Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 10)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 10

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.07.2005 N 85Н

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ

КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ">

1. Правовое регулирование взаимоотношений налоговых органов

и крупнейших налогоплательщиков

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Минфином России утверждается положение о территориальных органах ФНС России.

В настоящее время соответствующий Приказ подготовлен, и одним из Приложений к этому Приказу является положение о межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Согласно Приказу межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - межрегиональная инспекция) находится в непосредственном подчинении ФНС России. Создание каких-либо территориальных подразделений внутри такой инспекции не предусмотрено.

Основная задача межрегиональной инспекции - контроль и надзор за соблюдением законодательства крупнейшими налогоплательщиками, относящимися к определенной сфере деятельности (отрасли). В этих целях межрегиональная инспекция вправе вести учет крупнейших налогоплательщиков и поступлений налогов и сборов по каждому из них, анализировать информацию о деятельности крупнейших налогоплательщиков, организовывать и проводить мероприятия налогового контроля <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Решение о проведении выездной проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. При этом в состав проверяющей группы могут быть включены сотрудники иных налоговых органов, в том числе по месту нахождения налогоплательщика.

Приказ подлежит регистрации в Минюсте России, что позволит создать правовую основу деятельности налоговой инспекции и разграничить компетенцию между территориальными налоговыми органами.

Кроме того, должностные обязанности сотрудников и взаимодействие налоговых органов с иными органами власти и с налогоплательщиками будут отражены в административных регламентах ФНС России.

На основании абз. 3 п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) издан Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" (зарегистрирован в Минюсте России 28.07.2005, регистр. N 6834), который заменяет аналогичный Приказ МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319.

Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н регулирует исключительно деятельность звеньев системы налоговых органов: действия по передаче материалов о крупнейшем налогоплательщике от инспекции, в которой он состоит на учете по месту своего нахождения, в межрегиональную (межрайонную) инспекцию. Передаче подлежат также данные лицевых счетов налогоплательщика <2>. Тем самым сохраняется понятие "особенности учета крупнейших налогоплательщиков", включающее новое основание постановки на учет и место новой постановки на учет.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Согласно решениям ряда арбитражных судов лицевые счета - это внутренний учет налоговых поступлений в налоговых органах, который не затрагивает прав и обязанностей налогоплательщиков.

Приказ Минфина России учитывает выводы ВАС РФ, Решением которого от 25.11.2004 N 7448/04 признан частично не соответствующим НК РФ Приказ МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319.

ВАС РФ признал неправомерным аннулирование Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации с даты получения крупнейшим налогоплательщиком Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После вступления в силу поправок, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе должно выдаваться по месту нахождения организации.

В Приказе Минфина России от 11.07.2005 N 85н не предусмотрено введение новой формы свидетельства. Форма Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, которая формально еще сохраняла свое действие в Приказе МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319, утратила силу с момента вступления в силу Приказа Минфина России от 11.07.2005 N 85н.

Крупнейшему налогоплательщику будет направляться только уведомление о его постановке на учет в этом качестве с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет. Форма такого уведомления утверждена Приказом ФНС России от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178@.

Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим в настоящее время сгруппированы по двум признакам:

1) показатели финансово-экономической деятельности (объем начислений федеральных налогов и сборов, объем выручки);

2) размер активов, объем производства (реализации) продукции и отношения взаимозависимости.

Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим определяют уровень администрирования - федеральный или региональный. Однако допускается администрирование в налоговом органе по месту нахождения организации с возложением функций налогового контроля на УФНС России по субъекту Российской Федерации.

Данные Критерии закреплены Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@, который признан Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации. Соответствие подготовки Приказа предъявляемым требованиям <3> подтверждено ВАС РФ в вышеприведенном Решении.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

2. Необходимость дополнительного законодательного

регулирования налогового контроля

крупнейших налогоплательщиков

В последнее время произошли определенные изменения в административном законодательстве, в частности в законодательстве, регулирующем деятельность налоговых органов. Однако законодательство, которое регулирует взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, осталось без изменений. Безусловно, крупнейшие налогоплательщики объективно требуют повышенного внимания со стороны государства. Но действующее законодательство о налогах и сборах не только не отвечает потребностям налогового контроля, предназначению налоговых инспекций, создаваемых для контроля за крупнейшими налогоплательщиками, но и создает сложности в реализации налогоплательщиком своих прав и исполнении им своих обязанностей <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Затраты, которые несет налогоплательщик, относятся на расходы.

Для разрешения возможных конфликтов могут быть приняты следующие меры.

Критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим должны быть закреплены законодательно. Необходимо установить виды критериев и их минимальный (максимальный) показатель на определенный срок. Показатели в этих пределах могут быть конкретизированы подзаконным актом. Эта мера создаст определенную стабильность в деятельности налогоплательщиков, исключит избирательность применения критериев. Налогоплательщик будет знать, что при соответствии установленным законом критериям отнесения к крупнейшим налогоплательщикам у него возникнет новый правовой статус.

Формы и методы налогового контроля исчерпывающим образом закреплены в НК РФ. Учет налогоплательщиков в межрегиональных инспекциях приводит к изменению порядка реализации этих форм и методов.

Так, место сдачи деклараций и расчетов по отдельным налогам определено НК РФ как место нахождения налогоплательщика, место регистрации объектов налогообложения или как место учета налогоплательщика.

Предлагается отказаться от привязки места сдачи отчетности к месту учета налогоплательщика. Данная мера должна быть реализована не только в отношении крупнейших налогоплательщиков, но и применительно ко всем налогоплательщикам.

Необходимо внедрение обязательной электронной формы сдачи налоговой отчетности (по телекоммуникационным каналам связи).

Конституционный Суд Российской Федерации допустил в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П правомерность закрепления форм, методов, сроков проведения налогового контроля в зависимости от категорий налогоплательщиков и специфики налогообложения.

В отношении крупнейших налогоплательщиков особенности налогового контроля могут учитывать применение методики расчетов трансфертных цен, расчета налогов по данным, находящимся у налогового органа в отношении аналогичных налогоплательщиков, и т.д.

С.В.Разгулин

Государственный советник

налоговой службы

Российской Федерации I ранга

Подписано в печать

09.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 03.03.2005 N 29н "Об утверждении формы налоговой декларации по водному налогу и Порядка ее заполнения"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 10) >
Статья: Уплата налога на прибыль организаций сельскохозяйственными товаропроизводителями ("Налоговый вестник", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.