|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Врачи положены не только вредным ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 33)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 33
ВРАЧИ ПОЛОЖЕНЫ НЕ ТОЛЬКО ВРЕДНЫМ
Статья "Здравпункт: как не потерять налоги", опубликованная в 31-м номере "УНП", была посвящена учету расходов на содержание организациями собственных здравпунктов. Особое внимание автор обратил на незаконность позиции фискальных ведомств о том, что для учета таких затрат нужна лицензия на медицинскую деятельность. Но требование иметь лицензию - далеко не единственный "сюрприз", который Минфин приготовил для владельцев здравпунктов.
Совсем не опасно работаете!
По мнению главного финансового ведомства страны, создавать здравпункты и относить расходы на их содержание в уменьшение базы по прибыли могут далеко не все организации. Даже если у них есть медицинская лицензия. В Минфине считают, что здравпункт могут иметь только организации, в которых, во-первых, есть производства или цеха с вредными и (или) опасными условиями труда. И во-вторых, для этих производств содержание здравпунктов обязательно и является необходимым условием деятельности. Только в таком случае, по мнению минфиновцев, затраты, связанные с содержанием помещений и инвентаря этого подразделения, могут стать расходами, уменьшающими базу налога на прибыль. Такая точка зрения выражена, например, в Письмах от 09.07.2004 N 03-03-05/1/69, от 21.03.2003 N 04-02-05/1/24, от 14.12.2004 N 03-03-01-04/1/175. У всех остальных организаций создание здравпунктов считается необоснованным. А значит, затраты не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и при налогообложении прибыли не учитываются.
Виной всему служит отсутствие четкого указания назначения здравпунктов. В ст. 264 НК РФ расходы на здравпункт действительно соседствуют с упоминанием о вредных производствах (пп. 7 п. 1). В качестве же дополнительного обоснования своей позиции Минфин России ссылается на достаточно давнее Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.09.1999 N А19-5445/98-32-2-ФО2-1524/99-С1. Там судьи определили, что здравпункты нужны для обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований и создания безопасных условий труда на вредном производстве, а также для предупреждения и профилактики профзаболеваний. Целью этого подразделения, по мнению суда, является оказание работникам, занятым на вредных и опасных производствах, первой (доврачебной) медицинской помощи перед отправкой в медицинское учреждение (поликлинику, больницу). Кстати, такой подход не так безобиден и для организаций, у которых действительно есть вредные производства. Ведь инспекторы на местах всегда могут сказать, что затраты на содержание здравпункта должны приниматься лишь в части, которая приходится на долю прибыли того или иного опасного производства.
Любая работа портит здоровье
На мой взгляд, в данном вопросе Минфин явно перестарался. Точка зрения о том, что затраты на содержание здравпункта - прерогатива только организаций с вредными и опасными условиями труда, не основана на законе. Посудите сами. В пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ говорится о расходах.
Цитируем закон. "...на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации" (пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).
Как видим, упоминание о вредных и тяжелых условиях труда относится к затратам на лечение профессиональных заболеваний работников. Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, идут отдельно. Их законодатель с условиями труда никак не связывает. Исходя из этого, можно сказать, что Налоговый кодекс допускает создание здравпунктов на любом предприятии. Подтверждают это и нормы Трудового кодекса. Так, в ст. 223 ТК РФ прямо говорится, что работодатель должен оборудовать помещения для оказания медицинской помощи. При этом нет никаких указаний на то, что эта обязанность лежит лишь на тех организациях, где условия труда вредные или тяжелые. Наконец, есть судебная практика, подтверждающая, что требования ст. 223 ТК РФ должны соблюдаться вне зависимости от условий труда в организации (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02.12.2004 по делу N А55-5119/04-31).
Суд был не про то
Не противоречит такой подход и решению суда, на которое ссылается Минфин. Во-первых, оно явно касалось конкретного плательщика, у которого здравпункты служили именно той цели, которая изложена в решении. Во-вторых, судьи указали и такие задачи, как меры по сохранению жизни и здоровья работников при аварийной ситуации. А такие ситуации могут возникнуть на любом предприятии. Таким образом, очевидно: создавать здравпункты и относить расходы на их содержание в уменьшение налога на прибыль могут любые организации. А не только те, работа в которых связана с вредными условиями труда.
А.Н.Тимофеева Юрист Подписано в печать 09.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |