|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 35)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 35
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ПО ДЕЛАМ, РАССМАТРИВАЕМЫМ В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ
Как известно, с 1 января текущего года вступила в силу гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, введенная Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ. Поскольку государственная пошлина уплачивается в том числе по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, Президиум ВАС РФ издал Информационное письмо от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Письмо).
Порядок уплаты
Данные в Письме рекомендации можно разделить на несколько групп. Так, в части уплаты государственной пошлины необходимо иметь в виду следующее: на основании пп. 2 п. 2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются ответчики в арбитражных судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины. Указанные ответчики уплачивают пошлину в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ), в связи с чем исполнительные листы на взыскание пошлины с ответчиков выдаются по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что пошлина уплачена плательщиком добровольно (п. 4 Письма); в соответствии с положениями п. п. 1, 2 и 5 ст. 45, ст. 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, т.е. от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена (п. 18 Письма);
государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт ее уплаты в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Помимо этого в п. 1 Письма указывается, что с учетом положений ст. 45 НК РФ доказательством уплаты пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России от 03.10.2002 N 2-П). Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается документами, перечисленными в абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ (квитанция установленной формы, выдаваемая плательщику банком, либо квитанция, выдаваемая плательщику должностным лицом или кассой органа по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов). При наличии перечисленных доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде, исковое заявление, иное заявление, жалоба принимаются к рассмотрению. Размеры государственной пошлины установлены соответствующими статьями НК РФ. При этом следует обратить внимание на п. 16 Письма, в котором определено, что при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб до 1 января 2005 г. государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения истцом (заявителем) за совершением юридически значимых действий. В связи с этим при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки уплаты пошлины она уплачивается в размере, установленном на момент подачи заявления (жалобы), а не на момент ее фактической уплаты. Относительно размера уплачиваемой государственной пошлины в Письме рекомендовано учитывать, что: в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений неимущественного характера (кроме перечисленных в пп. 3 п. 1 ст. 333.21), в том числе заявлений о признании права, присуждении к исполнению обязанности в натуре, пошлина уплачивается в размере 2000 руб. (поскольку с учетом ч. 2 ст. 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права); в случаях, когда цена иска определяется в соответствии с ч. 1 ст. 103 АПК РФ, пошлина уплачивается в размере, установленном при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке; споры по заявлениям об исключении имущества из описи не относятся к имущественным спорам, и пошлина по ним уплачивается в размере 2000 руб. Кроме того, как предусматривается в п. 13 Письма, с 1 января 2005 г. заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в ч. 2 ст. 90 и ст. 99 АПК РФ, оплачивается государственной пошлиной в размере 1000 руб. по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении. Следует обратить внимание на то, что гл. 25.3 НК РФ не предусмотрена уплата пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой и заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов.
Изменение исковых требований
При изменении исковых требований сумма государственной пошлины, подлежащая уплате, может быть изменена в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в срок, установленный пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ. И с учетом результатов рассмотрения дела пошлина, подлежащая уплате, взыскивается в доход федерального бюджета с истца или ответчика. При этом, как определено в п. 5 Письма, исполнительные листы на взыскание государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что она уплачена добровольно. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ. Однако в данном случае следует иметь в виду, что пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (ч. 2, 5 ст. 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении (постановлении) арбитражного суда (п. 8 Письма). Статьей 333.22 НК РФ установлено, что арбитражные суды исходя из имущественного положения плательщика пошлины вправе отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ. Если по истечении установленного срока отсрочки (но не более 6 месяцев) дело не рассмотрено, то согласно п. 6 Письма суд выносит определение о взыскании с истца (заявителя) неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган.
Зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы
Плательщику государственной пошлины ст. 333.40 НК РФ предоставлено право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы пошлины в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Поскольку указанный зачет осуществляется по заявлению плательщика, арбитражный суд, разрешая вопрос о принятии искового заявления, иного заявления, жалобы к рассмотрению, производит этот зачет при представлении плательщиком пошлины документов, перечисленных в п. 6 ст. 333.40 НК РФ, о чем выносит судебный акт. При этом, как отмечается в п. 19 Письма, возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации. Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.
Возврат госпошлины
Основания и порядок возврата государственной пошлины определены ст. 333.40 НК РФ. В части возврата сумм государственной пошлины в Письме отмечается следующее: если к заявлению (жалобе) приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины не в федеральный бюджет (как это предусмотрено ст. 50 БК РФ), арбитражный суд выносит определение об оставлении заявления (жалобы) без движения и указывает в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату пошлины в федеральный бюджет. В названном определении или в ином судебном акте может быть указано на возврат пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде не в федеральный бюджет. При непредставлении в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера пошлины заявление (жалоба) возвращается в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 129, п. 5 ч. 1 ст. 264, п. 4 ч. 1 ст. 281 АПК РФ; если плательщик пошлины отказался после ее уплаты от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, то арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление (заявление, жалоба) в суд не поступало, но определение о возврате пошлины в этом случае не выносится; при прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска государственная пошлина не возвращается, если установлено, что он отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком его требований после вынесения арбитражным судом определения о принятии искового заявления к производству; при удовлетворении исков, предъявленных к общественным организациям инвалидов, названных в пп. 1 п. 2 ст. 333.3, а также лицам, упомянутым в п. 5 ст. 333.40 НК РФ, арбитражные суды должны указывать в судебном акте на возврат истцам государственной пошлины в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных исковых требований; поскольку возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению налогоплательщика, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) пошлина, то действия налогового органа, связанные с невозвратом сумм пошлины, налогоплательщик вправе оспорить в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ с соблюдением правил о подведомственности споров арбитражным судам. В Письме помимо перечисленных содержатся также рекомендации, касающиеся, в частности, освобождения от уплаты пошлины (п. 20), сведений, которые отражаются в исполнительном листе на взыскание пошлины (п. 21), и др.
Г.Титова Минфин России Подписано в печать 31.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |