![]() |
| ![]() |
|
Статья: О государственной пошлине ("Налоговый вестник", 2005, N 10)
"Налоговый вестник", 2005, N 10
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ <*>
————————————————————————————————<*> Текст гл. 25.3 НК РФ, а также комментарии О.Н. Троицкой, В.Р. Захарьина, Л.Н. Крыкановой (N 2, N 3), Е.Л. Вылковой и В.Н. Слатвинского см.: НВ: комментарии... - 2005. - N 1. - С. 34 - 51; N 2. - С. 2 - 29; N 3. - С. 16 - 33.
Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дополнена гл. 25.3 "Государственная пошлина", которая вступила в силу с 1 января 2005 г. Положения гл. 25.3 НК РФ существенно отличаются от ранее действовавшего законодательства о государственной пошлине. Наиболее принципиальными из них являются следующие изменения и дополнения. Во-первых, по сравнению с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о государственной пошлине в гл. 25.3 НК РФ значительно расширен перечень юридически значимых действий, за совершение которых должна уплачиваться государственная пошлина. Например, только в п. 1 ст. 333.33 НК РФ содержится 82 подпункта, где перечислено свыше 200 юридически значимых действий, за которые должна уплачиваться государственная пошлина. Во-вторых, значительно увеличено число органов, организаций и должностных лиц, уполномоченных осуществлять юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина. Так, пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с лицензированием деятельности в области оказания услуг связи, а также действий, приведенных в пп. 49, 55 и 72 - 74 данного пункта ст. 333.33 Кодекса. При этом более 40 министерств и ведомств уполномочены выдавать лицензии на отдельные виды деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В-третьих, в гл. 25.3 НК РФ размеры государственной пошлины установлены в основном в фиксированных суммах. В действовавшем до 1 января 2005 г. Законе РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" многие ставки государственной пошлины были "увязаны" с минимальным размером оплаты труда. Необходимость в этом была обусловлена в основном высоким уровнем инфляции в 90-е годы. В-четвертых, принципиально изменен порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины. В соответствии с бюджетным законодательством основные источники доходов бюджетов Российской Федерации, в том числе и государственная пошлина, закреплены за главными распорядителями средств федерального бюджета - администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации. К администраторам поступлений в бюджеты Российской Федерации отнесены налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет должны осуществлять мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представлять прогнозы поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы. На администраторов поступлений в бюджет возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Это в полной мере относится и к государственной пошлине. Следует отметить, что Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 47н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом от 10.12.2004 N 114н, согласно которым ФНС России переданы функции администрирования государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами. Совершенно новым является и то, что в соответствии со ст. 333.42 НК РФ органы, организации и должностные лица, уполномоченные взимать государственную пошлину, обязаны представлять в налоговые органы информацию о совершенных юридически значимых действиях в порядке, установленном Минфином России. Проект такого порядка разработан и после его утверждения Минфином России будет доведен как до налоговых органов, так и до других администраторов государственной пошлины. Внесенные в законодательство Российской Федерации о государственной пошлине изменения и дополнения привели к увеличению поступлений в бюджет сумм государственной пошлины. По состоянию на 1 июня 2005 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило государственной пошлины на сумму 3,7 млрд руб., в том числе государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами (с учетом сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами), - 2,5 млрд руб. Практика применения положений гл. 25.3 НК РФ свидетельствует о том, что некоторые нормы этой главы Кодекса сформулированы недостаточно четко, вызывают споры между плательщиками государственной пошлины и сотрудниками налоговых органов, а также становятся причиной возникновения вопросов у администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, на которых возложены обязанности по администрированию государственной пошлины. Особенно много вопросов связано с возвратом из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины, взысканием государственной пошлины по исполнительным листам судов, с исчислением и уплатой государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и договоров отчуждения недвижимого имущества. В настоящее время Минфином России с участием ФНС России подготавливаются предложения о внесении изменений и дополнений в некоторые положения НК РФ, регулирующие порядок исчисления и уплаты государственной пошлины.
А.И.Новиков Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга Подписано в печать 09.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |