|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Льготу бездействием не отодвинуть ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 31)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 31
ЛЬГОТУ БЕЗДЕЙСТВИЕМ НЕ ОТОДВИНУТЬ
Очень часто законодатель, устанавливая какую-либо норму, поручает исполнительной власти разработать порядок ее применения. А правительство или министерства столь же часто не торопятся придумывать такой порядок. В результате страдает налогоплательщик. Ведь налоговые органы в подобных ситуациях запрещают применять норму. Теперь же подобный подход налоговиков признан незаконным. В распоряжении "УНП" оказалось Постановление Президиума ВАС РФ, в котором судьи высказались по поводу применения таких "мертвых" норм. Причем, хотя речь в Постановлении от 19.07.2005 N 3788/05 идет о налоге на добычу полезных ископаемых, выводы, которые сделали судьи, можно распространить на любые налоги. Спор же, который попал на рассмотрение Президиума ВАС РФ, возник из-за применения налогоплательщиком льготной ставки. Она установлена в том числе и для тех организаций, которые разрабатывают некондиционные запасы полезных ископаемых. Налоговики посчитали, что организация не имела права пользоваться льготой из-за того, что правительство не утвердило порядок отнесения запасов к некондиционным (пп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ). Оно перепоручило это Министерству природных ресурсов (Постановление Правительства РФ от 26.12.2001 N 899). Министерство свою обязанность выполнило. Но только в сентябре 2003 г. Из этого налоговики сделали вывод: до сентября 2003-го применять льготную ставку нельзя. Не убедило инспекторов и то, что месторождение, которое разрабатывал налогоплательщик, было отнесено к категории некондиционных еще до 2002 г. Причем этот статус был присвоен месторождению на неограниченный срок (такой порядок отнесения запасов к некондиционным действовал до введения в действие гл. 26 НК РФ о налоге на добычу полезных ископаемых). А вот Президиум ВАС РФ полностью поддержал налогоплательщика. Во-первых, судьи подчеркнули, что законодатель при введении в действие главы НК РФ о налоге на добычу полезных ископаемых не предусмотрел никаких переоценок месторождений. А значит, статус, присвоенный месторождению до введения в действие гл. 26 НК РФ, сохраняется. Во-вторых же, главный арбитражный суд вывел и общее правило, которое надо применять, если органы исполнительной власти не позаботились об установлении тех или иных норм, прописанных в законе. Как указал суд, исполнительная власть не может отменить или отсрочить введение в действие нормы. Поэтому то, что Министерство не выполняло своих обязанностей и в течение полутора лет не могло утвердить порядок, не должно лишать налогоплательщика права пользоваться льготой. Ведь эта льгота прямо прописана в законе.
Е.М.Караваев Юрист Подписано в печать 26.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |