Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Здравпункт: как не потерять налоги ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 31)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 31

ЗДРАВПУНКТ: КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ НАЛОГИ

Отнести на расходы затраты по содержанию собственного здравпункта разрешают сразу две статьи НК РФ. Но, как ни странно, это скорее добавляет проблем бухгалтерам. Не остаются в стороне и контролеры. При учете расходов на здравпункт выдвигают условия, о которых в Кодексе нет ни слова. Не исправили ситуацию и недавние поправки в "прибыльную" главу.

Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, уменьшают доходы по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Одновременно плательщики, у которых есть обособленные подразделения - объекты обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по таким подразделениям отдельно (ст. 275.1 НК РФ). А к обслуживающим хозяйствам относятся и объекты здравоохранения.

И вот тут-то начинаются неясности. Считаются ли здравпункты объектами здравоохранения? Надо ли определять налоговую базу отдельно, если этот пункт является обособленным подразделением?

Особые приметы

Несмотря на то что НК РФ употребляет в ст. 264 НК РФ термин "здравпункт", определения того, что он означает, Кодекс не дает. Не проясняет это понятие и Минздравсоцразвития России. Раньше действовал п. 15 Приказа Минздрава России от 03.11.1999 N 395 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения". Там было сказано, что здравпункты (врачебные, фельдшерские) - это структурные подразделения учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений. И предназначены эти подразделения для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Но теперь этот документ отменен (Приказ Минздрава России от 03.06.2003 N 229).

И ныне единственным перечнем учреждений здравоохранения является Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (Приказ Минздрава России от 03.06.2003 N 229). Но, как видно из названия, эта номенклатура относится только к государственным и муниципальным учреждениям. А значит, она не подходит для коммерческих организаций.

Кроме того, это перечень именно учреждений. А здравпункт как составная часть организации не может быть самостоятельным учреждением. Следовательно, в новой номенклатуре о здравпунктах не говорится ни слова.

Подтверждает этот факт и Минфин России. По его мнению, согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения здравпункты и медпункты в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены. Поэтому они могут входить в состав учреждений здравоохранения, предприятий и образовательных учреждений на правах структурных подразделений (Письма от 09.07.2004 N 03-30-05/1/69, от 14.12.2004 N 03-03-01-04/1/175).

Таким образом, вопрос о том, является ли здравпункт объектом здравоохранения, а значит, и о необходимости расчета отдельной базы по нему, открыт. Ведь и сам термин "объект здравоохранения" в НК РФ не определен.

А хоть бы и обособленный!

На наш взгляд, для целей налогообложения прибыли совершенно не важно, где расположен здравпункт - на территории предприятия или обособленно. Тут опять можно обратить внимание на формулировку ст. 264 НК РФ. В ней сказано, что в общие расходы попадают затраты на содержание тех здравпунктов, которые находятся непосредственно на территории организации. А к территории организации относят все ее площади. В том числе и территории ее обособленного подразделения. Ведь нельзя же сказать, что площадь, например, филиала, - это территория иной организации.

Если бы законодатель имел в виду, что по ст. 264 НК РФ учитываются расходы по здравпунктам, которые не являются обособленными подразделениями, то он бы так прямо и указал. Кроме того, нет никакого экономического смысла в том, чтобы разделять расходы по тем здравпунктам, которые являются обособленным подразделением, и по тем, которые не являются.

Этот вывод подтверждают и изменения в ст. 275.1 НК РФ, которые внесены Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ (вступят в силу с начала будущего года). Смысл этих изменений в том, что отдельно надо будет считать базу по любым обслуживающим производствам и хозяйствам независимо от того, являются они обособленным подразделением или нет.

Получается, что с 1 января 2006 г. ситуация будет выглядеть так. В ст. 275.1 НК РФ будет содержаться правило об отдельном исчислении базы по объектам здравоохранения. Если здравпункт причислять к таким объектам, то эта норма вроде должна распространяться и на них.

С другой стороны, в ст. 264 НК РФ остается положение о том, что по здравпунктам, находящимся непосредственно на территории организации, затраты на их содержание попадают в общую базу. То есть возникает противоречие между двумя нормами. А любые противоречия должны решаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Есть и еще одно подтверждение тому, что здравпункты все же не относятся к объектам здравоохранения при налогообложении прибыли. Ведь, внося поправки в гл. 25, пункт ст. 264 НК РФ про медпункты законодатель оставил нетронутым. Это, на наш взгляд, подтверждает, что для медпунктов действуют отдельные правила. И ст. 275.1 НК РФ на них не распространяется.

Спросят лицензию

Правда, сложностей при учете расходов на здравпункты хватает и без учета поправок. Так, Минфин России требует, чтобы организации, создавая такое подразделение, указывали в учредительных документах факт ведения медицинской деятельности. А такая деятельность лицензируется. Следовательно, без лицензии затраты на медпункт учесть нельзя (Письма от 09.07.2004 N 03-30-05/1/69, от 14.12.2004 N 03-03-01-04/1/175).

На наш взгляд, эти требования излишни. И вот почему. Действительно, ведение медицинской деятельности лицензируется. И под нее и вправду можно подвести и работу здравпункта. Даже если в нем просто измеряют давление. Так, в п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499) сказано, что под медицинской деятельностью подразумевается в том числе проведение профилактических и диагностических мероприятий.

Но НК РФ ни слова не говорит про лицензии. А значит, если организация понесла реальные расходы, их можно учесть при налогообложении прибыли. Даже если у организации нет лицензии на такой вид деятельности.

В.А.Сидоркина

Юрист

Подписано в печать

26.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аванс один - операций две ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 31) >
Статья: А будет ли торговым зал? ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 31)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.