Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Арест денежных средств как мера обеспечения иска ("Финансы", 2005, N 9)



"Финансы", 2005, N 9

АРЕСТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСКА

Судебная практика конца 2004 - начала 2005 гг. показывает, что у организаций и физических лиц, обращающихся в суды с исковыми заявлениями, возникают проблемы, связанные с обеспечением иска. Этот вопрос приобретает особую актуальность ввиду увеличения количества случаев арестов денежных средств на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. Прежде всего, это можно объяснить невозможностью в ряде случаев исполнить решение суда, так как у должника могут отсутствовать присужденные денежные суммы либо имущество.

В соответствии с действующим процессуальным законодательством в целях обеспечения иска арбитражный суд и суд общей юрисдикции по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять меры, указанные в ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ и в ст. 140 Гражданского процессуального кодекса РФ, в частности наложить арест на принадлежащие ответчику денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях.

Обеспечение иска представляет собой принятие арбитражным судом предусмотренных законом мер, направленных на реальность исполнения будущего решения, и является одной из гарантий защиты интересов истца.

При исполнении определений об обеспечении иска в виде наложения ареста на денежные средства учреждения, находящиеся на счете, следует иметь в виду, что арест налагается не на счета в целом, а на имеющиеся на счетах средства в пределах заявленной суммы иска. Кроме того, не может быть наложен арест на суммы, которые в будущем поступят на счет ответчика.

Так, в ходе рассмотрения гражданского дела гражданином И. было заявлено ходатайство об обеспечении иска к бюджетополучателю путем наложения ареста на лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства. Районным судом было вынесено соответствующее определение об обеспечении иска и выдан исполнительный лист.

Во время исполнения данного определения иска возник ряд вопросов, в частности, кто обязан принять к принудительному исполнению этот лист (служба судебных приставов-исполнителей или территориальные органы Федерального казначейства).

Судебным определением о разъяснении порядка исполнения этого определения, вынесенным по заявлению территориальных органов Федерального казначейства, указывается, что принять и исполнить исполнительный лист обязан орган Федерального казначейства. Известно, что на органы Федерального казначейства возложена обязанность по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, причем только в добровольном (не в принудительном) порядке. В этом случае исполнить лист не представляется возможным.

За неисполнение определения об обеспечении иска суд вынес в адрес руководителя ОФК частное определение.

В дальнейшем областной суд отменил все определения, принятые судом первой инстанции, как постановленные с нарушениями норм действующего законодательства.

Действующим законодательством предусмотрены следующие правила, анализ норм которых приведем ниже.

Обязанность бюджетного учреждения, подведомственного федеральным органам исполнительной власти, использовать бюджетные средства исключительно через лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, закреплена п. 7 ст. 161 БК РФ.

Порядок открытия лицевых счетов определен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. N 142н. Порядок предъявления исполнительного листа к таким учреждениям регламентирован Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143, и Правилами организации работы Минфина России и территориальных органов Федерального казначейства Минфина России по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными Приказом Минфина России от 15.05.2001 N 36н.

В соответствии со ст. 858 Гражданского кодекса РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

Статьей 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 предусмотрено наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации.

В некоторых случаях в ходе рассмотрения уголовных дел в соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 29 УПК РФ предусмотрены полномочия суда в вынесении решения о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Так как органы Федерального казначейства не наделены функциями органов принудительного исполнения, не являются кредитными организациями и не относятся к банкам, положения ст. ст. 3, 29 и 44 Закона "Об исполнительном производстве" к настоящему спору неприменимы.

Органы Федерального казначейства являются органами исполнительной власти и выполняют только часть функций кредитной организации. Следовательно, нормы гражданского права (ст. 858 ГК РФ) и нормы специального права (ст. 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") на органы Федерального казначейства не распространяются.

В связи с тем, что органы Федерального казначейства не являются органами принудительного исполнения, и предусмотренный Правилами порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам носит добровольный характер, и нормы, регулирующие принудительный порядок исполнения судебных актов, к нему неприменимы (См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N КАС02-51).

Поэтому осуществляемые органами Федерального казначейства функции по списанию денежных средств бюджетополучателей во исполнение актов судебных органов нельзя рассматривать как принудительное исполнение актов судебных органов.

В.А.Гучинский

Советник Российской Федерации

2 класса

Подписано в печать

05.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Мы применяем упрощенную систему налогообложения. С аудиторской фирмой заключен договор на бухгалтерское и юридическое обслуживание. Можем ли мы уменьшить налоговую базу на сумму платежей такой организации? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 17) >
Статья: Налогообложение субъектов жилищной ипотеки: проблемы и пути решения ("Финансы", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.