Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Отчетность организаций - важнейший механизм функционирования и развития экономики ("Финансовая газета", 2005, N 35)



"Финансовая газета", 2005, N 35

ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ - ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Одним из важнейших условий функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, удовлетворяющей ряду требований, позволяющей принимать ими обоснованные решения. Исторически и теоретически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде бухгалтерской отчетности (или по западной терминологии - финансовой отчетности).

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности, изменениях в его финансовом положении или движении денежных средств. Как известно, информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - отчета о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - отчета о движении денежных средств. Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении обеспечивается единством указанных отчетов, а также рядом дополнительных показателей и соответствующими пояснениями.

Предъявляемые к отчетной информации требования изложены не только в законодательных и нормативных правовых актах, утверждаемых от имени государства (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), но и в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (1997 г.), разработанной и одобренной профессиональными организациями в лице Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России и Института профессиональных бухгалтеров (в настоящее время Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России).

Общеизвестно, что информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям. Информация может быть полезной в случае ее уместности, надежности и сравнимости. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России следующим образом раскрывает указанные характеристики представляемой информации (см. схему).

     
          ——————————————————————————————————————————————————¬  
      ————+  Характеристики полезности отчетной информации  +———¬
      |   L——————————————————————————————————————————————————   |
      |                            /|\                          |
      |                             |                           |
     \|/                           \|/                         \|/  
   ————————————————————¬  ————————————————————¬  ———————————————————¬
   |     Уместность    |  |     Надежность    |  |    Сравнимость   |
   +———————————————————+  +———————————————————+  +——————————————————+
   |Содержание,        |  |Правдивое          |  |Сопоставимость    |
   |доступное для      |  |представление      |  |Раскрытие учетной |
   |понимания          |  |фактов             |  |политики          |
   |Существенность     |  |хозяйственной      |  |                  |
   |                   |  |деятельности       |  |                  |
   |                   |  |Приоритет          |  |                  |
   |                   |  |содержания над     |  |                  |
   |                   |  |формой             |  |                  |
   |                   |  |Нейтральность      |  |                  |
   |                   |  |Осмотрительность   |  |                  |
   |                   |  |Полнота            |  |                  |
   L————————————————————  L————————————————————  L———————————————————
   
/¦\ /¦\ /¦\

¦ ¦ ¦

\¦/ \¦/ \¦/

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |          Сопоставимость затрат на подготовку и пользы          |
   |                 от информации (рациональность)                 |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.

Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, т.е. свободной от односторонности. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку).

Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени, для того чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах организации. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.

Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации.

Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива. Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.

Как можно заметить, большинство приведенных требований к информации закреплено в действующих нормативных правовых актах по регулированию бухгалтерской отчетности (ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"). Минфин России уже пять лет не утверждает типовые формы бухгалтерской отчетности. Многие могут возразить, что приведенные в Приказе N 67н образцы форм бухгалтерской отчетности в качестве рекомендаций являются и воспринимаются большинством организаций как типовые, и поэтому организации не разрабатывают на их основе содержание своей бухгалтерской отчетности, учитывающей специфику деятельности хозяйствующего субъекта, отраслевую принадлежность, особенности структуры управления и другие факторы своей деятельности. Кроме того, на такое сохранение прежнего восприятия норм Минфина России влияет и позиция статистических и налоговых органов, которым удобнее работать с унифицированными (стандартизированными) формами бухгалтерской отчетности, а не с индивидуальными подходами к подаче отчетной финансовой информации. Видимо, это станет одной из причин отказа Минфина России от разработки образцов всех или ряда форм бухгалтерской отчетности (например, формы N 3 Отчет об изменениях капитала и N 5 Приложение к бухгалтерскому балансу).

Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовых результатах деятельности организации, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы организации.

К сожалению, несмотря на действующие стабильно в течение ряда лет правила формирования бухгалтерской отчетности, приближенные к международно признанным требованиям раскрытия информации, положение у большинства хозяйствующих субъектов в части представления качественной отчетности не улучшается. Можно отметить много недостатков в ведении бухгалтерского учета и отчетности, свидетельствующих об их несоблюдении. Ниже приведены лишь некоторые из них:

большинство организаций ориентированы на удовлетворение потребностей одного внешнего пользователя - налоговой службы, в результате проявляется опасность однобокости ведения бухгалтерской отчетности, что проявляется в организации бухгалтерского учета;

косвенным признаком недостоверности бухгалтерской отчетности является большой удельный вес убыточных организаций в целом по стране (от 30 до 60% по разным отраслям экономики и регионам), причем на протяжении ряда лет. Естественно, встает вопрос о соблюдении признаков и показателей банкротства, показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и т.д.;

утвержденные правила бухгалтерского учета соблюдаются лишь выборочно, и по способам учетной политики принимаются решения, не учитывающие последствия для экономики хозяйствующего субъекта (начисление резервов, в частности оценочных; применение норм амортизации, установленных для налогообложения, в целях бухгалтерского учета и раскрытия бухгалтерской отчетности; несоблюдение процедур реорганизации, ликвидации юридического лица и т.п.);

корпоративные интересы профессии не поддерживаются как бухгалтерами, так и аудиторами; непрофессионализм и сиюминутная оценка действий, отсутствие потребности в постоянном повышении квалификации, к сожалению, приводят к дискредитации профессии со стороны и руководителей, и внешних пользователей;

собственники и управленческое руководство проявляют невнимание к бухгалтерской информации, а иногда и сознательно ее игнорируют, имеют место незнание ими базовых основ и правил, легковесное отношение к фиксации фактов хозяйственной деятельности, недооценка роли и значения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности у большинства хозяйствующих субъектов не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой у них информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации заинтересованными внешними и внутренними пользователями.

Значение составления и представления бухгалтерской отчетности определяется рядом законодательных и иных правовых актов. Так, ГК РФ определяет, что одним из двух признаков юридического лица является наличие самостоятельного баланса, т.е. формирование организацией бухгалтерского баланса и иных форм бухгалтерской отчетности. Федеральные законы об организационно-правовых формах организаций (об акционерных обществах, унитарных предприятиях и др.) содержат множество норм, указывающих на важность наличия бухгалтерской отчетности, поскольку исчисление ряда показателей (дивидендов, чистых активов и др.) производится только на основе бухгалтерской отчетности, а одним из основных вопросов высшего органа любой организации является рассмотрение и утверждение бухгалтерской отчетности (для публичных компаний еще и аудиторского заключения). Федеральным законом "О бухгалтерском учете" установлены состав бухгалтерской отчетности, обязательные адреса представления (учредители, участники и территориальные органы государственной статистики), сроки представления, публичность отчетности. НК РФ, КоАП РФ, УК РФ предусматривают налоговую, административную и уголовную ответственность руководителя и иных должностных лиц за достоверность бухгалтерской отчетности.

Государство в лице Минфина России устанавливает инструментарий для составления бухгалтерской отчетности:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 34н, с последующими дополнениями и изменениями);

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации";

положения по бухгалтерскому учету с разделами по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности;

рекомендации о формах бухгалтерской отчетности и указания о порядке ее составления и представления (Приказ N 67н).

Все это свидетельствует, что бухгалтерская отчетность является важным инструментом функционирования и управления экономикой не только отдельного хозяйствующего субъекта, но и страны в целом и ее регионов. Постоянно ведется речь о повышении роли бухгалтерской отчетности как зеркала инвестиционной привлекательности конкретного предприятия или организации.

Следует напомнить, что одобренная по поручению Правительства Российской Федерации Минфином России Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.) направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

В течение 2005 г. планируется провести работу по обновлению российской базы нормативного регулирования бухгалтерского учета в этой части:

разрабатывается при участии профессионального сообщества проект новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете";

должны быть пересмотрены ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" и ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" и разработаны новые ПБУ - "Отчет о движении денежных средств" и "Промежуточная бухгалтерская отчетность"; основой работы над ПБУ послужат проекты ПБУ и иные материалы, полученные в ходе выполнения проекта ТАСИС "Реформа бухгалтерского учета - П", выполненного силами специалистов "ПрайсвотерхаузКуперс" и Росэкспертизы в течение 2003 - 2005 гг.

Указанные положения по регулированию индивидуальной годовой бухгалтерской отчетности с целью их введения в действие с отчета за 2006 г. будут доводиться до требований международных стандартов финансовой отчетности. При этом особое внимание будет учитываться на соответствие содержания данных нормативных правовых актов российскому законодательству, экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации, отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов и требованию практической реализуемости. Большую роль в определении этого соответствия призваны сыграть профессиональное сообщество в целом и отдельные его представители в лице специалистов в области бухгалтерского учета, аудиторов и других заинтересованных лиц.

А.Бакаев

Заслуженный экономист

Российской Федерации

Подписано в печать

31.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Необходимо ли применять ККТ при наличных расчетах за аренду нежилого или жилого помещения между арендодателем и арендаторами помещений, если они являются предпринимателями без образования юридического лица, физическими лицами и юридическими лицами? ("Московский налоговый курьер", 2006, N 1-2) >
Вопрос: ...В налоговой декларации по НДС за месяц организация не указала один из объектов налогообложения, показав его наличие лишь в следующем месяце. По результатам прошедшей выездной проверки налоговый орган расценил это как нарушение норм налогового законодательства и вынес решение о доначислении НДС за месяц, а также о начислении пени и штрафа в соответствии со ст. 122 НК РФ. Правомерны ли требования налогового органа? ("Финансовая газета", 2005, N 35)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.