Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Не бойтесь! Это милиция... (новый порядок проведения проверок хозяйственной деятельности органами МВД России) ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 9)



"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 9

НЕ БОЙТЕСЬ! ЭТО МИЛИЦИЯ... (НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОВЕРОК ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ МВД РОССИИ)

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать...

Сказал и в темный лес ягненка поволок!

И.А. Крылов

Наиболее часто в качестве проверяющих выступают сотрудники специализированных служб милиции. Изменения, которые произошли за последние годы в формах собственности, организационно-правовых формах хозяйствующих субъектов, в системе государственного управления, постоянно требуют корректировки их инструкций по проведению проверок. Это привело к многочисленным изменениям и дополнениям, внесенным в Закон РФ "О милиции" (последние из которых были внесены Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ), а также подписанием нового Приказа МВД России от 02.08.2005 N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности" (далее - Инструкция).

Проверка и ревизия - основные формы контроля милиции

за деятельностью хозяйствующих субъектов

Основным нормативно-правовым актом для сотрудников милиции является Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", последние редакции которого изменили процедуру проверки хозяйствующих субъектов и существенно ограничили права сотрудников милиции. Изменения, внесенные в указанный нормативный акт 08.12.2003, лишили сотрудников милиции права на проведение контрольной закупки <1>, а последующими изменениями и дополнениями 2005 г. данные органы утратили право опечатывать кассы, помещения хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок и ревизий.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Право проведения схожего мероприятия "проверочная закупка" сохранилось только у оперативно-розыскных органов (п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"); ст. 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".

Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная Приказом МВД России от 02.08.2005 N 636, детализирует положения п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона "О милиции" применительно к проверке организаций, предприятий, учреждений независимо от формы собственности, а также предпринимателей без образования юридического лица и устанавливает две формы контроля: проверка и ревизия, которые проводятся в срок не более 30 дней.

Полномочия на проверку

Началом срока проведения проверки, ревизии является день вынесения постановления о ее проведении. Окончанием срока является день подписания всеми проверяющими акта проверки, ревизии. Данное постановление выносится только начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем по установленной форме (см. пример 1) и регистрируется в специальном журнале. Например, в городе, районе города или иного муниципального образования полномочиями на вынесение данного постановления обладает только начальник ГОВД, РУВД, РОВД и его первый заместитель - начальник криминальной милиции. Исчерпывающий перечень лиц, уполномоченных выносить данное постановление, представлен в Приложении 2 указанной Инструкции.

Основанием для вынесения постановления является наличие данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а целью - установление оснований для возбуждения уголовного дела (п. 4 Инструкции). Соответственно, вынесение такого постановления при наличии первоначальных сведений о признаках административного, гражданского правонарушения или дисциплинарного проступка неправомерно.

Фактические данные о признаках уголовного преступления в экономической сфере могут быть получены сотрудниками милиции из гласных источников (заявлений граждан и должностных лиц, материалов средств массовой информации и в процессе изучения и анализа экономической деятельности хозяйствующих субъектов), а также негласных источников (информации, полученной в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, сообщений конфиденциальных сотрудников и иных информаторов).

Пример 1.

21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N _____

01 сентября 5

"__" __________ 200_ года

о проведении проверки (ревизии) финансовой,

хозяйственной, предпринимательской,

торговой деятельности

Начальник РУВД полковник милиции Калюжный С.Н.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(специальное звание, Ф.И.О., должность лица,

назначающего проверочное мероприятие)

Центральный РУВД г. Воронежа

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(наименование органа внутренних дел)

в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 11 Закона Российской

Федерации "О милиции"

постановил:

1. Провести проверку, -ревизию- (ненужное зачеркнуть) финансовой,

хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности

ООО "Эконта", ИНН 710987451354

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(полное наименование юридического лица (данные лица,

осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица), ИНН)

2. Поручить проведение проверки, -ревизии- (ненужное зачеркнуть)

Старшему оперуполномоченному ОБЭП капитану мил. Ануфриеву А.С.,

__________________________________________________________________

оперуполномоченному ОБЭП старшему л-ту мил. Казакову Е.А.,

__________________________________________________________________

оперуполномоченному УНП капитану мил. Петрову В.Н.

__________________________________________________________________

(фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, специальные

звания уполномоченных на проведение проверки, ревизии сотрудников

милиции)

3. В ходе осуществления проверки, -ревизии- (ненужное зачеркнуть)

провести

1. Осмотр производственных, складских и торговых помещений

__________________________________________________________________

(действия, предусмотренные пунктом 25 части 1

2. Изучение документов на материальные ценности и денежные

средства за период с 01.01.2005 по 01.10 2005

__________________________________________________________________

статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции")

Место печати

Калюжный

_______________________________________

(подпись лица, вынесшего постановление)

С постановлением ознакомлен

Коммерческий директор ООО "Эконта" Марков С.С.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(должность, Ф.И.О. представителя юридического лица, Ф.И.О. лица,

осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования

юридического лица (его представителя))

01 сентября 2005 г. Марков

___________________ _______________

(дата) (подпись)

Копию настоящего постановления получил ___________________

01 сентября 2005 г. Марков (С.С. Марков)

___________________ ____________________

(дата) (подпись)

Отметка об отказе в получении постановления ______________________

Правом проведения проверки обладают только те сотрудники, в обязанности которых входит выявление преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.

Их компетенция по пресечению и выявлению преступлений в сфере экономики определена приказами МВД РФ <2>. Данные сотрудники осуществляют свою деятельность в специализированных подразделениях милиции:

- подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями;

- региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

- отделы по борьбе с преступными посягательствами на грузы;

- участковые инспекторы МОБ;

- отделы по борьбе с преступлениями на потребительском рынке;

- специализированные подразделения на режимных объектах и при закрытых административно-территориальных образованиях.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ: Приказ МВД России от 13.08.2003 N 634.

Как видим, список "уполномоченных" на проверки сотрудников закрытый. Это означает, что представители иных подразделений милиции (паспортных, лицензионно-разрешительных, кадровых, вневедомственной охраны и т.д.) либо не располагают таким правом вообще, либо реализуют данное право частично в пределах своей компетенции или в процессе взаимодействия с представителями уполномоченных подразделений милиции. Например, при досмотре транспортного средства в пути и изучении документов на груз сотрудниками ГИБДД или при проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий.

Для наибольшей эффективности проводимой проверки к ней могут привлекаться сотрудники отдела документальных проверок и ревизий ФСНП, специалисты, сотрудничающие с милицией на гласной договорной основе, ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Действующая Инструкция также устанавливает (п. 7), что процесс проведения проверки, ревизии может фиксироваться путем фото- и киносъемки, видеозаписи и при помощи иных технических средств фиксации данных. Физические носители информации упаковываются, опечатываются и прилагаются к акту проверки, в котором также делается отметка о применении технических средств.

Процедура проверки

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке хозяйственной деятельности. В процессе ее проведения сотрудники милиции вправе:

- производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

- производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица;

- изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

- изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;

- требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности;

- самостоятельно проводить проверки и ревизии в указанные сроки, изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

Таким образом, перечисленные права сотрудников милиции закреплены законодательно. Следовательно, воспрепятствование их деятельности или неповиновение законному распоряжению влечет для представителя проверяемой организации (индивидуального предпринимателя) административное наказание, предусмотренное ст. 19.3 КоАП РФ.

Проверяемым лицам следует также избегать конфликтов с работниками милиции, т.к. из всех проверяющих органов только сотрудники милиции имеют право на административное задержание.

Следует также учитывать, что понятия "осмотр" и "досмотр" не являются равнозначными и отличаются по осуществляемым в процессе их проведения контрольным действиям.

Осмотр является визуальным наблюдением за различными объектами, производственными участками и осуществляется путем их посещения. При проведении подобной проверки в помещении и на территории, которые занимает юридическое лицо либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), представители данного юрлица (предприниматель либо его представители) могут присутствовать при ее проведении (п. 25 ст. 11 Закона "О милиции") и давать соответствующие пояснения проверяющим сотрудникам милиции.

Пример 2. В торговых организациях проверяющими может быть проведен тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия акцизных марок, других отличительных признаков конкретных товаров, а также установлены нарушения использования контрольно-кассовых машин.

При осмотре весового хозяйства могут быть обнаружены: отсутствие клейма на весоизмерительных приборах, облегченные гири, утяжеленные чаши для взвешивания, разбалансированные весы и др.

В процессе осмотра производственных, складских, торговых помещений могут быть установлены факты нарушения правил хранения продукции, неудовлетворительная организация контрольно-пропускного режима, сокрытие объектов от налогообложения и др.

Досмотр, наряду с визуальным восприятием хозяйственной деятельности, дополнительно сопровождается контрольными действиями со стороны проверяющих лиц, которые осуществляются с согласия собственника (представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя).

Пример 3. Досмотр транспортного средства может сопровождаться требованием открытия кабины, багажного отделения, вскрытия упаковочный тары транспортируемого груза (ящиков, коробок, упаковочного материала и т.п.).

Примечательно, что действия при досмотре в определенных чертах похожи на проведение обыска. Однако имеются и существенные отличия, поскольку обыск осуществляется и оформляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 182 УПК РФ) и при его проведении, соответственно, не требуется согласия собственника.

При изучении документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, сотрудники милиции чаще всего используют наиболее доступный и простой метод изучения отдельного документа - формальную проверку, т.е. его внешнее изучение и сопоставление реквизитов, а также арифметическую и нормативную проверку.

Начальная стадия изучения документов может привлечь внимание проверяющего к отдельным отклонениям от формальных требований:

- отклонение от правил составления и оформления документов. Первичные документы составляются по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Все самостоятельно разрабатываемые формы документов подлежат обязательному утверждению в составе иных документов, оформляемых при формировании учетной политики организации (индивидуального предпринимателя);

- отсутствие каких-либо реквизитов (печати, подписи, части текста и т.п.). Обязательные реквизиты документа находят закрепление в п. 2 ст. 9 Федерального Закона "О бухгалтерском учете";

- наличие сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках подлога (подчисток, травления, подклеек, приписок, иных изменений цифровых и текстовых записей) и др.

Изучение документов в процессе проверки при выявлении признаков преступлений находится в прямой зависимости от знания сотрудником милиции:

- порядка заполнения бухгалтерских документов;

- слабых звеньев в учетном процессе;

- уязвимых хозяйственных операций, обычно используемых преступниками в своих корыстных целях;

- применения апробированных ревизионной практикой приемов распознавания доброкачественности документов.

Применительно к экономическим и налоговым преступлениям признаками служат различные фактические обстоятельства, указывающие на возможность их совершения. Они проявляются в виде подлогов в бухгалтерских документах, несоответствии определенных действий участников кредитно-денежных сделок по времени или месту, отклонений от порядка осуществления учетных операций, установленного нормативными актами, нелогичности и нецелесообразности операции, несоответствия между различными экземплярами одного документа, несоответствия штампов и печатей названию предприятия, подчисток, исправлений и т.п.

Проверяющими лицами может производиться изъятие (с обязательным составлением протокола) отдельных образцов сырья, продукции и товаров, необходимых для последующего проведения исследований или экспертиз в лабораторных условиях.

Результаты последующих исследований изъятых образцов дают возможность органам милиции выявить факты использования неполноценного сырья, замены одних материалов другими (более дешевыми и менее качественными), недовложения в продукцию, искажения качественных показателей принимаемой или выпускаемой продукции. Подобные факты могут свидетельствовать не только о нарушениях технологии производства, установленных правил, норм, стандартов и технических условий, но и о злоупотреблениях, связанных с созданием неучтенных излишков материальных ценностей на конкретном участке производственной деятельности.

К изъятию образцов могут привлекаться специалисты соответствующих структур (органы торгинспекции, СЭС, Госстандарта).

Если рассмотренные проверочные действия предусмотрены в постановлении о проведении проверки (ревизии), вынесение специального постановления об их проведении не требуется.

Изъятие документов

При проведении проверки, ревизии сотрудники милиции вправе изымать документы (либо их копии) с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов (либо их копий) (см. пример 4).

Если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются подписью должностного лица, проводящего проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются эти документы.

В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, сотрудник милиции, проводящий проверку или ревизию, передает заверенные копии документов представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю или его представителю), у которого были изъяты их подлинники, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.

Протокол изъятия - официальный документ, фиксирующий факт принудительного лишения организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности возможности дальнейшего использования и распоряжения оригиналами документов.

Он составляется не менее чем в двух экземплярах.

К составлению протокола изъятия предъявляются следующие требования:

- он составляется на формализованном бланке (предусмотренном Приложением 4 Инструкции);

- изымаемые документы, их номер, дата, количество листов указываются в описи, прилагаемой к протоколу.

Лицо, допустившее нарушение, может изложить свое несогласие путем дачи обоснованного письменного объяснения или отказаться от подписи в акте (в случае явных нарушений, допущенных работниками милиции в процессе проверки). В случае отказа лица, допустившего нарушение, подписать акт, проверяющий отмечает в акте, что оно с содержанием акта ознакомлено, но подписать отказалось, и удостоверяет это своей подписью.

Первый экземпляр протокола остается у представителя органа, осуществляющего изъятие, а второй экземпляр остается и хранится в бухгалтерии (или у лица, документы которого изъяты). О получении этого экземпляра руководитель юридического лица, частный предприниматель расписывается. Данный экземпляр позволяет осуществлять контроль за количеством и наименованием изъятых документов, что должно исключить последующую их утрату или искажение учетных сведений. Кроме того, любые нарушения в процессе изъятия могут быть обжалованы в суд, где копии протоколов могут служить подтверждением неправомерных действий проверяющих лиц.

Пример 4.

ПРОТОКОЛ ИЗЪЯТИЯ ДОКУМЕНТОВ (ИХ КОПИЙ)

Воронеж

г. ____________

01 сентября 2005 15 10

Изъятие начато "__" _____________ г. в ___ час. ___ мин.

01 сентября 2005 16 00

Изъятие окончено "__" _____________ г. в ___ час. ___ мин.

Ст. оперуполномоченный ОБЭП капитан мил. Ануфриев А.С.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(специальное звание, Ф.И.О., должность лица,

составившего протокол)

с участием

оперуполномоченного ОБЭП старшего л-та мил. Казакова Е.А.,

__________________________________________________________________

оперуполномоченного УНП капитана мил. Петрова В.Н.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(специальное звание, Ф.И.О., должности сотрудников,

присутствовавших при изъятии)

в присутствии

Коммерческого директора ООО "Эконта" Маркова С.С.

__________________________________________________________________

и заместителя главного бухгалтера Волковой А.А.

__________________________________________________________________

(Ф.И.О. представителя юридического лица, лица,

осуществляющего предпринимательскую деятельность

без образования юридического лица (его представителя))

понятых

1. Кротова Дмитрия Петровича, прож.: г. Воронеж,

__________________________________________________________________

ул. Ваникина, д. 15, кв. 22

__________________________________________________________________

2. Александровой Анны Викторовны, прож.: г. Воронеж,

__________________________________________________________________

Ул. Центральная, д. 140, кв. 34.

__________________________________________________________________

(указывается Ф.И.О.)

на основании пункта 25 части 1 статьи 11 Закона Российской

Федерации "О милиции" в ходе проведения проверки, ревизии

(ненужное зачеркнуть) финансовой, хозяйственной,

предпринимательской и торговой деятельности произвел изъятие

документов (их копий) согласно прилагаемой описи.

Протокол прочитан присутствующим при изъятии лицам вслух.

заявлений и замечаний от

Поступившие заявления и замечания ________________________________

присутствующих лиц не поступило

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подписи:

Ст. о/у ОБЭП капитан мил. Ануфриев А.С. Ануфриев

_________________________________________ _____________

специальное звание, Ф.И.О., должность подпись

_____________________________________

лица, составившего протокол

Представитель юридического лица, лица, осуществляющего

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

(его представитель)

Коммерческий директор ООО "Эконта" Марков С.С. Марков

__________________________________________________________________

должность, Ф.И.О. подпись

Понятые

Кротов Д.П. Кротов

__________________________________________________________________

Ф.И.О. подпись

Александрова А.В. Александрова

__________________________________________________________________

Ф.И.О. подпись

Копию настоящего протокола получил

Коммерческий директор ООО "Эконта" Марков С.С. Марков

__________________________________________________________________

должность, Ф.И.О. подпись

01 сентября 5

"__" __________ 200_ г.

Опись составляется в обязательном порядке и является неотъемлемой частью протокола изъятия. В ней подробно указываются: наименование документа, его номер, дата составления, количество листов, экземпляров, а при необходимости и другие реквизиты документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального Закона "О бухгалтерском учете". Перечисление документов и количества листов строго обязательно, поскольку изъятию подлежат оригиналы документов, и в случае возбуждения уголовного дела они не возвращаются. Таким образом, с одной стороны, опись позволяет идентифицировать изъятый документ, а с другой - дает право физическому лицу или представителю юридического лица впоследствии требовать конкретные документы и исключить их подмену или предъявить претензии в связи с их утратой органами милиции.

Если после завершения проверки не установлено нарушений законодательства, то оригиналы документов подлежат возврату их собственнику. О факте возврата в целостности всех документов может быть взята расписка с руководителя (индивидуального предпринимателя) или уполномоченного сотрудника фирмы (предпринимателя), например, с бухгалтера.

Акт проверки

По результатам проверки сотрудниками милиции составляется акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности (см. пример 5) в трех экземплярах, которые подписываются всеми проверяющими. Первый и второй экземпляры акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органах милиции. Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю или его представителю) под расписку с соответствующей отметкой в первом экземпляре акта проверки.

В случае отказа от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт проверки по иным обстоятельствам, об этом делается отметка в акте проверки, удостоверенная подписями проверяющих. При этом экземпляр акта проверки направляется руководителю проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

Пример 5.

22

АКТ N _____

ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННОЙ,

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общество с ограниченной ответственностью "Эконта", ООО "Эконта"

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(полное и сокращенное наименование юридического лица,

фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего

предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, ИНН)

бухгалтерия ООО "Эконта" 02 сентября 2005 г.

___________________________ _______________________

(место проведения проверки) (дата составления акта)

Старшим оперуполномоченным ОБЭП капитаном мил.

Ануфриевым А.С.,

Нами (мною), _____________________________________________________

оперуполномоченным ОБЭП старшим л-том мил. Казаковым Е.А.,

__________________________________________________________________

оперуполномоченным УНП капитаном мил. Петровым В.Н.

__________________________________________________________________

(специальные(ое) звания(е), Ф.И.О., должности(ь),

лиц(а), проводивших(его) проверку)

01 сентября 5 21

на основании постановления от "__" ________ 200_ г. N __ проведена

проверка финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой

деятельности:

в качестве средств фиксации при осмотре складских и торговых

__________________________________________________________________

помещений применялись видеозапись в соотв. с треб. п. 7 Приказа

__________________________________________________________________

МВД России от 2 августа 2005 г. N 636

__________________________________________________________________

(отметка о применении технических средств фиксации

данных и полученных при этом материалах)

01 сентября 2005 02 сентября 2005

Проверка начата ________________ г., окончена _________________ г.

В процессе проверки выявлено внесение подложных записей в

__________________________________________________________________

первичные (накладные N 131 от 10.01.2005; N 134 от 15.02.2005;

__________________________________________________________________

N 231 от 10.05.2005) и сводные документы (кассовые отчеты) в

__________________________________________________________________

период с 10.01.2005 по 10.06.2005 в результате сверки

__________________________________________________________________

взаиморасчетов ООО "Эконта" с документальными данными его

__________________________________________________________________

поставщика ООО "Оптторг". Кроме того, работниками бухгалтерии не

__________________________________________________________________

представлены для изучения расходные кассовые ордера N 123 от

__________________________________________________________________

12.03.2005; N 124 от 14.03.2005 на выдачу денежных средств

__________________________________________________________________

руководителю ИЧП "Вега" Плотникову П.А. за поставку им товара на

__________________________________________________________________

сумму 125 000 руб.

__________________________________________________________________

Приводятся факты правонарушений в соответствии с требованиями,

изложенными в Инструкции, а также иные сведения (при

необходимости).

нарушение

По результатам настоящей проверки установлено: __________________

финансовой деятельности в ООО "Эконта" в период с 01.01.2005 по

__________________________________________________________________

10.06.2005, выразившееся во внесение подложных записей в

__________________________________________________________________

бухгалтерские документы

__________________________________________________________________

Подписи сотрудников милиции:

Ануфриева А.С. Ануфриева

____________________ _______________

(подпись)

Казаков Е.А. Казаков

____________________ _______________

(подпись)

Петров В.Н. Петров

____________________ _______________

(подпись)

Копию акта получил

Коммерческий директор ООО "Эконта" Марков С.С. Марков

______________________________________________ _______________

(подпись)

Отметка об отказе от получения акта

или о направлении по почте ______________________

Особенности оформления ревизий, проведенных по инициативе

органов милиции

Ревизия, как и проверка, назначается уполномоченными на то должностными лицами органов милиции. Законодательство предусматривает (п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции") как самостоятельное проведение ревизии сотрудниками милиции, так и их право требовать проведения таковой другими органами финансового контроля.

В первом случае для проведения ревизии могут привлекаться сотрудники отдела документальных проверок и ревизий УНП, оперативные сотрудники, а также специалисты - ревизоры подразделений ОВД по налоговым преступлениям.

Во втором случае сотрудники милиции могут привлекать ревизоров службы финансово-бюджетного надзора <3>, ревизоров налоговых инспекций и структурных подразделений ЦБ РФ и др. Наиболее подробно процедура организации и проведения ревизии по требованию правоохранительных органов регламентирована в межведомственных приказах <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Об утверждении Положения о службе финансово-бюджетного надзора. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278; Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 198;

<4> Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Минфина России с Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ при назначении и проведении ревизий (проверок). Приказ от 07.12.1999 N 89н/1033/717.

Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Поэтому в процессе ее проведения могут применяться различные методы документальной (формальная, арифметическая, нормативная, встречная проверка и др.) и фактической проверки (инвентаризация, контрольные операции, получение образцов сырья и продукции для исследования и др.).

При решении вопроса об организации ревизии сотрудники милиции определяют, какие обстоятельства подлежат выяснению с ее помощью, к деятельности какого предприятия или отдельных должностных лиц они относятся, какой период деятельности необходимо охватить проверкой, возможно ли проведение проверки ревизионными методами.

При необходимости ими могут быть осуществлены подготовительные действия:

- проведение опросов, осмотров, а также оперативно-розыскных мероприятий;

- изучение нормативного материала об особенностях производства ревизии в системе того ведомства, в котором находится организация, подлежащая проверке;

- консультация со специалистами (бухгалтерами, экономистами, товароведами, технологами и др.).

По делам о хищениях ревизии и документальные проверки должны проводиться правоохранительными органами до возбуждения уголовного дела <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Пункт 4.1.9. Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утв. Приказом МВД России от 20.06.1996 N 334.

Основаниями для проведения ревизии являются:

- наличие проверенной информации о конкретных фактах хищений и злоупотреблений должностных и материально-ответственных лиц, требующей проверки всей деятельности организации или ее структурных подразделений (или индивидуального предпринимателя);

- обнаружение органами милиции документальных и фактических несоответствий, которые могут быть установлены только ревизионными методами;

- выявление при инвентаризации крупных недостач или излишков, если материалы этой инвентаризации не проверялись ревизионным путем ранее;

- задержание с поличным материально-ответственных, должностных или иных причастных лиц при совершении хищения.

Акт ревизии

По результатам ревизии согласно п. 21 Инструкции сотрудниками милиции составляется акт ревизии в трех экземплярах, который подписывается всеми проверяющими (пример 6).

Первый и второй экземпляры акта ревизии вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются в органе внутренних дел (органе милиции).

Третий экземпляр акта вручается представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю либо его представителю) под расписку с отметкой в первом экземпляре акта ревизии. В случае отказа от получения акта ревизии, а также при невозможности вручить его по иным обстоятельствам, об этом в акте делается отметка, удостоверенная подписями проверяющих, а его экземпляр направляется юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания ревизии.

Пример 6.

12

АКТ N ___

РЕВИЗИИ ФИНАНСОВОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННОЙ,

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общества с ограниченной ответственностью "Петерсофт",

__________________________________________________________________

ООО "Петерсофт"

__________________________________________________________________

(полное и сокращенное наименование юридического лица,

фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего

предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, ИНН)

бухгалтерия ООО "Петерсофт" 15 сентября 2005 г.

___________________________ _______________________

(место проведения ревизии) (дата составления акта)

Старшим оперуполномоченным УНП УВД Липецкой обл.

Нами (мною), _____________________________________________________

майором мил. Порошковым А.П., специалистом отдела документальных

__________________________________________________________________

проверок и ревизий УНП УВД Липецкой обл. капитаном мил.

__________________________________________________________________

Лесковым М.П.

__________________________________________________________________

(специальные(ое) звания(е), Ф.И.О., должности(ь),

лиц(а), проводивших(его) ревизию)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

14 сентября 5 41

на основании постановления от "__" ________ 200_ г. N __ проведена

ревизия финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой

деятельности:

ООО "Петерсофт"

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

01 января 2005 г. 01 июля 2005 г.

за период с _________________ по _______________

__________________________________________________________________

(отметка о применении технических средств фиксации

данных и полученных при этом материалах)

1. Общая часть

15 сентября 2005

1.1. Ревизия начата ________________ г.,

15 сентября 2005

окончена ________________ г.

1.2. Лицами, ответственными за финансово-хозяйственную

деятельность в проверяемом периоде, являлись:

Генеральный директор Бобров Ю.Н.

________________________________

________________________________

(наименование должности, Ф.И.О.)

Главный бухгалтер Пронина Н.К.

________________________________

________________________________

(наименование должности, Ф.И.О.)

1.3. Юридический адрес:

609733, г. Липецк, ул. Парковая, д. 14

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(место осуществления финансово-хозяйственной деятельности)

__________________________________________________________________

(указывается в случае осуществления деятельности

не по месту регистрации)

ООО "Петерсофт" Е 023009

1.4. ________________________________ имеет лицензию N ___________

(наименование юридического лица, данные лица, осуществляющего

предпринимательскую деятельность без образования юридического

лица)

15 марта 2004 Администрацией г. Липецка

от "__" __________ г., выданную __________________________________

__________________________________________________________________

(наименование органа, выдавшего лицензию)

__________________________________________________________________

оптовой деятельности - лицензия N 23187 от

на осуществление _________________________________________________

10.11.2002; производственной деятельности - лицензия N 23291

__________________________________________________________________

от 11.12.2003

__________________________________________________________________

(указывается лицензируемый вид деятельности и приводятся

данные о наличии всех лицензий на право осуществления

отдельных видов деятельности, а также сроки начала

и окончания действия лицензии)

1.5. Фактически за проверяемый период юридическое(ие) лицо(а),

лицо(а), осуществляющее предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, осуществляло(ли):

оптовую и производственную деятельность

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(указываются виды деятельности)

расчетный счет

1.6. Сведения о счетах в банках: _________________________________

69009019700000000057 в ОАО "Промбанк"

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

учетная политика сформирована в

1.7. Учетная политика: ___________________________________________

соответствии с законодательством Российской Федерации о

__________________________________________________________________

бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих

__________________________________________________________________

бухгалтерский учет

__________________________________________________________________

1.8. Виды деятельности, запрещенные действующим законодательством:

не осуществляла виды деятельности, запрещенные законодательством.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Описательная часть

Ревизия проводилась на выборочной основе и включала в себя

__________________________________________________________________

изучение документальных данных, подтверждающих значение и

__________________________________________________________________

раскрытие в бухгалтерской отчетности информации о финансово-

__________________________________________________________________

хозяйственной деятельности ООО "Петерсофт", оценку принципов и

__________________________________________________________________

методов ведения бухгалтерского учета, правил подготовки

__________________________________________________________________

бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет в указанной

__________________________________________________________________

организации ведется с нарушением требований Федерального закона

__________________________________________________________________

от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положения по

__________________________________________________________________

ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,

__________________________________________________________________

утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от

__________________________________________________________________

24.03.2000 N 31н), ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина России от

__________________________________________________________________

06.07.1999 N 43н. Обороты и сальдо по Главной книге не

__________________________________________________________________

соответствуют представленным в процессе ревизии первичным

__________________________________________________________________

документам и бухгалтерским регистрам.

__________________________________________________________________

Приводятся документально подтвержденные факты правонарушений в

соответствии с требованиями, изложенными в Инструкции.

3. Итоговая часть

3.1. По результатам настоящей ревизии установлено: _______________

бухгалтерская отчетность за проверяемый период ведется таким

__________________________________________________________________

образом, что она не обеспечивает связи с указанными выше

__________________________________________________________________

обстоятельствами отражение активов и пассивов ООО "Петерсофт"

__________________________________________________________________

по состоянию на 31.12.2005 в соответствии с требованиями Приказа

__________________________________________________________________

Минфина России от 28.06.2000 N 60н "О годовой бухгалтерской

__________________________________________________________________

отчетности организаций".

__________________________________________________________________

Таким образом, в проверяемой организации имеются нарушения

__________________________________________________________________

финансовой деятельности.

__________________________________________________________________

Подписи сотрудников милиции:

Порошков А.П. Порошков

____________________ _______________

(подпись)

Лесков М.П. Лесков

____________________ _______________

(подпись)

____________________ _______________

(подпись)

Копию акта получил

Коммерческий директор Бобров Ю.Н. Бобров

_________________________________ _______________

(подпись)

Отметка об отказе от получения акта

или о направлении по почте ______________________

Принятие решения должностными лицами органов милиции

по результатам проверок и ревизий хозяйствующих субъектов

По результатам проверок и ревизий сотрудником милиции принимается одно из следующих решений:

1. Составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ). В дальнейшем в соответствии со ст. ст. 144, 145 УПК РФ решается вопрос:

- о возбуждении уголовного дела, т.к. сведения, сообщенные в рапорте о совершенном или готовящемся преступлении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ являются поводом для возбуждения уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

- о передаче сообщения по подследственности (ст. 151 УПК РФ).

2. Материалы передаются по подведомственности, в том числе о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Материалы могут быть также переданы по подведомственности в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (ст. ст. 116 - 122 НК РФ).

3. О возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Например, сотрудником милиции может быть составлен административный протокол о нарушении ст. ст. 15.1 - 15.3, 15.6 - 15.8, 15.14 - 15.16 КоАП РФ.

4. Завершение проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства РФ.

О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которого она проводилась.

* * *

Таким образом, можно констатировать, что принятая Инструкция поставила работников правоохранительных органов в жесткие рамки и ограничила возможность неправомерных действий с их стороны в отношении бизнеса.

Е.С.Дубоносов

К. ю. н.,

доцент,

начальник кафедры

ТФ МосУ МВД России

Подписано в печать

30.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Какую ставку НДС следует применять при реализации смеси растительных масел, имеющих код подгруппы 91 4190 ОК 005-93? ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 9) >
Статья: Нововведения по налогу на прибыль организаций ("Финансовое право", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.