Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу МВД России от 02.08.2005 N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 10)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 10

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МВД РОССИИ ОТ 02.08.2005 N 636

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

СОТРУДНИКАМИ МИЛИЦИИ ПРОВЕРОК И РЕВИЗИЙ ФИНАНСОВОЙ,

ХОЗЯЙСТВЕННОЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

И ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ">

1. Согласно п. 35 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции") органам внутренних дел предоставлено право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Это законодательное положение обусловило необходимость издания Приказа МВД России от 16.03.2004 N 177, которым утверждена Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Данный нормативный правовой акт, по сути, является административным регламентом, который закрепляет выполнение функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений за конкретными подразделениями органов внутренних дел и устанавливает процедуры и формы их реализации.

Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 161-ФЗ) внесены изменения в полномочия органов внутренних дел, которыми они наделены для осуществления проверочных мероприятий. В целом вышеуказанные изменения, внесенные в соответствующие нормативно-правовые акты, были направлены на гуманизацию правоотношений, возникающих между правоохранительными органами и гражданами (в том числе субъектами предпринимательской деятельности).

Однако полномочия органов внутренних дел, введенные Законом N 161-ФЗ, просуществовали немногим более года. Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 45-ФЗ) принята новая редакция п. 25 ст. 11 Закона "О милиции", которой закреплены следующие права органов внутренних дел, вступившие в силу с 12 августа 2005 г. и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с этой даты:

- право на проведение осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

- право на досмотр транспортных средств;

- право на изучение документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность организаций и граждан, а также требования предоставления в пятидневный срок надлежащим образом заверенных копий вышеуказанных документов;

- право на изъятие образцов сырья и продукции;

- право на проведение проверки и ревизии предпринимательской, финансовой, хозяйственной и торговой деятельности организаций, а также на изъятие при производстве проверок и ревизий документов либо их копий.

Корректировка полномочий органов внутренних дел в сфере проверочной и ревизионной деятельности налогоплательщиков обусловила необходимость четкой регламентации действий сотрудников милиции путем издания соответствующего ведомственного регламента.

Таким ведомственным нормативным правовым актом стал Приказ МВД России от 02.08.2005 N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности" (далее - Приказ МВД России N 636), который устанавливает четкий порядок проведения проверок и ревизий как одного из полномочий органов внутренних дел, закрепленных в п. 25 ст. 11 Закона "О милиции".

Обращение к подробной регламентации одного из положений п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" не случайно, так как реализация именно этих прав, предоставленных органам внутренних дел, чаще всего становится предметом судебных разбирательств и прокурорских проверок. Четкое соблюдение сотрудниками милиции своих полномочий является залогом соблюдения прав граждан и реализации общего курса государства на поощрение добросовестной предпринимательской деятельности.

В то же время не может быть принята позиция сторонников лишения органов внутренних дел полномочий, позволяющих эффективно выявлять и пресекать правонарушения и преступления, сведения их функций к "наблюдательному" минимуму правоохранительного присутствия в сфере экономики и налогообложения. К сожалению, криминогенная обстановка в предпринимательской среде предопределяет необходимость выработки государственных мер борьбы с экономической и налоговой преступностью, с проявлениями организованной преступности и коррупции.

2. Недопустимость участия сотрудников правоохранительных органов в хозяйственных и корпоративных спорах не раз подчеркивалась руководством страны. Так, одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на расширенном заседании коллегии МВД России от 06.02.2003 перед сотрудниками МВД России, является действенная защита экономических интересов граждан и предприятий, которая прямо связана с формированием в Российской Федерации благоприятной деловой среды и ведется по следующим направлениям работы:

защита бизнеса от криминального давления и чиновничьего произвола;

гарантия неприкосновенности государственной и частной собственности;

неуклонное соблюдение законности всеми субъектами хозяйственной деятельности.

Поэтому особенно опасны факты вовлечения сотрудников МВД в корпоративные войны и хозяйственные споры.

Практическая ценность Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее - Инструкция) заключается в том, что она, в целом обеспечивая однозначность и предсказуемость поведения сотрудников милиции при проведении ими проверочных мероприятий и ревизий, в полной мере учитывает законные интересы и права субъектов финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности.

3. Принимая во внимание то, что Приказом МВД России N 636 впервые конкретизированы нормы п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" и обособлены проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (далее - проверки, ревизии), осуществляемые сотрудниками милиции, рассмотрим их статус:

а) до принятия Закона N 45-ФЗ возникало много вопросов, касающихся статуса проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности сотрудниками милиции. Более аргументированной выглядела позиция в пользу признания данных проверочных мероприятий частью (одними из способов) проверки сообщений о преступлениях, проводимой в порядке ст. ст. 144 - 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. подробнее: Соловьев И.Н., Волков В.Г. Комментарий к п. 25 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" // НВ: комментарии... - 2004. - N 5. - С. 5.

При обосновании этой позиции принималось во внимание, что проверочное мероприятие осуществляется при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, а также прямое указание Закона РФ "О милиции" на сроки проведения данных мероприятий, которые соответствовали срокам, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством для проверки сообщений о совершенном либо готовящемся преступлении.

К сожалению, законодатель при разработке Закона N 45-ФЗ принял половинчатое решение и, изменив сроки проведения проверочных мероприятий, несомненно, в целях изменения "доследственного" статуса проверок и ревизий, ввел общую для всех проверочных мероприятий дополнительную цель их проведения, а именно: они могут проводиться только в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении.

Напомним, ранее аналогичные мероприятия осуществлялись для проверки данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

Введенное новшество, не придав никакого практического смысла комментируемой норме, стало причиной возникновения дополнительных вопросов, касающихся и без того далеко не однозначного правового статуса таких мероприятий.

На первый взгляд, данная норма непосредственно свидетельствует о процессуальном статусе данных мероприятий, то есть подразумевает проверку, проводящуюся в рамках уголовно-процессуального законодательства (так называемая доследственная проверка) или законодательства об административных правонарушениях, тем более что УПК РФ предусматривает проверку сообщений о совершенном или готовящемся преступлении (доследственную проверку), осуществляемую при наличии одного из поводов к возбуждению уголовного дела, целью которой как раз и является установление достоверности и достаточности данных, указывающих на признаки преступления.

Этот вывод следует из анализа норм ч. 2 ст. 140 УПК РФ, в которой дается определение оснований для возбуждения уголовного дела.

Основанием для возбуждения уголовного дела в соответствии с вышеуказанным положением является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

При рассмотрении данной нормы в контексте иных норм, регламентирующих стадию возбуждения уголовного дела (в том числе и подзаконных), можно сделать следующие выводы:

- целью доследственной проверки является установление относимости, достоверности и достаточности имеющихся данных (оснований) для возбуждения уголовного дела. Иными словами, данная проверка проводится в случае, если имеются данные, указывающие на признаки преступления, но их недостаточно для принятия решения либо возникли сомнения в их достоверности (так как если собрано достаточно данных, указывающих на признаки преступления, то основания для возбуждения уголовного дела считаются установленными и необходимо сразу возбуждать уголовное дело);

- необходимой предпосылкой для начала доследственной проверки является наличие какого-либо повода к возбуждению уголовного дела (заявление о преступлении, письменно оформленная явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления);

- заявление о преступлении или явке с повинной при удовлетворении их формы и содержания предъявляемым требованиям автоматически признаются поводами к возбуждению уголовного дела, а их поступление является основанием для проведения доследственной проверки;

- данные, указывающие на признаки преступления, поступившие (принятые) из других источников (для того чтобы стать поводом к возбуждению уголовного дела), в соответствии со ст. ст. 140, 143 УПК РФ должны быть оформлены в виде рапорта об обнаружении признаков преступления.

В данном случае следует оговориться, что далеко не все сведения, полученные в ходе оперативно-служебной деятельности милиции, удовлетворяют вышеуказанным признакам.

Полученную первичную информацию можно подразделить на две группы:

1) информация, которая не нуждается в проверке;

2) данные, нуждающиеся в проверке в целях принятия обоснованного решения.

Ключевым в данном случае является понятие "обнаружение" (ст. 143 УПК РФ), которое подразумевает целенаправленную проверочную деятельность соответствующих должностных лиц по сопоставлению имеющихся сведений и признаков конкретного преступления.

Данный термин указывает на то, что соответствующий рапорт может быть составлен (и доследственная проверка начата) только по результатам такой деятельности (после того как обнаружены необходимые признаки).

В качестве критериев достаточного объема информации для составления рапорта об обнаружении признаков преступления должно быть наличие проверенных сведений о событии, времени, месте, способах совершения преступления, причиненном ущербе, лицах, причастных к совершению преступления.

Продолжительность проверки, начинающейся с момента получения информационного сигнала и заканчивающейся составлением и регистрацией рапорта об обнаружении признаков преступления, если она не регламентирована соответствующим нормативным актом, зависит от качественных и количественных характеристик имеющейся предварительной информации, особенностей преступления, о подготовке или совершении которого имеются данные.

Такая проверочная деятельность может проводиться сотрудниками милиции либо в рамках оперативно-розыскной деятельности, либо в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона РФ "О милиции".

Законодатель, употребив в п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" слова "в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела" в сочетании с определением "данные о влекущем ответственность нарушении законодательства" (но не "поводы для возбуждения уголовного дела"), как раз и имеет в виду, что такая проверочная деятельность осуществляется по первичным информационным сигналам, которых еще не достаточно для составления рапорта об обнаружении признаков преступления.

Причем законодатель прямо указывает на цель данных мероприятий - "установление оснований для возбуждения уголовного дела"; в связи с этим данному действию придана, с одной стороны, организационная функция (определить сотрудникам милиции конечную цель их действий - сбор достаточного количества и качества материалов для обеспечения возможности принятия своевременного и обоснованного решения на предмет наличия (отсутствия) признаков конкретного преступления (правонарушения)), а с другой - ориентирующая функция (обозначить рамки проводимых проверок - только на предмет нарушения уголовного законодательства или законодательства об административных правонарушениях).

Словосочетание "данные о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность", обусловливающее осуществление сотрудниками милиции предоставленных прав, имеет целью недопущение случаев безосновательного проведения проверок (без данных, свидетельствующих о нарушении законодательства), например проведения так называемых профилактических мероприятий.

Дополнительным аргументом, выступающим против придания проверочным мероприятиям, предусмотренным п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции", статуса доследственных, являются новеллы о сроках их проведения, а именно: замена фразы "в пределах сроков, установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном административном правонарушении" фразой "в срок не более тридцати дней".

Таким образом, комментируемые мероприятия не являются проверкой сообщения о преступлении, а представляют собой обособленную деятельность милиции, направленную на установление обстоятельств, которые впоследствии могут лечь в основу рапорта об обнаружении признаков преступления.

Обосновывая допроцессуальный статус проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, нельзя не принимать во внимание, что в ст. 144 УПК РФ предусмотрено проведение в ходе проверки сообщений о преступлениях документальных проверок или ревизий, которые, несомненно, являются одними из способов (частью) доследственной проверки.

Отсюда следует признать наличие двух разновидностей проверок и ревизий, которые, возможно, будучи сходными в методике осуществления, имеют статусные и процедурные отличия.

Так, документальная проверка или ревизия, осуществляемая согласно ст. 144 УПК РФ, проводится после регистрации сообщения о преступлении. Назначить (потребовать проведения) такую проверку могут орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор. Срок проведения документальной проверки или ревизии составляет 3 (10) суток, однако прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить его до 30 суток;

б) любое иное вмешательство органов внутренних дел в деятельность хозяйствующих субъектов путем проведения отдельных проверочных действий, предусмотренных ст. 11 Закона "О милиции" и иными законодательными актами, не тождественно проверке и тем более ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, производимой в соответствии с абз. 6 п. 25 ст. 11 Закона "О милиции".

Осуществление проверок, ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности представляет собой реализацию только одного из более чем трех десятков правомочий, предоставленных милиции, и на случаи реализации иных прав, предусмотренных ст. 11 Закона РФ "О милиции", действие Инструкции не распространяется.

Об этом со всей очевидностью свидетельствуют преамбула Приказа МВД России N 636: "В целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции проверок и ревизий в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", - а также п. 1 Инструкции, в котором определен предмет ее правового регулирования: "Настоящая Инструкция определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность";

в) положения Инструкции основаны на буквальном толковании норм п. 25 ст. 11 Закона "О милиции", из которых следует, что проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности - это разные проверочные мероприятия.

Отмечая использование достаточно спорной законодательной конструкции, допускающей возможность неоднозначной интерпретации статуса и порядка действий сотрудников милиции, связанных с вмешательством в финансово-хозяйственную деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, можно выделить, как минимум, два существенных, закрепленных в Инструкции отличия данных мероприятий друг от друга:

- проверка предполагает проведение единичного контрольного действия или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, в то время как ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию всей финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности за определенный период времени;

- ревизия может проводиться только специализированными подразделениями органов внутренних дел (сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям) с привлечением сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, в то время как проверка может осуществляться иными сотрудниками органов внутренних дел, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность (имеются в виду сотрудники оперативных подразделений). К проверке, в свою очередь, могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты-ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям;

г) проверки и ревизии могут быть самостоятельным и завершенным этапом деятельности милиции с последующим использованием полученных материалов в уголовном процессе, в производстве по делам об административных правонарушениях или оперативно-разыскной деятельности.

Однако ничто не мешает сотрудникам милиции проводить вышеуказанные проверки параллельно осуществлению оперативно-разыскной деятельности или в отношении лиц, которые уже являются участниками уголовного процесса либо производства по делам об административных правонарушениях.

Правоприменителям необходимо учитывать, что между мероприятиями, проведенными на основании Закона "О милиции", и, например, действиями, осуществляемыми в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), не обязательно существует значительный разрыв во времени (например, непосредственно после проведения проверки может быть составлен протокол об административном правонарушении) и они вовсе не должны им предшествовать.

Выбор способов и тактики соответствующих действий сотрудников милиции должен определяться исключительно конкретной ситуацией и обусловливаться только задачами, возложенными на милицию.

Осуществление комментируемых правомочий возможно в отношении любых граждан и организаций независимо от факта их регистрации для осуществления предпринимательской деятельности в установленном порядке, а также от условий лицензирования фактически осуществляемой деятельности.

Проверка, ревизия проводится в срок не более 30 дней.

Началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении, окончанием срока ее проведения - день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии.

Какого-либо специального уведомления хозяйствующего субъекта о начале и окончании проверки или ревизии в настоящее время не требуется, однако на основании норм п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" копия постановления о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности организации или индивидуального предпринимателя вручается представителю юридического лица или лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо их представителю.

Акт проверки или акт ревизии также вручается представителю юридического лица или лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо их представителю под расписку с отметкой в первом экземпляре акта.

В случае отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам об этом в акте делается отметка, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта направляется юридическому лицу либо лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки или ревизии.

Таким образом, представители организации или индивидуальный предприниматель практически сразу же ставятся в известность о проводимых сотрудниками милиции мероприятиях и об их результатах и могут в полном объеме воспользоваться своими правами для защиты закрепленных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством интересов.

Отметим, что термин "лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица" уже достаточно давно не используется в предпринимательском (хозяйственном) законодательстве. Так, в ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" применяется понятие "индивидуальный предприниматель". Однако в Приказе МВД России N 636 термин "лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица" все же присутствует, так как он применяется по всему тексту Закона "О милиции".

Если проверка, ревизия проводится в занимаемых юридическим лицом либо лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, помещениях (территории), лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо их (юридического лица или предпринимателя) представители могут присутствовать при проведении проверки, ревизии.

Однако, как правило, такая проверка или ревизия проводится в помещениях органов внутренних дел по имеющимся документам и сведениям и необходимость нахождения в месте проведения проверки, ревизии представителей проверяемого лица определяется сотрудниками милиции.

Учитывая максимальный срок проведения данных мероприятий и методику их осуществления (в особенности ревизии), норма, предусмотренная п. 3 Инструкции, практически не несет никакой нормативной нагрузки (представители хозяйствующего субъекта и без того имеют право находиться в принадлежащих им помещениях), но может использоваться организациями и предпринимателями для затруднения деятельности проверяющих.

Проверка назначается уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, указанными в перечне, приведенном в Приложении N 2 к Приказу МВД России N 636.

Включение именно этого круга должностных лиц в перечень осуществляющих проверку лиц обусловлено целью данных проверок - выявление, предупреждение, пресечение и документирование преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. Поэтому в перечень включены в основном высшие руководители органов внутренних дел, а также руководители подразделений, в функции которых входит борьба с преступлениями в сфере экономики. Это определяет их предметную компетенцию и, в свою очередь, четко определяет подразделения, правомочные проводить комментируемые проверочные мероприятия.

Территориальная компетенция данных должностных лиц органов внутренних дел также указана (ограничена) в данном перечне.

Что же касается определения предмета проверочных мероприятий, то обязательным условием их проведения является наличие данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей.

Практически невозможно привести исчерпывающий перечень преступлений, совершение которых может быть связано с нарушением норм указанных отраслей законодательства, ввиду того что нарушение законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, указано в качестве способа совершения преступления и не имеет никакого ориентирующего свойства на объект преступного посягательства, что позволяло бы четко обособить данные преступления.

Анализ Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) позволяет сделать вывод, что это могут быть практически все преступные деяния, ответственность за которые предусмотрена в разд. VIII "Преступления в сфере экономики" УК РФ, в том числе предусмотренные гл. 21 "Преступления против собственности" (например, ст. 159 "Мошенничество" или ст. 160 "Присвоение или растрата") УК РФ. Несомненно, в число этих преступлений должны быть включены деяния, указанные в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" и 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях" УК РФ.

Однако еще раз необходимо отметить, что критерии определения признаков преступных деяний, при наличии данных о которых возможно проведение проверок или ревизий, весьма расплывчаты, и гипотетически таким способом может быть совершено не только преступление в сфере экономики, но и преступление общеуголовной направленности.

Единственным исключением из данного перечня правоотношений является специальная норма, предусмотренная п. 35 ст. 11 Закона "О милиции", в котором говорится о праве милиции проводить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Но даже в этом случае путем нарушения законодательства о налогах и сборах могут быть совершены не только преступления, предусмотренные ст. ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, но и некоторые другие.

В частности, вышеуказанным способом может быть совершено преступное деяние, связанное с неправомерным возмещением из бюджета НДС, которое часто квалифицируется согласно ст. 159 "Мошенничество" УК РФ.

Закон N 45-ФЗ изменил сферу проведения проверок и ревизий. В настоящее время они могут осуществляться в сфере финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (ранее сотрудники милиции могли проводить проверки и ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей).

В п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" содержится указание на возможность проведения таких мероприятий в сфере торговой деятельности, тем самым изначально устраняются возможные предметы споров и обжалований действий органов внутренних дел, которые часто возникали при применении п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" в прежней редакции.

Самое главное в определении предмета проверок и ревизий заключается в следующем: введено дополнительное условие (кроме общих условий, установленных для всех мероприятий, регламентированных п. 25 ст. 11 Закона "О милиции") проведения проверок, ревизий: они могут осуществляться при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления.

Из нормативного смысла данного условия следует, что проводить проверки, ревизии в целях установления оснований к возбуждению дела об административном правонарушении нельзя - вышеуказанные проверочные мероприятия проводятся исключительно для целей уголовного судопроизводства.

При назначении проверки выносится мотивированное постановление, которое регистрируется в специальном журнале.

Термин "мотивированное" означает, что в данном постановлении должно быть приведено не только собственно решение о проведении проверки, но и основания ее осуществления с указанием наиболее значимых предполагаемых нарушений законодательства. Вместе с тем сотрудники милиции не обязаны раскрывать в постановлении имеющиеся конкретные данные о нарушении законодательства представителям проверяемой организации или физическим лицам. Однако наличие таких данных является одним из обязательных условий осуществления данных проверок и необходимой предпосылкой вынесения и утверждения постановления о проведении соответствующего мероприятия. Образец постановления приведен в Приложении N 1 к Инструкции.

Состав сотрудников милиции, проводящих проверку, ревизию указывается в постановлении на проведение конкретного проверочного мероприятия. В случае изменения состава проверяющих выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки, ревизии, которое также регистрируется в специальном журнале.

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению проверки, ревизии могут привлекаться специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.

В качестве специалиста может быть привлечено лицо, обладающее особыми навыками и (или) специальными знаниями, применение которых необходимо для проведения определенного проверочного мероприятия (программисты, переводчики и т.д.). Участие данных лиц в проверке сводится к оказанию помощи сотрудникам, проводящим проверочные мероприятия, в определенной области специальных знаний; однако все процессуально значимые действия должны осуществляться только специально уполномоченными лицами.

Необходимо отметить, что для предупреждения возможного обжалования действий сотрудников милиции, а также для повышения результативности проверок целесообразно, чтобы специалисты также являлись сотрудниками органов внутренних дел.

В отношении должностных лиц правовых подразделений необходимо отметить тот факт, что в настоящее время в органах внутренних дел ведется работа по обеспечению правового сопровождения мероприятий, проводимых оперативными подразделениями. Сотрудники правовых подразделений участвуют как в предварительной оценке имеющейся информации, так и непосредственно в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий и составлении правовых заключений, касающихся квалификации совершенных деяний и определении судебно-следственной перспективы полученных материалов.

В ходе проведения проверки, ревизии могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные технические средства фиксации данных. Материалы, полученные в результате применения технических средств при проведении проверки, ревизии, прилагаются к акту проверки, ревизии, в котором делается отметка о применении этих средств.

При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий).

Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию. Копии документов передаются представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого изымаются подлинные документы.

В случае если не представляются возможными изготовление копий или их передача одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов представителю юридического лица, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (его представителю), у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.

Необходимо отметить, что при выявлении и пресечении преступлений в сфере экономики наибольшую трудность для сотрудников милиции представляло получение соответствующей информации из документов, отражающих те или иные факты хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Напомним, что ранее сотрудники милиции имели право изучать документы организаций и граждан, касающиеся материальных ценностей, денежных средств, временно изымать данные документы (с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов) для установления их подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, на срок не более семи суток, а в случае если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов.

На стадии разработки Закона N 45-ФЗ предлагалось изложить п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" в редакции, которая предусматривала исключение права милиции изымать документы организаций и граждан на материальные ценности и денежные средства.

По мнению авторов законопроекта, исключение данных полномочий имело целью ограничить неоправданное вмешательство органов внутренних дел в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом в качестве основного аргумента в пользу вышеуказанных изменений п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" приводился довод о том, что деятельность милиции по борьбе с экономическими преступлениями должна осуществляться исключительно в рамках УПК РФ, нормы которого позволяют эффективно бороться с экономической преступностью.

При этом не учитывалось, что доказывание преступлений в сфере экономики преимущественно производится на основании документов, отражающих различные факты финансово-хозяйственной деятельности, а уголовно-процессуальное законодательство не наделяет сотрудников милиции достаточными правами, позволяющими изымать необходимую документацию до возбуждения уголовного дела и, следовательно, осуществлять полноценную проверку имеющейся информации о нарушении законодательства.

Единственным методом проведения такой проверки (кроме собственного изучения имеющихся материалов), непосредственно указанным в УПК РФ, является производство документальных проверок и ревизий, которые могут быть осуществлены по требованию органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Однако в соответствии с п. 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД России от 13.03.2003 N 158, сотрудник органа внутренних дел, осуществляющий проверку зарегистрированного сообщения о преступлении и иной информации, может истребовать необходимые материалы и получить объяснения без производства следственных действий.

Но, как следует из смысла и содержания понятия "документальная проверка и ревизия" (то есть проверка документов, установление соответствия содержащихся в них данных фактическим обстоятельствам), проверка проводится исключительно на основании имеющихся документальных материалов.

Следует отметить, что на основании ч. 2 ст. 176 УПК РФ осмотр места происшествия является единственным следственным действием, проведение которого возможно до принятия решения о возбуждении уголовного дела. Однако в соответствии с порядком проведения осмотра, установленным в ст. 177 УПК РФ, изъятие документов в ходе проведения осмотра не допускается (в исключительных случаях разрешено изымать предметы).

Таким образом, действующее уголовно-процессуальное законодательство не содержит действенных средств и методов изъятия документов до возбуждения уголовного дела, что является существенным препятствием для процесса возбуждения уголовных дел по преступлениям в сфере экономики.

Возбуждение же уголовных дел без предварительной проверки имеющейся информации может повлечь рост количества прекращенных дел, большие затраты людских сил и материальных средств, неоправданное увеличение числа обжалований действий сотрудников милиции.

Кроме того, принятие законопроекта в подобной редакции мешало бы пресечению финансирования террористических организаций и организованных преступных группировок, противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

Однако аргументы представителей МВД России возобладали, и за органами внутренних дел сохранилось право изымать документы либо их копии.

Введение данной нормы означает следующее:

а) изымать можно любые документы либо копии с них (напомним, ранее изъятию подлежали только документы на материальные ценности и денежные средства);

б) изымать можно подлинники любых документов;

в) изъятие документов возможно только в рамках проверки, ревизии. В ходе осуществления иных проверочных мероприятий, а именно: осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров - документы либо копии с них изъяты быть не могут;

г) исключено, наверное, самое дискуссионное положение, касающееся сроков изъятия документов. Ранее они могли быть изъяты на срок не более семи суток, а в случае если изъятие таких документов приводило к приостановлению деятельности организации, - на срок не более 48 часов.

В настоящее время срок изъятия документов (копий) ограничен только сроком проведения проверок, ревизий: они также не могут быть изъяты на срок более 30 дней, причем изыматься они могут в любое время в рамках вышеуказанного периода, однако если они изъяты в 29-й день проведения проверки, ревизии, то и возвращены документы или копии должны быть на следующий день, то есть не позднее срока окончания соответствующего проверочного мероприятия;

д) такое условие изъятия документов, как установление их подлинности либо возможность уничтожения, сокрытия, замены или изменения, с вступлением Закона N 45-ФЗ в силу также не применяется.

Отныне необходимость и целесообразность изъятия документов определяются сотрудниками органов внутренних дел. Изъятие обусловлено только общими задачами, стоящими перед милицией, и частными вопросами, а также рамками проводимой проверки или ревизии;

е) при изъятии подлинников документов на сотрудников милиции, кроме составления протокола изъятия и описи изъятия, возложены дополнительные обязанности.

Если в настоящее время изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы.

Возникает вопрос: кто и за чей счет будет заниматься ксерокопированием? По всей видимости, при недостижении согласия сторон у органов внутренних дел нет правовых оснований к принуждению лиц, у которых изымаются документы, изготовить их копии.

Таким образом, сотрудники милиции могут столкнуться с техническими трудностями при изготовлении копий изымаемых документов непосредственно в месте изъятия (причем введение вышеуказанной нормы может повлечь необходимость постоянного применения мобильных средств ксерокопирования).

Однако в последнем абзаце п. 25 ст. 11 Закона "О милиции" приводится правило, позволяющее сотрудникам милиции избежать данных проблем.

Если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Под случаями невозможности изготовления копий или одновременной их передачи можно понимать как вышеуказанную ситуацию (отказ представителей проверяемого объекта от ксерокопирования), так и, например, случаи изъятия документов без представителей проверяемого лица или наличие значительного количества изымаемых документов, ксерокопирование которых неоправданно затянет срок изъятия.

При этом крайне важно отметить следующее. Для недопущения сомнений в "доказательственной силе" изъятых документов, а также для предупреждения возможных обжалований действий сотрудников милиции каждый изымаемый документ должен быть внесен в соответствующую опись с указанием индивидуальных признаков, даже в случае, если при изъятии не изготавливаются ксерокопии.

Изъятие документов коробками, связками и т.д. недопустимо.

Под должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию, понимается любой сотрудник милиции, указанный в постановлении о проведении проверки, ревизии. Причем необходимо отметить, что собственно проверку, ревизию могут проводить одни сотрудники, а изъятие осуществлять другие, но все они должны быть указаны в соответствующем постановлении.

Для надлежащего заверения копий (а законом данная процедура не регламентирована), по нашему мнению, достаточно однократного общего указания должности, специального звания, персональных данных сотрудника милиции с последующим удостоверением (заверением) подписью каждой копии.

Толкование определения "лицо, у которого были изъяты подлинные документы" аналогично толкованию дефиниции "представитель юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представитель", раскрытой выше.

При изъятии документов без изготовления копий в целях устранения возможности создания препятствий при проведении проверочных мероприятий необходимо поставить в известность лицо, у которого изымаются документы, о месте и времени получения их копий. Вышеуказанный факт должен быть письменно зафиксирован.

Может возникнуть следующая ситуация: лицо, у которого изъяты подлинные документы, не является для получения соответствующих копий в рамках установленного пятидневного срока. В таких случаях, следуя буквальному толкованию норм закона, даже при условии надлежащего уведомления вышеуказанного лица, на сотрудников милиции, по всей видимости, ложится дополнительная обязанность вернуть копии в место изъятия своими силами (фраза "передает заверенные копии" при неявке соответствующего лица по-иному истолкована быть не может). Если представителей организации или индивидуального предпринимателя на месте не окажется, целесообразно письменно зафиксировать тот факт, что сотрудники милиции прибыли по указанному адресу для передачи подлинных документов их владельцу, однако последнего на месте не оказалось.

При отсутствии (возможно, умышленном) именно этого лица (при условии надлежащего уведомления) ситуация не должна доводиться до абсурдной, и документы сотрудники милиции могут возвратить любому уполномоченному лицу проверяемого объекта, удостоверившись в его личности и полномочиях, с обязательным указанием причин и мотивов принятия такого решения в протоколе об изъятии.

Особо следует остановиться на вопросах предоставления сведений, составляющих коммерческую тайну.

В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ) обладатели сведений, составляющих коммерческую тайну, получили дополнительные гарантии сохранности данных и соответственно возможность для отказа в предоставлении информации (именно "информации", то есть копии документов также могут содержать сведения, составляющие коммерческую тайну, и в их предоставлении также может быть отказано).

На основании ст. 6 Закона N 98-ФЗ обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти (в том числе органа внутренних дел), иного государственного органа, органа местного самоуправления представляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, должно содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, представить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления эта информация может быть затребована вышеуказанными органами в судебном порядке.

Таким образом, хозяйствующие субъекты получили легальную возможность отказаться от представления практически любой (за редкими исключениями, установленными в ст. 5 Закона N 98-ФЗ) информации или существенно отсрочить ее представление.

Однако обладателям информации, составляющей коммерческую тайну, ч. 3 ст. 6 Закона N 98-ФЗ вменена обязанность представлять эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве.

К полномочиям органов дознания (которыми в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, а также ст. 8 Закона "О милиции" могут являться оперативные подразделения криминальной милиции) отнесено, например, проведение доследственной проверки с принятием соответствующего решения, возбуждение уголовного дела, выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Таким образом, подразделения, проводящие проверочные мероприятия на основании п. 25 ст. 11 Закона "О милиции", могут одновременно иметь статус органа дознания, и в этом случае их требования о представлении информации подпадают под правила ч. 3 ст. 6 Закона N 98-ФЗ и подлежат безусловному выполнению под угрозой привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

В то же время исходя из буквального толкования норм закона понятие "по делам, находящимся в их производстве" может применяться не только в отношении уголовных дел, но и дел оперативного учета.

В случае необходимости проведения в ходе проверки, ревизии осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров соответствующие действия производятся в порядке, установленном п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона "О милиции".

Если осуществление данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки, ревизии, вынесение специального постановления об их проведении не требуется.

Тем самым одним постановлением санкционируется проведение нескольких мероприятий, что оптимизирует деятельность органов внутренних дел.

Санкция на проведение мероприятий, предусмотренных п. 25 ст. 11 Закона "О милиции", в постановлении о проведении проверки, ревизии не означает обязательность их проведения. Если такая необходимость отпала, данные действия по решению проверяющих лиц могут не осуществляться либо могут производиться только некоторые из них.

По результатам проверки или ревизии составляется акт проверки или акт ревизии. Отличия данных документов незначительны и обусловлены масштабностью проведенных мероприятий.

Акт ревизии включает те же данные, которые указываются в акте проверки, и в обязательном порядке некоторые другие сведения, приведенные в п. п. 23 и 24 Инструкции.

В то же время акты проверки и акты ревизии могут быть полностью идентичны по своей форме в силу положений п. 16 Инструкции, которыми установлено, что в случае необходимости в акте проверки дополнительно могут быть отражены сведения, подлежащие обязательному отражению в акте ревизии.

Ввиду того что по форме сведений, включаемых в акт ревизии, данный правоприменительный документ полностью поглощает акт проверки, рассмотрим нормы Инструкции, относящиеся к акту ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности.

Итак, по результатам проведения ревизии (или проверки) сотрудниками милиции составляется акт ревизии (или проверки) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности организации или индивидуального предпринимателя по установленной в Приложении N 6 к Инструкции форме.

К сожалению, данный акт не включен в перечень доказательств по уголовному делу, приведенный в ст. 74 УПК РФ, в отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального законодательства. Применительно к процессуальному статусу этого документа можно говорить только об "иных документах" что, несомненно, снижает "значимость" данных проверок и косвенно указывает на возможность (или даже целесообразность) проведения каких-либо дополнительных действий и мероприятий (например, судебной экспертизы) для подтверждения фактов, указанных в акте.

В акте отражаются все выявленные нарушения законодательства, причем не только регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую, торговую деятельность.

В данном документе также отражаются иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам проведения ревизии.

Данная норма позволяет сотрудникам органов внутренних дел указывать в акте любые обстоятельства, которые впоследствии могут быть оценены как обстоятельства, отягчающие либо смягчающие ответственность налогоплательщика или указывающие на определенную линию поведения (например, оказание противодействия или отказ в предоставлении информации).

Следует отметить, что как из текста Инструкции, так и из формы акта, установленной в Приложении N 6 к Инструкции, следует, что возможности внесения каких-либо замечаний и возражений проверяемых лиц (их представителей) непосредственно в акт ревизии не предусмотрено. Все замечания, предложения, жалобы могут быть представлены в любой иной предусмотренной законодательством форме.

Акт составляется также в случае, если соответствующие правонарушения в ходе проведения ревизии не установлены. С одной стороны, данное положение введено в целях предупреждения злоупотреблений со стороны сотрудников милиции (например, попыток скрыть данные о ходе и результатах ревизии), а с другой стороны, такой акт может указывать на добросовестность и законопослушность проверяемого лица, что может повысить его деловую репутацию.

Акт ревизии должен состоять из трех частей: общей, описательной и итоговой части.

Требования, предъявляемые к содержанию акта, приведены в п. п. 23 - 25 Инструкции.

В общей части акта ревизии в обязательном порядке отражаются обобщенные сведения о проведенной ревизии, а также указываются:

- полное и сокращенное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- место проведения ревизии;

- специальные звания, фамилии, имена, отчества, наименования должностей лиц, проводивших ревизию;

- период, за который проведена ревизия;

- дата начала и окончания ревизии;

- фамилии, имена и отчества представителей юридического лица (лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо его представителя). Если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;

- место регистрации юридического лица (лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также места осуществления финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности (указывается в случае осуществления деятельности не по месту регистрации);

- сведения о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об открытых в банках расчетных и валютных счетах, о принятой учетной политике;

- документальное подтверждение наличия права на осуществление лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);

- документальное подтверждение фактически осуществляемых видов деятельности, в том числе запрещенных законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии.

Описательная часть акта ревизии должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений.

Обязательному отражению в описательной части подлежат сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения, с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов.

В итоговой части акта ревизии подлежат отражению выводы о результатах ревизии.

Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими.

Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).

Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить акт ревизии по иным обстоятельствам об этом делается отметка в акте ревизии, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта ревизии направляется юридическому лицу (лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.

Еще раз необходимо отметить, что акт ревизии (а равно акт проверки) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности организации или индивидуального предпринимателя может быть использован в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в качестве доказательства по уголовному делу.

Результатом проведения проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности и соответственно ее окончанием могут быть:

1) подтверждение данных, указывающих на признаки преступления;

2) неподтверждение данных, указывающих на признаки преступления, но выявление административного правонарушения, отнесенного к подведомственности органов внутренних дел;

3) неподтверждение данных, указывающих на признаки преступления, но выявление правонарушения, не отнесенного к подведомственности органов внутренних дел;

4) неподтверждение данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства.

Соответственно действия должностных лиц органов внутренних дел, проводивших проверку (ревизию), могут быть следующими:

- составление (регистрация) рапорта об обнаружении признаков преступления и его рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. ст. 144, 145 УПК РФ. В данном случае соответствующие должностные лица органа внутренних дел (при условии обладания правами должностных лиц органа дознания, начальника органа дознания) вправе совершить любое действие и принять любое решение, предусмотренное ст. ст. 144, 145 УПК РФ.

Причем в случае возбуждения уголовного дела при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания проводит в соответствии со ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела и направляет материалы прокурору);

- передача материалов проверки (ревизии) должностным лицам, указанным в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, для принятия процессуального решения (данное решение может быть принято, например, в случае, если должностные лица органа внутренних дел, проводившие проверку, не обладают правами должностных лиц органа дознания или начальника органа дознания соответственно);

- составление протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

- составление протокола об административном правонарушении (подведомственность органам внутренних дел административных правонарушений (в части составления протоколов об административном правонарушении) определена в ст. 28.3 КоАП РФ);

- вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении;

- оформление предупреждения или наложение (взимание) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется;

- передача материалов проверки (ревизии) должностному лицу органов внутренних дел, уполномоченному совершать соответствующие действия и принимать решения;

- передача материалов проверки (ревизии) по подведомственности (как уже было отмечено, не по всем выявленным правонарушениям органы внутренних дел могут составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, что, однако, не препятствует фиксации события правонарушения и закреплению доказательств его совершения иным образом с последующей передачей данных материалов соответствующим компетентным должностным лицам);

- составление итогового внутреннего документа (рапорта, справки), а возможно, и дополнительное (кроме передачи экземпляра акта проверки или ревизии) уведомление проверяемого лица о неустановлении в его действиях нарушений законодательства.

И.Н.Соловьев

Д. ю. н.,

начальник Уголовно-правового

управления Правового департамента

МВД России

В.Г.Волков

Главный эксперт

Правового департамента

МВД России

Подписано в печать

09.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация направила своего сотрудника в долгосрочную (более 183 дней) зарубежную командировку. Трудовые обязанности работник выполняет за пределами РФ. Облагается ли НДФЛ вознаграждение, которое получает данный сотрудник? ("Московский налоговый курьер", 2006, N 1-2) >
Интервью: Проблемы применения ККТ ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 33)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.