Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Истребование документов в рамках камеральных проверок ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 34)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 34

ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ В РАМКАХ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК

Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налоговым органам право истребования документов в рамках камеральных проверок. При этом зачастую между налогоплательщиком и налоговым органом возникают спорные ситуации, связанные с неоднозначной квалификацией некоторых положений Кодекса. Проанализируем ряд решений арбитражных судов по данному вопросу.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование об их предоставлении должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения.

Как правило, налоговый орган запрашивает дополнительные документы в следующих случаях:

при несоответствии показателей налоговой декларации текущего периода аналогичным показателям предшествующих налоговых периодов;

при несоответствии показателей проверяемой декларации показателям налоговых деклараций по другим налогам.

Кроме того, такие документы, как правило, истребуют при заявлении значительных налоговых вычетов по НДС.

В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставления их в 5-дневный срок ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность.

Ситуация N 1. Из вынесенного налоговым органом требования о представлении документов не следует, какие конкретно документы являются необходимыми, поэтому привлечение к ответственности за их непредставление является неправомерным (Постановление ФАС Московского округа от 12.02.2004 N КА-А40/453-04).

СУТЬ ДЕЛА

Налоговый орган наложил штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление запрашиваемых документов в установленный п. 1 ст. 93 НК РФ срок. Документы представлены с незначительной (1 день) задержкой.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Налоговый орган считает, что требование о представлении документов содержит конкретный перечень необходимых для налоговой проверки документов. Из ст. 93 НК РФ не следует необходимость указания в требовании конкретных реквизитов документов, истребуемых у налогоплательщика.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Содержание требования о представлении документов не позволяет конкретно определить, какие документы необходимо представлять в налоговый орган.

ПОЗИЦИЯ СУДА

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Таким образом, для применения ответственности за указанное правонарушение необходимо, чтобы в требовании были названы конкретные документы, находящиеся у налогоплательщика.

Суд считает, что содержание требования не позволяет определить, какие конкретно документы и их количество истребовались инспекцией согласно ст. 93 НК РФ. Кроме того, суд учитывает, что некоторые из истребованных налоговым органом документов у налогоплательщика отсутствуют (например, вместо главной книги у налогоплательщика используются оборотно-сальдовые ведомости).

Ситуация N 2. Направленные налогоплательщику требования не содержали конкретного наименования и количества запрашиваемых документов, не уточнена необходимость их истребования. Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности неправомерно (Постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2004 N Ф09-939/04-АК).

СУТЬ ДЕЛА

Налоговый орган наложил штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, в связи с несвоевременным представлением документов в установленный п. 1 ст. 93 НК РФ срок.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Документы не представлены в 5-дневный срок. Налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Требование не содержит конкретного перечня истребуемых документов.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Пунктом 1 ст. 126 НК РФ установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный срок налоговому органу истребуемых документов. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что направленные налогоплательщику требования не содержали конкретного наименования и количества запрашиваемых документов, не уточнена необходимость их истребования.

Кроме того, решение о привлечении кооператива к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ принято налоговым органом после представления налогоплательщиком первичных документов, размер штрафа определен исходя из количества представленных, а не истребуемых документов.

Таким образом, в действиях налогоплательщика не усматривается состав вменяемого правонарушения, вина налогоплательщика налоговым органом не доказана.

Ситуация N 3. Требование о предоставлении иных документов, не имеющих прямого отношения к цели проверки, нарушает конституционные права налогоплательщика (Постановление ФАС Уральского округа от 17.11.2003 N Ф09-3840/03-АК).

СУТЬ СПОРА

При проведении камеральной проверки налоговый орган запросил у налогоплательщика дополнительные документы и информацию. Организация с данными требованиями не согласилась.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Право налогового органа истребовать у налогоплательщика в ходе камеральной проверки любые документы, необходимые для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налога, закреплено в п. 4 ст. 88 НК РФ.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Основанием для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в ходе камеральной проверки является налоговая отчетность организации, в связи с чем налоговый орган не имеет права затребовать у налогоплательщика иные дополнительные документы.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Наличие у налогового органа полномочия действовать властно-обязывающим образом при проведении камеральной проверки в соответствии с положениями п. 4 ст. 88 НК РФ ограничивается целью этой проверки: выяснить обоснованность (правильность) исчисления и своевременность уплаты налога (п. п. 1, 4 ст. 88 НК РФ). Это правило полностью корреспондируется с положениями ст. 93 и п. 5 ст. 94 НК РФ, согласно которым истребуемые у проверяемого налогоплательщика документы представляются в виде заверенных должным образом копий, а в случае их непредставления (отказа) должностное лицо производит выемку соответствующих документов, за строгим исключением тех, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки.

Как видно из материалов дела, в связи с проводимой камеральной проверкой правильности исчисления и своевременности уплаты обществом единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по представленным расчетам по авансовым платежам налоговый орган направил указанному налогоплательщику оспариваемые требования о представлении дополнительных документов. При этом в указанных требованиях инспекция запросила документы, которые не имеют прямого отношения к данной форме налогового контроля - камеральной проверке (табели учета рабочего времени, приказы и договоры общества, сведения о количестве отработанного времени каждого физического лица в календарных днях), т.е. превысила свои полномочия, предусмотренные п. 4 ст. 88 НК РФ.

Ситуация N 4. Проверять все первичные документы можно только в рамках выездных, а не камеральных проверок (Постановление ФАС Уральского округа от 17.03.2004 N Ф09-939/04-АК).

СУТЬ СПОРА

Налогоплательщик представил в налоговый орган декларации по НДС. Налоговый орган провел камеральную проверку представленных деклараций и документов. При ее проведении были истребованы первичные документы. Налогоплательщик представил подлинники истребованных документов, однако налоговый орган их возвратил, поскольку для этого нужны основания, предусмотренные п. 2 ст. 93 и ст. 94 НК РФ. На налогоплательщика наложен штраф в соответствии со ст. 126 НК РФ.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Налогоплательщик привлечен к ответственности за несвоевременное представление запрашиваемых документов.

ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Действующим законодательством налоговому органу не предоставлено право запрашивать заверенные копии первичных бухгалтерских документов у налогоплательщика при отсутствии ошибок в представленной налоговой декларации. Истребование всех первичных документов в порядке ст. 93 НК РФ превращает камеральные проверки в выездные.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Как указано в п. 1 ст. 82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, определенных НК РФ.

В п. 1 ст. 87 НК РФ предусмотрено проведение налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков.

Из норм ч. 1 и 2 ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Следовательно, налоговая база определяется налогоплательщиками прежде всего на основании регистров бухгалтерского, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, - налогового учета, а не первичных документов.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (пп. 4 п. 1).

Системное толкование ст. 23 (пп. 4 п. 1), ст. ст. 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок.

Таким образом, камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречии между сведениями, содержащимися в представленных документах, т.е. она является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.

Как указано в ч. 3 ст. 88 НК РФ, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Следовательно, если камеральной проверкой налоговых деклараций и документов, обязанность представления которых предусмотрена налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете, не выявлено противоречий, правовых оснований для истребования первичных документов - исходя из понятия и сущности камеральной проверки и замены одной формы контроля другой - не имеется.

Истребование всех первичных документов для подтверждения соответствия налоговой отчетности фактическому состоянию дел означает превращение камеральных проверок в выездные, только при этом налоговый инспектор лишен необходимости выходить на предприятие для проверки документов и находиться там в период проведения проверки.

Такая подмена приводит к несоблюдению гарантий, установленных НК РФ для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки, и в первую очередь запрета проведения повторной выездной проверки.

Предоставленное налоговому органу в ч. 4 ст. 88 НК РФ, а также в ст. 93 НК РФ право истребовать у налогоплательщика при проведении камеральной проверки дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, с учетом анализа вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что это право ограничено видом проверки, в связи с чем налоговым органом могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах.

Решение налогового органа подлежит отмене.

Ю.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

24.08.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Акционерное общество занимается лизинговой деятельностью. Часть акций принадлежит физическим лицам. Подлежит ли сумма выручки от реализации пакета акций, находящегося у физического лица более трех лет, имущественному налоговому вычету, установленному ст. 220 НК РФ? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 34) >
Статья: <Налоговое обозрение от 24.08.2005> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 34)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.