Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Особенности столичного учета автотранспорта ("Московский бухгалтер", 2005, N 9)



"Московский бухгалтер", 2005, N 9

ОСОБЕННОСТИ СТОЛИЧНОГО УЧЕТА АВТОТРАНСПОРТА

Машины необходимы каждой столичной компании или предпринимателю. Небольшая организация может обойтись всего лишь одной легковушкой. А фирме покрупнее может понадобиться уже целый парк, например, грузовиков. Независимо от количества машин в компании, у бухгалтеров неизменно возникает масса вопросов по их учету. Чтобы получить ответы на наиболее актуальные из них, наш корреспондент побеседовала с Инной Новиковой, генеральным директором фирмы "Аудит, консалтинг и право +", кандидатом экономических наук.

- Инна Юрьевна, многих бухгалтеров интересует, как правильно провести в учете покупку машины?

- Давайте разберемся. Срок полезного использования автомобиля превышает один год, а стоимость - десять тысяч рублей. Обычно организация использует его в своей основной деятельности для получения дохода. Поэтому и в бухгалтерском, и в налоговом учете он будет основным средством. Согласно п. п. 4 и 17 ПБУ 6/01 и п. 1 ст. 256 Налогового кодекса по машине бухгалтер должен начислять амортизацию. А в п. 7 ПБУ 6/01 сказано о том, что автомобили нужно учитывать по первоначальной стоимости. В нее бухгалтер должен включить все фактические расходы на покупку транспортного средства - кроме стоимости самой машины это могут быть комиссия посредника, оплата фирмой пошлин, регистрационных сборов в Госавтоинспекции, проценты по автокредиту. Первоначальная стоимость машины в налоговом учете будет другой. Например, к ней нельзя относить суммовые разницы, а также проценты по автокредиту. Эти расходы будут внереализационными.

- Подскажите, как выгоднее учесть траты на сигнализацию?

- В большинстве случаев сигнализацию ставят на новый автомобиль. То есть до того, как первоначальная стоимость окончательно сформирована. При этом бухгалтеру необходимо руководствоваться п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Там сказано, что единица бухгалтерского учета такого имущества - инвентарный объект. Однако если он состоит из нескольких частей с разным сроком полезного использования, каждую из них нужно учитывать отдельно. Если фирма своим распорядительным документом установит для сигнализации меньший срок службы, чем у автомобиля, бухгалтер сможет провести ее как отдельный инвентарный объект и самортизировать быстрее. В этом случае включать стоимость сигнализации в первоначальную стоимость машины не нужно.

- На что бухгалтеру следует обратить внимание во время регистрации автомобиля в ГИБДД?

- Все документы должны быть правильно оформлены. Обязанность компании регистрировать машину зафиксирована Постановлением Правительства от 12 августа 1994 г. N 938. В нем сказано, что собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их в течение пяти суток после приобретения или пока действует транзитный номер. Для регистрации фирма представляет любой документ, удостоверяющий право собственности на автомобиль и подтверждающий его допуск к эксплуатации на территории страны. Например, паспорт автотранспортного средства, справку-счет, которую выдает продавец, и договор. Затраты, связанные с регистрацией машины в ГИБДД, бухгалтер также включает в первоначальную стоимость автомобиля (п. 7 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").

- Сформированная первоначальная стоимость - только вершина айсберга авторасходов. Как бухгалтер должен поступить с атрибутами дополнительной комплектации, которые фирма покупает в процессе эксплуатации автомобиля?

- Порядок бухгалтерского учета таких трат зависит от того, существует ли производственная необходимость в дополнительном оборудовании. Одно дело, когда в машину устанавливают охранную сигнализацию или автоинструмент, и совсем другое, если в транспортное средство вмонтируют холодильник или кондиционер. Производственную необходимость таких трат нужно обосновать. Делается это точно так же, как и при покупке схожих предметов в ваш офис. Например, кондиционер можно провести через обеспечение нормальных условий труда, скажем, водителя. Если вы не сможете документально подтвердить необходимость подобных расходов и уменьшите на их сумму прибыль, инспекторы доначислят этот налог, возьмут с фирмы пени и оштрафуют ее по ст. 122 Налогового кодекса. Штраф составит 20 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК).

- Инна Юрьевна, объясните, как бухгалтеру следует отражать в учете затраты на ремонт и техобслуживание автомобиля?

- Бухгалтерский учет ремонта зависит от его вида: капитальный, средний или текущий. Например, если в процессе капитального ремонта происходит модернизация транспортного средства, то затраты относят на увеличение стоимости ремонтируемого объекта. В налоговом учете стоимость ремонта машины следует рассматривать как прочие расходы и полностью признавать для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (п. 1 ст. 260 НК).

- Имеет ли учетный работник право сформировать резерв на ремонт транспортных средств?

- Да, Налоговый кодекс предусматривает такую возможность. Компании могут создавать денежные резервы под предстоящие ремонты основных средств, к которым относятся и автомобили. Отчисления в такой резерв бухгалтер рассчитывает исходя из совокупной стоимости машины и нормативов отчислений. Их компания утверждает самостоятельно в учетной политике. При этом бухгалтеру следует определить предельную сумму отчислений. Она складывается из периодичности ремонта машины, частоты замены запчастей и сметной стоимости указанного ремонта.

Отмечу, предельная сумма резерва предстоящих расходов не может превышать средней величины фактических трат на ремонт за последние три года. Бухгалтеру нужно формировать резерв равномерными отчислениями.

- Что дает фирме создание такого резерва?

- Он позволяет уменьшать налоговую базу "прибыльного" налога равномерно, без резких скачков. Так, сумму фактических затрат на проведение ремонта автомобиля нужно списывать за счет средств этого резерва. А если она превышает сумму резерва, то остаток затрат бухгалтер включает в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

- А если после всех фактических расходов в резерве еще останутся средства?

- В таком случае фирма включает в состав своих доходов сумму превышения на последнюю дату текущего налогового периода. Правда, здесь есть один нюанс. Фирма может аккумулировать "ремонтные" средства в резерве дольше одного налогового периода. Когда он окончится, такой компании не нужно увеличивать доходы на неистраченные суммы. Ей будет необходимо сделать это, когда подойдет к концу срок, на который был сформирован резерв.

- Давайте подробнее рассмотрим методические аспекты налоговой политики в отношении автотранспорта. На что нужно обратить внимание бухгалтеру?

- В первую очередь необходимо выбрать способ начисления амортизации. Как известно, существует несколько методов и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Обычно бухгалтеры стремятся, чтобы они совпадали. Поэтому многие выбирают для целей и налогообложения, и бухгалтерского учета линейный способ. Я бы посоветовала не объединять методы. Для целей бухгалтерского учета лучше применить способ уменьшаемого остатка. В этом случае фирма сэкономит и налог на прибыль, и на имущество. А так как автомобили - дорогостоящие основные средства, то для организации это немаловажно.

Для целей налогового учета удобнее всего, на мой взгляд, начислить амортизацию линейным методом. Причем, если организация приобрела легковой автомобиль или пассажирский микроавтобус с первоначальной стоимостью более 300 и 400 тыс. руб. соответственно, основную норму амортизации бухгалтер должен применять со специальным коэффициентом 0,5.

- Как вы считаете, этот коэффициент - зло или благо?

- Благодаря понижающему коэффициенту время полезного использования дорогостоящей машины увеличивается ровно в 2 раза. Напомню, срок амортизации транспортных средств установило Правительство Постановлением от 1 января 2002 г. N 1. Там сказано, что, например, легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе. Значит, срок их полезного использования может длиться от 3 лет и 1 месяца до 5 лет включительно. Соответственно коэффициент 0,5 увеличивает его до десяти лет. Безусловно, это невыгодно фирме. Замечу, для целей бухгалтерского учета организация устанавливает срок полезного использования машины самостоятельно.

Если же вы приобрели подержанную машину, не забудьте уменьшить установленный срок ее службы на то время, в течение которого автомобиль уже эксплуатировался (п. 12 ст. 259 НК). Для этого нужно попросить у продавца документы, из которых было бы ясно, как долго автомобиль служил старому хозяину. Скажем, копию акта о списании автотранспортных средств по форме N ОС-4а.

- Имеет ли право бухгалтер начислять амортизацию, если у фирмы в отчетном периоде отсутствует реализация?

- Да, он может это делать. Амортизацию по объектам основных средств фирма отражает в бухгалтерском и налоговом учете того периода, к которому она относится. Для целей налогообложения прибыли суммы начисленной амортизации являются расходами, связанными с производством и реализацией (ст. 259 НК). Они уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК). Амортизацию бухгалтер должен относить к расходам ежемесячно.

- Какие дополнительные налоги связаны с использованием автотранспорта на фирме?

- Фирма должна платить транспортный налог. Его нужно включить в расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК), и уменьшить на его сумму полученные компанией доходы при расчете базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252 НК). Датой осуществления данных расходов будет день начисления налога (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК).

Расчетная база транспортного налога определяется по каждому автомобилю как мощность двигателя в лошадиных силах. Хочу отметить, автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 кубических сантиметров транспортным налогом не облагаются. Также фирма не платит этот налог за автомобили, находящиеся в розыске. Разумеется, при условии, что милиция документально подтвердит факт угона. Справку о краже машины бухгалтер должен представить в налоговую инспекцию.

- Существуют ли особенности уплаты транспортного налога, если столичная организация купила автомобиль для своего филиала в другом регионе?

- Налог обязана платить компания, на которую зарегистрированы транспортные средства в том регионе, где они состоят на учете в ГИБДД. Регистрировать автомобиль по местонахождению филиала фирма не обязана. Поэтому предприятие может выбрать для себя наиболее выгодный вариант уплаты налога. И зарегистрировать машину в том регионе, где ставки транспортного налога ниже.

Беседовала

Н.Мужичкова

Подписано в печать

06.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Экспресс-карты - опасный товар для вмененщика ("Московский бухгалтер", 2005, N 9) >
Статья: Как избежать проблем с вычетом НДС по командировочным расходам ("Московский бухгалтер", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.