|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 10)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 10
<КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.07.2005 N 85Н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ">
1. Правовое регулирование взаимоотношений налоговых органов и крупнейших налогоплательщиков
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Минфином России утверждается положение о территориальных органах ФНС России. В настоящее время соответствующий Приказ подготовлен, и одним из Приложений к этому Приказу является положение о межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.
Согласно Приказу межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - межрегиональная инспекция) находится в непосредственном подчинении ФНС России. Создание каких-либо территориальных подразделений внутри такой инспекции не предусмотрено. Основная задача межрегиональной инспекции - контроль и надзор за соблюдением законодательства крупнейшими налогоплательщиками, относящимися к определенной сфере деятельности (отрасли). В этих целях межрегиональная инспекция вправе вести учет крупнейших налогоплательщиков и поступлений налогов и сборов по каждому из них, анализировать информацию о деятельности крупнейших налогоплательщиков, организовывать и проводить мероприятия налогового контроля <1>. ————————————————————————————————<1> Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. При этом в состав проверяющей группы могут быть включены сотрудники иных налоговых органов, в том числе по месту нахождения налогоплательщика.
Приказ подлежит регистрации в Минюсте России, что позволит создать правовую основу деятельности налоговой инспекции и разграничить компетенцию между территориальными налоговыми органами. Кроме того, должностные обязанности сотрудников и взаимодействие налоговых органов с иными органами власти и с налогоплательщиками будут отражены в административных регламентах ФНС России. На основании абз. 3 п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) издан Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" (зарегистрирован в Минюсте России 28.07.2005, регистр. N 6834), который заменяет аналогичный Приказ МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319. Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н регулирует исключительно деятельность звеньев системы налоговых органов: действия по передаче материалов о крупнейшем налогоплательщике от инспекции, в которой он состоит на учете по месту своего нахождения, в межрегиональную (межрайонную) инспекцию. Передаче подлежат также данные лицевых счетов налогоплательщика <2>. Тем самым сохраняется понятие "особенности учета крупнейших налогоплательщиков", включающее новое основание постановки на учет и место новой постановки на учет. ————————————————————————————————<2> Согласно решениям ряда арбитражных судов лицевые счета - это внутренний учет налоговых поступлений в налоговых органах, который не затрагивает прав и обязанностей налогоплательщиков.
Приказ Минфина России учитывает выводы ВАС РФ, Решением которого от 25.11.2004 N 7448/04 признан частично не соответствующим НК РФ Приказ МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319. ВАС РФ признал неправомерным аннулирование Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации с даты получения крупнейшим налогоплательщиком Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации. После вступления в силу поправок, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе должно выдаваться по месту нахождения организации. В Приказе Минфина России от 11.07.2005 N 85н не предусмотрено введение новой формы свидетельства. Форма Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, которая формально еще сохраняла свое действие в Приказе МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319, утратила силу с момента вступления в силу Приказа Минфина России от 11.07.2005 N 85н. Крупнейшему налогоплательщику будет направляться только уведомление о его постановке на учет в этом качестве с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет. Форма такого уведомления утверждена Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@. Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим в настоящее время сгруппированы по двум признакам: 1) показатели финансово-экономической деятельности (объем начислений федеральных налогов и сборов, объем выручки); 2) размер активов, объем производства (реализации) продукции и отношения взаимозависимости. Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим определяют уровень администрирования - федеральный или региональный. Однако допускается администрирование в налоговом органе по месту нахождения организации с возложением функций налогового контроля на УФНС России по субъекту Российской Федерации. Данные Критерии закреплены Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@, который признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации. Соответствие подготовки Приказа предъявляемым требованиям <3> подтверждено ВАС РФ в вышеприведенном Решении. ————————————————————————————————<3> Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
2. Необходимость дополнительного законодательного регулирования налогового контроля крупнейших налогоплательщиков
В последнее время произошли определенные изменения в административном законодательстве, в частности в законодательстве, регулирующем деятельность налоговых органов. Однако законодательство, которое регулирует взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, осталось без изменений. Безусловно, крупнейшие налогоплательщики объективно требуют повышенного внимания со стороны государства. Но действующее законодательство о налогах и сборах не только не отвечает потребностям налогового контроля, предназначению налоговых инспекций, создаваемых для контроля за крупнейшими налогоплательщиками, но и создает сложности в реализации налогоплательщиком своих прав и исполнении им своих обязанностей <4>. ————————————————————————————————<4> Затраты, которые несет налогоплательщик, относятся на расходы.
Для разрешения возможных конфликтов могут быть приняты следующие меры. Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим должны быть закреплены законодательно. Необходимо установить виды критериев и их минимальный (максимальный) показатель на определенный срок. Показатели в этих пределах могут быть конкретизированы подзаконным актом. Эта мера создаст определенную стабильность в деятельности налогоплательщиков, исключит избирательность применения критериев. Налогоплательщик будет знать, что при соответствии установленным законом критериям отнесения к крупнейшим налогоплательщикам у него возникнет новый правовой статус. Формы и методы налогового контроля исчерпывающим образом закреплены в НК РФ. Учет налогоплательщиков в межрегиональных инспекциях приводит к изменению порядка реализации этих форм и методов. Так, место сдачи деклараций и расчетов по отдельным налогам определено НК РФ как место нахождения налогоплательщика, место регистрации объектов налогообложения или как место учета налогоплательщика. Предлагается отказаться от привязки места сдачи отчетности к месту учета налогоплательщика. Данная мера должна быть реализована не только в отношении крупнейших налогоплательщиков, но и применительно ко всем налогоплательщикам. Необходимо внедрение обязательной электронной формы сдачи налоговой отчетности (по телекоммуникационным каналам связи). Конституционный Суд Российской Федерации допустил в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П правомерность закрепления форм, методов, сроков проведения налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков и специфики налогообложения. В отношении крупнейших налогоплательщиков особенности налогового контроля могут учитывать применение методики расчетов трансфертных цен, расчета налогов по данным, находящимся у налогового органа в отношении аналогичных налогоплательщиков, и т.д.
С.В.Разгулин Государственный советник налоговой службы Российской Федерации I ранга Подписано в печать 09.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |