|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <События, факты, перспективы от 07.09.2005> ("Налоговые споры", 2005, N 10)
"Налоговые споры", 2005, N 10
Особым экономическим зонам - зеленый свет
Закон об особых экономических зонах (далее - ОЭЗ), о котором так много говорилось в последние годы, 22 июля 2005 г. был подписан Президентом РФ <1> и 27 августа 2005 г. вступил в силу. Цель создания ОЭЗ - привлечь в страну дополнительные инвестиции, снизив административные барьеры, налоговые ставки и таможенные платежи. В России будут создаваться особые экономические зоны двух типов - промышленно-производственные и технико-внедренческие. Резидентом первых могут стать только коммерческие организации, которые зарегистрированы в пределах границ ОЭЗ. Они должны заключить соглашение с органами управления ОЭЗ о ведении промышленно-производственной деятельности. Резидентом технико-внедренческой зоны может стать как коммерческая организация, так и индивидуальный предприниматель. Условия те же - регистрация на территории муниципального образования, в границах которого располагается ОЭЗ, и заключение соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Участниками ОЭЗ не смогут стать унитарные предприятия, а также организации, имеющие филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ, законодатель не предоставил им такую возможность. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Решение о создании ОЭЗ, а также виды льготируемой деятельности поручено определять Правительству РФ. Остановимся на основных поблажках участникам ОЭЗ. Во-первых, для них предусмотрен режим свободной таможенной зоны. Это означает, что при ввозе иностранных товаров не будут уплачиваться таможенные пошлины и НДС. При реализации российских товаров субъектам ОЭЗ предусмотрены применение ставки НДС 0%, уплата акциза и освобождение от уплаты таможенных пошлин. Если же резидент ОЭЗ вывозит товары за ее пределы, то он уплачивает НДС и акцизы. Во-вторых, любые изменения законодательства (за исключением тех, которые касаются налогообложения подакцизных товаров), ухудшающие положение налогоплательщика, на резидентов ОЭЗ не распространяются. В-третьих, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки <2>, которые начнут применяться с 1 января 2006 г. Согласно поправкам расходы на НИОКР резидентами ОЭЗ будут приниматься в размере фактических затрат в том периоде, когда они были понесены. Это относится и к тем разработкам, которые не дали положительного результата. Резиденты ОЭЗ смогут без ограничений переносить убытки на будущее. Они в течение пяти лет освобождаются от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога. Участники промышленно-производственной зоны смогут к основной норме амортизации собственных основных средств применять коэффициент 2. Для участников технико-внедренческих зон предусмотрен льготный режим налогообложения ЕСН. ————————————————————————————————<2> Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Следует отметить, что начиная с 90-х гг. прошлого века особые экономические зоны были зонами официального уклонения от уплаты налогов. Надеемся, что предусмотренный в Законе порядок создания таких зон и механизмы их функционирования позволят этого избежать.
Первая часть НК РФ ждет своего часа
"Важнейшим законопроектом осенней сессии станет федеральный бюджет 2006 г.", - об этом заявил парламентским журналистам Председатель Государственной Думы Борис Грызлов. Многие инициативы, которые будут рассматриваться осенью, прямо связаны с наполнением бюджета и распоряжением этими средствами. Еще весной депутаты внесли изменения практически во все главы части второй Налогового кодекса РФ. На осеннюю сессию запланировано рассмотрение поправок в часть первую Налогового кодекса РФ. Данный законопроект рассматривается в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования и призван решить ряд проблем, с которыми сейчас на практике сталкиваются налогоплательщики. В числе поправок - норма о документах, которые налоговый орган может истребовать в ходе камеральной налоговой проверки (ст. 88 НК РФ), порядок исчисления сроков проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ), порядок изменения требований об уплате налога (ст. 71 НК РФ) и сдачи налоговой отчетности (ст. 80 НК РФ). Предполагается утвердить новые редакции составов налоговых правонарушений, а также уточнения ряда понятий, используемых в Налоговом кодексе РФ (ст. 11 НК РФ). От того, в каком виде парламентарии примут законопроект, во многом будет зависеть налоговая практика следующего года.
Порядок утвержден - осталось дождаться результатов
ФНС России утвердила порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и пени <1>. ————————————————————————————————<1> Приказ ФНС России от 15.07.2005 N САЭ-3-19/329 "Об утверждении Порядка рассмотрения Федеральной налоговой службой заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени".
Решение об изменении сроков уплаты налога и пени в отношении федеральных налогов и сборов принимает ФНС России. Решение об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов и сборов принимает региональное управление ФНС России по месту нахождения налогоплательщика или Межрегиональная инспекция, если налогоплательщик относится к категории крупнейших. Налоговики должны принять решение в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика. О положительном решении сообщается налоговому органу по месту нахождения налогоплательщика и заинтересованному лицу. Судя по всему, имеются в виду не только соответствующие финансовые органы, но и сам налогоплательщик, в отношении которого принято решение об изменении сроков уплаты налогов. Хотя он прямо не назван, именно для него это решение важно. Кроме того, направлять налогоплательщику копии решений - общая обязанность налоговых органов, установленная ст. 32 НК РФ. Отрицательное решение высылается тем же лицам, и в нем должны быть указаны причины, по которым налоговый орган отказывает в предоставлении отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Одной из причин может стать отсутствие согласования с финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования, а по ЕСН - соответствующего органа внебюджетных фондов. На сегодняшний день немногие могут претендовать на отсрочку и рассрочку уплаты налогов, сборов и пени. Основания для их применения предусмотрены в ст. 64 НК РФ, но фактически отсрочить уплату налога могут лишь те налогоплательщики, кто находится на грани банкротства или деятельность которых носит сезонный характер. Отметим, что само по себе изменение срока уплаты налогов, сборов и пени налогоплательщику выгодно, поскольку у него появляется возможность уплачивать налоговые платежи частями. Государству это также выгодно, ведь при кредитовании налогоплательщика бюджет помимо текущих налоговых платежей получает проценты. На необходимость процедуры предоставления отсрочек и рассрочек при условии ее совершенствования указал и Президент РФ в своем Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ.
Режим налогообложения ЕНВД стал более гибким
Режим налогообложения в виде ЕНВД с 1 января 2006 г. будет применяться с учетом поправок, внесенных в гл. 26.3 НК РФ в июле этого года <1>. В перечне видов деятельности, которые могут быть переведены на этот режим, появились оказание услуг по временному размещению и проживанию, распространение и размещение рекламы на транспортных средствах, передача в аренду торговых мест на рынках, услуги общественного питания, если объект не имеет зала обслуживания посетителей. Однако те, кто заключил договор совместной деятельности, режим налогообложения в виде ЕНВД применять не будут независимо от осуществляемых в рамках договора видов деятельности. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Сейчас при расчете единого налога базовая доходность корректируется на коэффициенты К1, К2 и К3. Однако коэффициент К1, учитывающий месторасположение внутри населенного пункта, фактически не применяется, поэтому с 1 января 2006 г. он исключается из числа корректирующих коэффициентов. При расчете налога будут учитываться два коэффициента: коэффициент-дефлятор К1 (сейчас - К3), учитывающий изменение потребительских цен на товары, и К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров, сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности. Новое определение розничной торговли снимает ряд проблем, с которыми сталкивались организации и индивидуальные предприниматели. Так, из определения следует, что к розничной торговле относится деятельность, связанная с торговлей товарами на основании договоров розничной купли-продажи (независимо от формы расчетов). Производители, реализующие свою продукцию в розницу, на уплату ЕНВД не переводятся. Кроме этого, теперь можно будет избежать споров по поводу того, надо ли включать работающих по договорам подряда в общее число работников. С 1 января плательщики ЕНВД при расчете количества работников должны учитывать всех работающих граждан, в том числе совместителей и подрядчиков. Напомним, что единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2006 г. становится местным налогом, поэтому вводиться он будет органами местного самоуправления.
Радости и огорчения упрощенцев в свете поправок в гл. 26.2 НК РФ
Глава 26.2 НК РФ в новом обличии начнет применяться с 1 января 2006 г. <1>. Но уже сейчас налогоплательщики должны знать, какие изменения их ожидают. Во-первых, планка для перехода на УСН поднимается с 11 до 15 млн руб. Однако тем, кто решит перейти на УСН с 1 января 2006 г., новыми правилами руководствоваться не следует, поскольку заявление о переходе на УСН можно подать с 1 октября до 30 ноября 2005 г., т.е. в период, когда новые правила еще не вступили в силу. ————————————————————————————————<1> Поправки в гл. 26.2 НК РФ внесены Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Общий доход, по достижении которого налогоплательщик может применять УСН, поднимается до 20 млн руб. Кроме того, законодатель предусмотрел ежегодную корректировку доходов на коэффициент-дефлятор. Сейчас для того, чтобы применять УСН, остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов нужно определять по данным бухгалтерского учета. Со следующего года остаточная стоимость будет определяться только по тем объектам, которые в соответствии с гл. 25 НК РФ признаются амортизируемым имуществом. Это позволит большему числу налогоплательщиков применять спецрежим и претендовать на него, т.е. заявить в налоговые органы о своем намерении они могут уже сейчас. Новая формулировка нормы пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, по нашему мнению, дает такую возможность. Также с 2006 г. при определении доходов нужно будет учесть как доходы от реализации товаров (работ, услуг), так и внереализационные доходы. Они определяются по правилам гл. 25 НК РФ. Эти правила распространяются и на индивидуальных предпринимателей. В составе доходов налогоплательщиков не будут учитываться дивиденды, если их налогообложение произведено налоговым агентом. Это четко прописано в ст. 346.15 НК РФ. Теперь о расходах. Перечень расходов существенно расширен, хотя он и остался закрытым. Те упрощенцы, кто платит единый налог с разницы между доходами и расходами, смогут учесть расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, расходы на изготовление основных средств, расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, судебные и арбитражные расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров и т.д. Это, безусловно, порадует налогоплательщиков, однако для тех, кто занимается торговлей, законодатель ужесточил порядок включения стоимости товаров в расходы. С нового года стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, будет списываться в состав расходов по мере реализации. Сейчас ждать периода, в котором товары будут проданы, не нужно, их покупная стоимость уменьшает доходы текущего периода (см. Письмо Минфина России от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70). В п. 1 ст. 346.16 НК РФ добавлен подпункт, согласно которому можно будет учесть расходы, непосредственно относящиеся к реализации товаров (расходы по хранению, транспортировке), однако вопросы, связанные с учетом расходов на транспортировку товаров при их приобретении, останутся. Ведь неясно, связаны такие расходы с реализацией товаров или нет. А это значит, что налогоплательщикам снова придется идти в суд. Сейчас в гл. 26.2 НК РФ не сказано, за какой период рассчитывается минимальный налог. Новая редакция главы исправила этот пробел. В ст. 346.18 НК РФ указано, что минимальный налог исчисляется за налоговый период. При этом налогоплательщиков изменения существенно не затронут, поскольку и сейчас налоговые органы придерживаются такой же позиции. Ответил законодатель и на вопрос о том, как определить остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, если организация переходит с упрощенки на иные режимы налогообложения. Основной принцип следующий: суммы расходов, которые учтены при применении УСН, не учитываются в остаточной стоимости объектов. Такой подход представляется нам более логичным и, по нашему мнению, должен решить ряд спорных вопросов, которые на сегодняшний день возникают у налогоплательщиков. В заключение об индивидуальных предпринимателях. Для них предусмотрена возможность работать по патенту. Патент смогут приобрести те, кто работает самостоятельно и не привлекает рабочую силу.
От общего закона к частным правилам
С 1 января следующего года государственное регулирование производства и оборота алкоголя будет в целом осуществляться по новым правилам <1>. У ряда организаций, уже имеющих лицензии, возникнет необходимость в их переоформлении. Оплата новой лицензии будет производиться не ежегодно в период действия лицензии, а один раз за весь срок. Ранее уплаченные сборы по старой лицензии смогут уменьшить новый платеж в том случае, если организация проработала по ней менее одного года. ————————————————————————————————<1> С 1 января 2006 г. начнет применяться Федеральный закон от 21.07.2005 N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и с этого же момента в новой редакции будет действовать Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Подписано в печать 07.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |