Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Кто может являться виновным лицом в случае совершения правонарушения, предусмотренного ст. 297 Бюджетного кодекса РФ, то есть при финансировании расходов сверх утвержденных лимитов? ("Финансы", 2005, N 9)



"Финансы", 2005, N 9

Вопрос: Кто может являться виновным лицом в случае совершения правонарушения, предусмотренного ст. 297 Бюджетного кодекса РФ, то есть при финансировании расходов сверх утвержденных лимитов?

Ответ: В соответствии со ст. 297 Бюджетного кодекса РФ финансирование расходов сверх утвержденных лимитов влечет наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также (при наличии состава преступления) уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

Таким образом, виновными в финансировании расходов сверх утвержденных лимитов названы должностные лица - руководители государственных органов, органов местного самоуправления. Однако ни УК РФ, ни КоАП не содержат санкций за финансирование расходов сверх утвержденных лимитов. Вместе с тем данное правонарушение влечет нарушение установленной ст. 219 БК РФ процедуры санкционирования расходов бюджета. В условиях единства кассы, когда средства бюджета находятся на едином счете, такое правонарушение влечет за собой искаженное исполнение утвержденной сводной бюджетной росписи и, как следствие, дисбаланс доходов и расходов при исполнении бюджета. По причине финансирования сверх утвержденных лимитов возможно возникновение незапланированного дефицита бюджета, кредиторской задолженности бюджета перед различными контрагентами. Таким образом, финансирование сверх утвержденных лимитов является достаточно серьезным по своим последствиям правонарушением.

В том случае, когда предварительный и текущий контроль в ходе исполнения бюджета осуществляется Федеральным казначейством, совершение операции по расходованию (финансированию) бюджетных средств сверх утвержденных лимитов невозможно без участия одновременно должностных лиц учреждений - получателей средств соответствующего бюджета и территориального органа Федерального казначейства.

До получателя бюджетных средств в соответствии со ст. 223 БК РФ в обязательном порядке доводятся лимиты бюджетных обязательств. Получателем средств, на основании доведенных лимитов, самостоятельно составляются платежные документы на перечисление бюджетных средств, которые предъявляются в Федеральное казначейство. Таким образом, попытка израсходовать бюджетные средств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств является сознательным нарушением со стороны получателя бюджетных средств.

Статьей 226 БК РФ обязанности по подтверждению денежных обязательств возложены на орган, исполняющий бюджет. Подтверждение денежных обязательств заключается в проверке соответствия составленных получателем бюджетных средств платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, доведенным лимитам бюджетных обязательств. В случае несоответствия принятых денежных обязательств доведенным лимитам орган, исполняющий бюджет, наделен правом отказа в подтверждении принятых получателем денежных обязательств.

Пунктом 5 ст. 226 БК РФ прямо установлено, что ответственность за подтверждение принятых денежных обязательств и совершение разрешительной надписи в случае несоответствия принятых денежных обязательств лимитам несут должностные лица органа, исполняющего бюджет.

Здесь, однако, существует коллизия, которая заключается в том, что не существует единого органа, исполняющего бюджет. Статей 215.1 БК РФ установлено, что организация исполнения бюджета (распорядительные полномочия) возлагается на соответствующий финансовый орган, а кассовое обслуживание исполнения бюджетов - на Федеральное казначейство. Тем не менее в отношении операций со средствами Федерального бюджета ст. 251 БК РФ совершенно определенно установлено, что полномочия по проверке принятых получателем средств федерального бюджета денежных обязательств на соответствие доведенным лимитам возложены на Федеральное казначейство. Таким образом, ответственность за финансирование сверх утвержденных лимитов также возлагается на должностных лиц Федерального казначейства.

Однако ст. 297 БК РФ за совершение финансирования сверх утвержденных лимитов предусмотрено также изъятие в бесспорном порядке выделенных бюджетных средств. Такая мера является правовосстановительной, призвана предотвратить указанные выше негативные последствия и, очевидно, может быть применена лишь по отношению к организациям, которым выделены соответствующие бюджетные средства, то есть к получателям бюджетных средств (не к территориальному органу Федерального казначейства).

На основании изложенного можно сделать вывод, что должностными лицами, которые могли бы (при наличии соответствующих норм в УК РФ и КоАП) нести ответственность за финансирование сверх утвержденных лимитов, являются должностные лица Федерального казначейства. Юридическим лицом, к которому за финансирование расходов сверх утвержденных лимитов применяется мера в виде изъятия соответствующей суммы бюджетных средств (уменьшение финансирования), является получатель бюджетных средств, по лицевому счету которого проведена операция по финансированию сверх утвержденных лимитов.

Д.Л.Комягин

К. ю. н.,

Советник Российской Федерации

1 класса

Подписано в печать

05.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О недобросовестности и противоправности в налоговых отношениях ("Финансы", 2005, N 9) >
Вопрос: Сколько юридических дел ведется территориальным органом Федерального казначейства в случае открытия клиенту нескольких лицевых счетов - единое юридическое дело по всем счетам либо отдельное юридическое дело по каждому счету с учетом особенностей состава документов, предъявляемых для открытия различных видов лицевых счетов? Где хранится такое юридическое дело (дела)? ("Финансы", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.