся за соответствующий период времени действия лицензии (в нашем примере - за последний месяц квартала). Однако при решении данного вопроса во внимание должен приниматься и тот факт, что в соответствии со ст. 333.11 НК РФ водный налог вносится не за отдельные дни или месяцы, а в целом за налоговый период. В рассматриваемом случае лицензия была получена именно в отчетном квартале. Соответственно, налог исчисляется за весь объем водопользования в этом квартале.
2.4. Отражение лицензионных сведений в налоговых декларациях
До вступления в силу налоговой декларации по водному налогу, изданной на основании гл. 25.2 НК РФ, действовало несколько форм деклараций по плате за пользование водными объектами. Отметим, что во всех этих формах в той или иной мере использовались сведения о выданных лицензиях на водопользование. Например, в форме декларации, утвержденной Приказом МНС России от 15.02.2002 N БГ-3-21/71 (в настоящее время не применяется), указывались следующие лицензионные сведения: - виды разрешенного водопользования; - название конкретного водного объекта; - место водопользования (то есть графические координаты водного объекта). В действующей форме декларации по водному налогу, утвержденной Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н, также приводятся сведения о выданных лицензиях и отражаемых в них лимитах водопользования. Это сделано в связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ при превышении установленных лимитов забора воды налоговые ставки применяются в пятикратном размере. Таким образом, налоговые органы имеют возможность определять правильность декларированной суммы водного налога путем сверки объемов фактически использованных водных ресурсов с установленными лимитами водопользования, приведенными в этой же декларации. Напомним, что лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. В этом случае требуется внести изменения в лицензию на водопользование (см. ст. 90 ВК РФ).
2.5. Ответственность за безлицензионное пользование
В настоящее время установлено несколько форм ответственности за безлицензионное пользование. До вступления в силу с 1 января 2005 г. гл. 25.2 НК РФ существовала прямая зависимость между отсутствием лицензии и суммой исчисляемой платы. Так, при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) установленные ставки платы увеличивались в пять раз по сравнению со ставками платы в отношении такого пользования на основании лицензии (см. утративший силу Федеральный закон от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами"). Аналогичной нормы в гл. 25.2 НК РФ уже нет. Как было указано выше, плательщиком водного налога признается водопользователь, имеющий соответствующую лицензию. Однако на практике часто возникает ситуация, при которой в течение определенного периода времени организации и предприниматели вправе пользоваться водными объектами, не имея при этом лицензии. Об этом прямо записано в Правилах предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. Так, согласно п. 46 вышеуказанных Правил до оформления лицензии на водопользование гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования. На первый взгляд, имеется определенное противоречие между налоговым и лицензионным законодательством, то есть на основании правительственного акта органы МПР России предоставляют право пользования водным объектом, а лицензию при этом оформляют не сразу. Следует ли считать, что водопользователь не является в этом случае плательщиком водного налога? Данный вопрос неоднократно возникал во время действия Федерального закона "О плате за пользование водными объектами". В свою очередь, МНС России не сразу выработало однозначную позицию по данному вопросу. Так, в 2002 г. налоговые органы в большинстве случаев не настаивали на применении повышенных ставок платы при включении водопользователей в вышеупомянутый график. Затем, в 2003 г. в Письме от 26.09.2003 N 21-2-05/18-АИ 390 МНС России разъяснило, что само включение организации в график на получение лицензии (разрешения) не означает, что водопользование осуществляется налогоплательщиком на лицензионной основе (на основании разрешения). Таким образом, при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) пятикратные ставки платы применяются с момента начала безлицензионного пользования. В связи с этим следует привести разъяснение Росводресурсов от 09.11.2004 N ВК-02-47/600 "О правовых основаниях осуществления специального водопользования", где сказано, что вышеуказанное положение Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии распространяется на тех водопользователей, которые пользовались водными объектами на основании разрешений (лицензий) в соответствии с действующими нормативными актами и до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.04.1997 N 383. Если принимать логику данного разъяснения, то получается, что все водопользователи (включенные в график) уже должны были иметь определенные разрешительные документы на пользование водными объектами. В этом случае за ними все время сохранялся статус плательщика водного налога (а ранее - платы за водопользование).
* * *
Далее напомним об ответственности, предусмотренной КоАП РФ за безлицензионное водопользование или за нарушение условий лицензии на водопользование. Так, согласно ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без лицензии, если получение таковой предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией или договором, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ, на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ, на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ. В соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ нарушение условий лицензии на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. Статья 8.17 КоАП РФ предусматривает, в частности, ответственность за нарушение условий лицензии на водопользование во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 150 МРОТ, а на юридических лиц - от 1000 до 2000 МРОТ с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой <*>. ————————————————————————————————<*> Указанная норма ст. 8.17 КоАП РФ приведена в редакции, вступившей в силу с 1 июня 2005 г.
* * *
К одному из видов ответственности за нарушение лицензионных требований можно отнести и отзыв самой лицензии. Это предусмотрено ст. ст. 53 и 61 ВК РФ, в соответствии с которыми лицензия на водопользование и распорядительная лицензия могут быть аннулированы до истечения срока их действия по решению лицензирующего органа в области водопользования по основаниям прекращения права пользования водным объектом, предусмотренным ВК РФ. Аннулирование вышеуказанных лицензий является основанием для расторжения договора пользования водным объектом. В свою очередь, расторжение договора пользования водным объектом по каким-то иным причинам является основанием для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии на водопользование.
3. Пользование биоресурсами
3.1. Порядок лицензирования, определения плательщиков и сумм сборов
В гл. 25.1 НК РФ, установившей налоговые сборы за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами, имеется несколько правовых норм, увязывающих порядок определения плательщиков этих сборов и сумм платежей с лицензированием соответствующей деятельности. Если в настоящее время и возникают определенные проблемы, связанные с самим процессом оформления лицензий на использование биоресурсов, то это не имеет прямого отношения к вопросу исчисления платежей <**>. ————————————————————————————————<**> Для сведения сообщаем, что ранее право на выдачу долгосрочных, именных разовых и распорядительных лицензий на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, было предоставлено Постановлением Правительства РФ от 29.11.2000 N 901 Минсельхозу России. Это Постановление утратило силу в связи с принятием нового Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.06.2004 N 315, в котором отсутствуют прямые нормы о праве Минсельхоза России на лицензирование пользования объектами животного мира. Аналогичная ситуация сложилась с водными биоресурсами. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.12.2004 N 812 утратило силу Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 N 967). Новый нормативный акт, регулирующий порядок лицензирования пользования водными биоресурсами, пока не принят.
* * *
Плательщиками сборов за пользование биоресурсами признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и водными биоресурсами (ст. 333.1 НК РФ). При этом плательщики - пользователи объектами животного мира уплачивают сумму сбора при получении соответствующих разрешительных документов. Плательщики - пользователи водными биоресурсами уплачивают разовый взнос также при получении лицензии (разрешения), а регулярные взносы - в течение всего срока действия разрешительных документов (ст. 333.5 НК РФ). Таким образом, наличие вышеуказанных документов является основанием для признания пользователя плательщиком сборов и служит необходимым условием для соблюдения порядка уплаты этих сборов.
* * *
Следует также отметить, что положения гл. 25.1 НК РФ не учитывают некоторых особенностей вылова биоресурсов, напрямую влияющих на размер облагаемой базы. Речь идет о случаях, когда в оперативном порядке у пользователей корректируется объем добычи водных биоресурсов с внесением соответствующих изменений в ранее выданные разрешения на лов. Такие изменения вносились постоянно приказами и телеграммами бывшего Госкомрыболовства России. В настоящее время возможность внесения изменений в соответствующие разрешения на право добычи (лова) водных биоресурсов закреплена Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно ст. 36 которого допускается внесение изменений в выданные разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов в случаях изменения или уточнения районов промысла, квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Далее в этом Законе указано, что изменения вносятся в выданное разрешение органом, выдавшим такое разрешение, непосредственно в подлинник разрешения на добычу водных биоресурсов или посредством телеграфного отправления и являются неотъемлемой частью данного разрешения. Но в соответствии с п. 2 ст. 333.5 НК РФ сбор за пользование водными биоресурсами, как указывалось выше, уплачивается в виде разового и регулярных взносов. При этом оставшаяся сумма сбора (определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса) уплачивается равными долями. Эта норма не всегда может точно соблюдаться, так как при внесении каких-либо обоснованных изменений в разрешение может измениться сумма не только разового взноса, но и регулярных взносов (то есть равность их долей обеспечена не будет). Рассмотрим это на конкретном примере.
Пример. В разрешении на вылов пользователю был установлен срок действия разрешения - в течение пяти месяцев. Сумма сбора была рассчитана за определенные виды биоресурсов в размере 500 000 руб. Первоначальный взнос составил 50 000 руб. (10%), а оставшаяся сумма в размере 450 000 руб. должна была вноситься равными долями по 90 000 руб. ежемесячно в течение пяти месяцев. Допустим, что в разрешение, выданное пользователю, уплатившему разовый взнос 50 000 руб., а также 90 000 руб. за первый месяц лова, были внесены изменения, которые установили стоимость общего объема биоресурсов в размере 1 100 000 руб. В рассматриваемом случае произвести новый уточненный расчет сумм сборов нетрудно. Здесь даже нет необходимости корректировать сумму разового взноса. Достаточно из общей новой суммы сбора, определенной в размере 1 100 000 руб., вычесть ранее внесенный разовый взнос и плату за первый месяц: 1 100 000 руб. - 50 000 руб. - 90 000 руб. = 960 000 руб. Затем эту сумму необходимо разделить на четыре оставшиеся месяца и получить уточненный ежемесячный размер сбора: 960 000 руб. : 4 мес. = 240 000 руб.
Но конкретный механизм корректировки платежной базы и сроки внесения уточненной суммы сбора в подобных случаях в гл. 25.1 НК РФ не прописаны, хотя нормы этой главы Кодекса позволяют плательщикам уточнять представляемые в налоговые органы по месту их учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), а также суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов. Поэтому применение пользователями водными биоресурсами уточненных расчетов, подобно указанному выше, в лучшем случае потребует проведения дополнительных специальных процедур согласования с налоговыми и лицензирующими органами.
3.2. Ответственность за безлицензионное пользование
В соответствии со ст. 7.11 КоАП РФ за пользование объектами животного мира без разрешительных документов (если их наличие является обязательным) налагается административный штраф на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ, на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ. Статьей 8.17 КоАП РФ предусмотрено, что за нарушение условий разрешения (лицензии) на промысел водных биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации налагаются административные штрафы, исчисляющиеся исходя из размера стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
В.В.Петрунин Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга Подписано в печать 09.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |