|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок проведения проверки страхователей органами ПФР ("Советник бухгалтера", 2005, N 9)
"Советник бухгалтера", 2005, N 9
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ СТРАХОВАТЕЛЕЙ ОРГАНАМИ ПФР
В соответствии с действующим российским законодательством Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - ПФР) и его территориальным органам предоставлено право проведения у страхователей проверок достоверности документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, а также документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц. Следует сразу оговориться, что проверка правильности и своевременности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование теперь не находится в компетенции ПФР, а возложена на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Документом, регламентирующим порядок проведения проверки, осуществляемой ПФР, являются Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденные Постановлением правления ПФР от 30.01.2002 N 11п. Проверки проводятся в организациях всех организационно-правовых форм (включая их обособленные подразделения) и бывают плановыми и внеплановыми, выездными и камеральными. Срок проведения проверки не ограничен и зависит от различных обстоятельств. Проверка индивидуальных сведений лиц, самостоятельно уплачивающих взносы в ПФР, осуществляется при приеме этих сведений. Документальные (выездные) проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР, которое предъявляется страхователю при осуществлении проверки. Страхователям необходимо знать полномочия, которыми наделяются представители ПФР при проведении проверки. Итак, лицо, осуществляющее проверку, при исполнении своих должностных обязанностей имеет право: - требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникшим в ходе проверок; - требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
- требовать представления страхователями дополнительных сведений; - получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну; - по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователями в ПФР индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц составлять акт документальной проверки; - в необходимых случаях по результатам проверки достоверности индивидуальных сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. В то же время страхователи обязаны выполнять требования территориальных органов ПФР об устранении выявленных нарушений. При проведении документальных проверок достоверности индивидуальных сведений устанавливается соответствие содержащейся в них информации о трудовом стаже данным первичной учетной документации по учету кадров и характеру работы, а о заработке (вознаграждении), доходе и начисленных взносах - первичным данным бухгалтерского учета и требованиям действующих нормативно-правовых актов. Вот примерный перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованного лица: - учредительные документы организации; - штатное расписание организации, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг; - информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации; - списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года; - расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости; - лицевые счета работников; - кассовые документы; - банковские документы; - договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ); - приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении действия трудового договора и др.); - трудовые книжки работников; - личные карточки формы N Т-2; - табель учета рабочего времени; - документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда, карточки налогоплательщика; - при необходимости другие документы. При проверке индивидуальных сведений о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии (в связи с особыми условиями труда, выслугой лет, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работой на территориях, подвергшихся радиационному воздействию), рассматриваются первичные документы, отражающие фактически выполненную работу, условия и характер которой отвечают требованиям соответствующих нормативных актов. Например, для педагогических работников помимо прочих документов могут проверяться приказы об установлении педагогической (учебной) нагрузки (при условии, что в приказах называется должность); для медицинских - журналы учета операций. Результаты проверки оформляются актом. Акт проверки с приложениями составляется в двух экземплярах и подписывается проверяющими со стороны ПФР, а также руководителем проверяемой организации (уполномоченным представителем) и главным бухгалтером и заверяется печатями органа ПФР и организации. В случае выявленных нарушений к страхователям применяются различные санкции. За представление страхователями недостоверных сведений в целях установления и выплаты трудовой пенсии, а также недостоверных сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, и соответственно выплату в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель возмещает органу ПФР причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством. За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания в судебном порядке 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Споры между органами ПФР и страхователями по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
А.А.Горбачева Редактор издательства "Советник бухгалтера" Подписано в печать 01.09.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |