|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Обзор арбитражной практики бюджетных учреждений ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 9)
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 9
ОБЗОР АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Расходы на капитальный ремонт зданий, используемых как в основной уставной деятельности, так и в коммерческой деятельности учреждения, должны распределяться пропорционально между доходами, полученными от двух направлений деятельности (уставной и коммерческой) (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2005 N А43-7450/2004-31-445). В ходе выездной налоговой проверки федерального государственного образовательного учреждения (далее - учреждение) налоговый орган установил занижение налоговой базы по прибыли за счет расходов по ремонту основных средств, используемых одновременно для осуществления основной уставной деятельности и коммерческой деятельности. Учреждение в целях налогообложения распределило указанные расходы пропорционально между доходами, полученными от двух направлений деятельности, поскольку финансирование ремонта основных средств производилось и за счет бюджетных ассигнований, и за счет коммерческой деятельности. Решением судов первой, второй и третьей инстанций действия учреждения признаны правомерными на основании норм ст. ст. 252, 253, 260, 321.1 НК РФ. Именно к такому решению пришли и законодатели. В соответствии с Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в ст. 321.2 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями" НК РФ внесены изменения. Начиная с 1 января 2006 г. к расходам, которые подлежат распределению в целях налогообложения прибыли, помимо расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала отнесены расходы по всем видам ремонта основных средств. Распределение производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов, и при условии, что в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено их финансирование за счет двух источников. Расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созданы) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расходов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного учреждения или не осуществляется за счет бюджетных средств, относятся к коммерческим расходам в полном объеме. 2. Требование налоговых органов о представлении документов при проведении камеральной проверки должно быть направлено непосредственно налогоплательщику, при этом в расчет не принимаются нормы законодательства по бухгалтерскому учету. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (Постановление ФАС ВСО от 04.07.2005 N А74-316/2005-Ф02-3170/05-С10). Суть дела в следующем. При камеральной проверке налоговой декларации по НДС муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Аскизская детская школа искусств" (далее - школа) налоговый орган потребовал представить дополнительные документы и регистры бухгалтерского учета: платежные документы, книги покупок и продаж, документы, подтверждающие правомерность применения льготы, предоставленной в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ <1>. Требование о представлении указанных документов было вручено секретарю управления культуры, централизованной бухгалтерией которого ведется бухгалтерский учет школы. Как известно, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" допускается ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или специализированной организацией. В связи с неисполнением названного требования в установленный срок налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании со школы налоговых санкций. Поскольку требование налоговой инспекции о представлении документов, подтверждающих обоснованность применения льготы, получено лицом, не являющимся представителем налогоплательщика, суд пришел к выводу, что налоговая инспекция не доказала факт непредставления налогоплательщиком истребованных документов и неправомерного применения налогоплательщиком льготы по НДС. ————————————————————————————————<1> В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС реализация услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.
3. Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности и направленные на осуществление основной уставной деятельности бюджетного учреждения, подлежат обложению налогом на прибыль (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2005 N А33-18456/04-С3-Ф02-1593/05-С1).
Федеральное государственное учреждение отразило по строке 120 налоговой декларации по налогу на прибыль льготу, предоставленную на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, в размере средств, полученных от предпринимательской деятельности, использованных исключительно на уставную деятельность. Учреждение считает такие средства целевыми средствами, не подлежащими налогообложению согласно указанной норме НК РФ. Налоговые органы не согласились с такой позицией учреждения и доначислили налог, пени и соответствующие штрафные санкции. Суд принял сторону налоговых органов и указал, что при определении налоговой базы налога на прибыль не учитываются доходы в виде целевых средств, полученные бюджетным учреждением из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а не доходы от предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. 4. С момента введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ отменяется льгота по налогу на прибыль, предусмотренная пп. "г" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Льгота заключалась в возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли образовательного учреждения (государственного, муниципального, а также негосударственного) на сумму дохода от оказания платных дополнительных услуг, направленную непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Такой вывод на основании ст. ст. 246, 249 и 251 НК РФ содержится в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.04.2005 N А72-10889/04-7/864. 5. Платные услуги некоммерческих организаций <2> в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче имущества в аренду, не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДС (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2005 N А72-10889/04-7/864). ————————————————————————————————<2> В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям.
Освобождение от НДС некоммерческих организаций по услугам в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче имущества в аренду, предусмотрено пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. На основании этой нормы Налогового кодекса арбитражный суд отказал налоговым органам в привлечении образовательного учреждения к налоговой ответственности по налогу на добавленную стоимость. 6. Плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за предоставление информации о зарегистрированных правах, взимаемая учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не относится к налогооблагаемым доходам (Постановление ФАС Центрального округа от 21.02.2005 N А23-1851/04А-5-128). Учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно Примерному положению об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним это государственные органы в сфере исполнительной власти субъекта РФ, оказывающие по поручению государства специализированные административные услуги, то есть осуществляющие публичные функции. При этом указанные услуги предоставляются за плату. Учреждения юстиции финансируются за счет внесения платы за государственную регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах в порядке, определяемом субъектами РФ, а также за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств иных не запрещенных законом источников. Расходование средств учреждения юстиции производится в соответствии со сметой, утверждаемой главным регистратором прав, возглавляющим учреждение юстиции. Сама государственная регистрация недвижимости основана на ГК РФ, которым предусмотрено, что порядок государственной регистрации и основания отказа в ней устанавливаются в соответствии с ГК РФ и Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являющаяся единственным доказательством существования зарегистрированного права, выступает формальным условием государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, объектом которых является недвижимое имущество. Это означает, что задача учреждений юстиции - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершение юридически значимых действий, а не оказание платных услуг.
Л.Максимова Главный редактор журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 22.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |