![]() |
| ![]() |
|
Статья: Истребование документов в рамках камеральных проверок ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 34)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 34
ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ В РАМКАХ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК
Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право истребования документов в рамках камеральных проверок. При этом зачастую между налогоплательщиком и налоговым органом возникают спорные ситуации, связанные с неоднозначной квалификацией некоторых положений Кодекса. Проанализируем ряд решений арбитражных судов по данному вопросу. В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование об их предоставлении должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения. Как правило, налоговый орган запрашивает дополнительные документы в следующих случаях: при несоответствии показателей налоговой декларации текущего периода аналогичным показателям предшествующих налоговых периодов; при несоответствии показателей проверяемой декларации показателям налоговых деклараций по другим налогам. Кроме того, такие документы, как правило, истребуют при заявлении значительных налоговых вычетов по НДС. В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставления их в 5-дневный срок ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность.
Ситуация N 1. Из вынесенного налоговым органом требования о представлении документов не следует, какие конкретно документы являются необходимыми, поэтому привлечение к ответственности за их непредставление является неправомерным (Постановление ФАС Московского округа от 12.02.2004 N КА-А40/453-04).
СУТЬ ДЕЛА
Налоговый орган наложил штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление запрашиваемых документов в установленный п. 1 ст. 93 НК РФ срок. Документы представлены с незначительной (1 день) задержкой.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Налоговый орган считает, что требование о представлении документов содержит конкретный перечень необходимых для налоговой проверки документов. Из ст. 93 НК РФ не следует необходимость указания в требовании конкретных реквизитов документов, истребуемых у налогоплательщика.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Содержание требования о представлении документов не позволяет конкретно определить, какие документы необходимо представлять в налоговый орган.
ПОЗИЦИЯ СУДА
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Таким образом, для применения ответственности за указанное правонарушение необходимо, чтобы в требовании были названы конкретные документы, находящиеся у налогоплательщика. Суд считает, что содержание требования не позволяет определить, какие конкретно документы и их количество истребовались инспекцией согласно ст. 93 НК РФ. Кроме того, суд учитывает, что некоторые из истребованных налоговым органом документов у налогоплательщика отсутствуют (например, вместо главной книги у налогоплательщика используются оборотно-сальдовые ведомости).
Ситуация N 2. Направленные налогоплательщику требования не содержали конкретного наименования и количества запрашиваемых документов, не уточнена необходимость их истребования. Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности неправомерно (Постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2004 N Ф09-939/04-АК).
СУТЬ ДЕЛА
Налоговый орган наложил штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, в связи с несвоевременным представлением документов в установленный п. 1 ст. 93 НК РФ срок.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Документы не представлены в 5-дневный срок. Налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Требование не содержит конкретного перечня истребуемых документов.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный срок налоговому органу истребуемых документов. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что направленные налогоплательщику требования не содержали конкретного наименования и количества запрашиваемых документов, не уточнена необходимость их истребования. Кроме того, решение о привлечении кооператива к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ принято налоговым органом после представления налогоплательщиком первичных документов, размер штрафа определен исходя из количества представленных, а не истребуемых документов. Таким образом, в действиях налогоплательщика не усматривается состав вменяемого правонарушения, вина налогоплательщика налоговым органом не доказана.
Ситуация N 3. Требование о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушает конституционные права налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 17.11.2003 N Ф09-3840/03-АК).
СУТЬ СПОРА
При проведении камеральной проверки налоговый орган запросил у налогоплательщика дополнительные документы и информацию. Организация с данными требованиями не согласилась.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки любые документы, необходимые для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налога, закреплено в п. 4 ст. 88 НК РФ.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Основанием для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в ходе камеральной проверки является налоговая отчетность организации, в связи с чем налоговый орган не имеет права затребовать у налогоплательщика иные дополнительные документы.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Наличие у налогового органа полномочия действовать властно-обязывающим образом при проведении камеральной проверки в соответствии с положениями п. 4 ст. 88 НК РФ ограничивается целью этой проверки: выяснить обоснованность (правильность) исчисления и своевременность уплаты налога (п. п. 1, 4 ст. 88 НК РФ). Это правило полностью корреспондируется с положениями ст. 93 и п. 5 ст. 94 НК РФ, согласно которым истребуемые у проверяемого налогоплательщика документы представляются в виде заверенных должным образом копий, а в случае их непредставления (отказа) должностное лицо производит выемку соответствующих документов, за строгим исключением тех, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки. Как видно из материалов дела, в связи с проводимой камеральной проверкой правильности исчисления и своевременности уплаты обществом единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по представленным расчетам по авансовым платежам налоговый орган направил указанному налогоплательщику оспариваемые требования о представлении дополнительных документов. При этом в указанных требованиях инспекция запросила документы, которые не имеют прямого отношения к данной форме налогового контроля - камеральной проверке (табели учета рабочего времени, приказы и договоры общества, сведения о количестве отработанного времени каждого физического лица в календарных днях), т.е. превысила свои полномочия, предусмотренные п. 4 ст. 88 НК РФ.
Ситуация N 4. Проверять все первичные документы можно только в рамках выездных, а не камеральных проверок (Постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2004 N Ф09-939/04-АК).
СУТЬ СПОРА
Налогоплательщик представил в налоговый орган декларации по НДС. Налоговый орган провел камеральную проверку представленных деклараций и документов. При ее проведении были истребованы первичные документы. Налогоплательщик представил подлинники истребованных документов, однако налоговый орган их возвратил, поскольку для этого нужны основания, предусмотренные п. 2 ст. 93 и ст. 94 НК РФ. На налогоплательщика наложен штраф в соответствии со ст. 126 НК РФ.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Налогоплательщик привлечен к ответственности за несвоевременное представление запрашиваемых документов.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Действующим законодательством налоговому органу не предоставлено право запрашивать заверенные копии первичных бухгалтерских документов у налогоплательщика при отсутствии ошибок в представленной налоговой декларации. Истребование всех первичных документов в порядке ст. 93 НК РФ превращает камеральные проверки в выездные.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Как указано в п. 1 ст. 82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, определенных НК РФ. В п. 1 ст. 87 НК РФ предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков. Из норм ч. 1 и 2 ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Следовательно, налоговая база определяется налогоплательщиками прежде всего на основании регистров бухгалтерского, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, - налогового учета, а не первичных документов. Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (пп. 4 п. 1). Системное толкование ст. 23 (пп. 4 п. 1), ст. ст. 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок. Таким образом, камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречии между сведениями, содержащимися в представленных документах, т.е. она является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку. Как указано в ч. 3 ст. 88 НК РФ, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Следовательно, если камеральной проверкой налоговых деклараций и документов, обязанность представления которых предусмотрена налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете, не выявлено противоречий, правовых оснований для истребования первичных документов - исходя из понятия и сущности камеральной проверки и замены одной формы контроля другой - не имеется. Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные, только при этом налоговый инспектор лишен необходимости выходить на предприятие для проверки документов и находиться там в период проведения проверки. Такая подмена приводит к несоблюдению гарантий, установленных НК РФ для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки, и в первую очередь запрета проведения повторной выездной проверки. Предоставленное налоговому органу в ч. 4 ст. 88 НК РФ, а также в ст. 93 НК РФ право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, с учетом анализа вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что это право ограничено видом проверки, в связи с чем налоговым органом могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах. Решение налогового органа подлежит отмене.
Ю.Лермонтов Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 24.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |