Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Интервью в номер ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 18)



"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 18

ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР

Вопрос 1. Можно ли списывать на расходы для целей налогообложения прибыли суммы, потраченные на приобретение земельных участков?

- Тут позиция и Минфина, и наша единая. На сегодняшний день, исходя из действующей редакции гл. 25 НК РФ, мы можем говорить о том, что земельные участки - это неамортизируемое имущество. Основание - ст. 256, в которой указано, что земля не подлежит амортизации. Подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, где говорится о том, что в состав материальных расходов включается стоимость иного не являющегося амортизируемым имущества по мере ввода в эксплуатацию, применить в рассматриваемом случае нельзя, потому что для земли механизм ввода в эксплуатацию не предусмотрен ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. В итоге мы говорим о том, что подобного рода расходы налогоплательщики пока учитывать в целях налогообложения не могут.

Вместе с тем, по имеющейся у меня информации, готовятся поправки, которые, вполне возможно, будут введены "задним числом". В них будет прописан механизм учета расходов на приобретение земельных участков. То есть суть законопроекта состоит в том, чтобы разрешить налогоплательщикам потихоньку-полегоньку списывать эти затраты в налоговом учете. Это нормально, и данные расходы надо учитывать в уменьшение налоговой базы. В бухгалтерском учете подход другой: земля - неамортизируемый актив.

Однако еще раз оговорюсь, что до внесения поправок в гл. 25 НК РФ, принимать расходы на приобретение земли в уменьшение налогооблагаемой прибыли нельзя. И при возникновении спорных ситуаций с налогоплательщиками мы эту позицию будем отстаивать и в арбитражных судах. На сегодняшний день механизма учета этих расходов нет.

Вопрос 2. Надо ли лизинговый платеж по договору лизинга разделять на текущий платеж по договору лизинга и на выкупную стоимость лизингового имущества (которая не может включаться в состав текущих расходов предприятия до полного выкупа предмета лизинга)? Налоговый кодекс подобного требования не содержит, но многочисленные письма рекомендуют платеж разделять.

- По лизинговым платежам действительно очень много суждений, очень много проблем.

По моему мнению, лизинговый платеж - это все-таки плата за услугу, и в лизинговый платеж входит и возмещение затрат лизингодателя, все его текущие затраты, и прибыль лизингодателя. Очень часто говорят о том, что в лизинговый платеж должна включаться выкупная стоимость. На мой взгляд, это абсолютно разные вещи. Все делают выводы исходя из ст. 28 Закона о лизинге <1>, где написано, что в общую сумму договора может включаться выкупная стоимость.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)".

Однако, на мой взгляд, это совсем не значит, что в лизинговый платеж включается выкупная стоимость. Если мы начинаем анализировать, что такое выкупная стоимость, то это стоимость имущества, которое по окончании договора лизингодатель фактически продает лизингополучателю.

Обратите внимание: в Законе о лизинге написано, что по окончании договора лизинга имущество либо возвращается лизингодателю, либо передается лизингополучателю на основании договора купли-продажи. Как только мы вспоминаем, что присутствует договор купли-продажи, сразу же говорим о цене предмета договора и об отношениях по договору купли-продажи. И, соответственно, выкупная цена будет учитываться как реализация имущества. Это уже выручка у лизингодателя от продажи имущества, а у лизингополучателя - это расходы, связанные с приобретением основного средства. Когда заканчиваются отношения по лизингу и начинаются отношения по договору купли-продажи, они перестают быть лизингодателем и лизингополучателем. Они просто-напросто становятся продавцом и покупателем этого имущества.

Таким образом, чтобы у лизингодателя и лизингополучателя возникало как можно меньше проблем с налоговым учетом операций по договору лизинга, лизинговые платежи и выкупная стоимость имущества должны быть выделены отдельными суммами.

Вопрос 3. Организацией получен банковский кредит в целях осуществления основной деятельности. Исполнение обязательств по кредитному договору обеспечено залогом. В качестве залогодателя выступает другое юридическое лицо. Принимаются ли в уменьшение налогооблагаемой прибыли расходы на проведение независимой оценки имущества, являющегося предметом залога, если:

- договор с независимым оценщиком заключает заемщик и, соответственно, несет расходы по оценке?

- договор с независимым оценщиком заключает залогодатель и, соответственно, несет расходы по оценке?

- Что касается самого заемщика, то, на мой взгляд, проблемы с учетом этих расходов у него не возникает. У нас открытый перечень расходов, и главное условие признания затрат налогоплательщика прописано в п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому если расходы произведены в рамках производственной деятельности, то есть экономически обоснованы, то они могут быть учтены. Более того, заемщик может учесть также плату залогодателю за предоставление услуги по передаче имущества в залог. Взаимоотношения такого рода тоже существуют.

Мы ориентируем налоговых инспекторов не на формальный подход - соответствуют ли расходы налогоплательщика формулировкам Налогового кодекса, а на то, чтобы инспектор при проведении проверок мог отличить нормальные взаимоотношения контрагентов от неких "искусственных" договоров, которые что-то за собой скрывают. Поэтому оснований для исключения затрат по оценке предмета залога из расходов, учитываемых при налогообложении, я не вижу.

- Принципиально ли в данном случае, на что берется кредит, то есть цель привлечения заемных средств? Например, на приобретение материалов или основных средств.

- Принципиальным, как я уже сказал, является только экономическая обоснованность. Что касается долгосрочного актива, то Кодексом однозначно не установлено, как учитывать расходы, связанные с оформлением договора кредита или займа. Специальная норма есть по учету процентов. Она, как мне кажется, основана на том, что плата за пользование заемными средствами не является расходом, связанным с приобретением объектов основных средств. Эти расходы являются платой за пользование "чужими" деньгами. То есть нет и противоречия между п. 1 ст. 257 и пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ. Поэтому для целей налогового учета суммы процентов в первоначальную стоимость не включаются, это всегда косвенные расходы. По моему мнению, "вытягивать" все сопутствующие расходы и включать в первоначальную стоимость объектов нет оснований.

В бухучете существуют иные принципы для составления отчетности, в частности принцип соответствия доходов и расходов. Поэтому налогоплательщикам предоставлено право не уменьшать финансовый результат, пока эти расходы не дали экономической отдачи. И вполне оправдано положение о том, что необходимо включать все затраты в первоначальную стоимость.

- Но вернемся ко второй части вопроса, когда договор с независимым оценщиком заключает залогодатель и, соответственно, несет расходы по оценке?

- В этом случае я не вижу возможности учесть произведенные расходы по оценке предмета залога для целей исчисления налога на прибыль залогодателем. Расходы залогодателя, понесенные им в связи с получением банковского кредита заемщиком, нельзя считать экономически обоснованными. Они не удовлетворяют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. Исключение, когда заемщик возмещает эти расходы залогодателю. Тогда залогодатель сумму возмещения отразит в доходах, а оплату услуг оценщика включит в расходы.

Вопрос 4. Если в компьютере увеличен объем оперативной памяти и произведена замена жесткого диска, то для целей налогового учета это будет считаться модернизацией или ремонтом?

- Замена жесткого диска предполагает, что увеличены функции жесткого диска. Предположим, извлечь жесткий диск объемом на 40 Гб и установить жесткий диск на 40 Гб - это ремонт однозначно. Как только у этого дисковода появляются новые функции (быстродействие, объемы), я считаю, что это подпадает под определение реконструкции и технического перевооружения (ст. 257 НК РФ).

- Тогда встречный вопрос: например, был монитор с "трубкой", поставили жидкокристаллический. Та же пятнадцатая диагональ экрана - все то же самое? Или был монитор с диагональю 15 дюймов, поставили с диагональю 17 дюймов?

- В данном случае происходит замена морально устаревшего оборудования новым, более производительным, то есть происходит техническое перевооружение.

- А если, например, замена произошла вследствие того, что монитор "сгорел" и восстановлению не подлежит, и его заменяют более совершенным?

- Для классификации осуществленных расходов я не основывался бы на том, в связи с чем возникли подобные расходы, а отталкивался бы от последствий осуществленных работ. И если результатом этих работ является улучшение соответствующих параметров оборудования либо иным образом подтвердятся последствия, предусмотренные п. 2 ст. 257 НК РФ, тогда подобные расходы обязаны быть учтены в увеличение первоначальной стоимости имущества.

В п. 13 ст. 250 НК РФ говорится, что увеличивается налогооблагаемая база на стоимость полученных материалов при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Другими словами, у меня сломалась материнская плата, я ее вынул, мне ее надо отнести на вторчермет.

Что касается компьютеров, то отнести-то надо, потому что там присутствуют драгметаллы, и нормативные документы требуют <2>, чтобы утилизация проходила через соответствующие органы, поэтому я, как налоговый инспектор, все-таки это должен отследить.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> На основании п. 6 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2001 N 731, организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования.

О.Д.Хороший

И. о. руководителя

Управления налогообложения прибыли

ФНС России

Подписано в печать

01.09.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости от 01.09.2005> ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 18) >
Статья: О ККТ, кассовых чеках, налоговых вычетах и не только... ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 18)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.