|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Дорога платежка в срок ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 30)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 30
ДОРОГА ПЛАТЕЖКА В СРОК
В статье "Если налог ушел не туда" автор рассмотрел типичные ошибки, которые возникают при заполнении платежного поручения на перечисление налога. Помимо этого в статье даны советы, как исправить такие ошибки после того, как банк принял платежное поручение к исполнению. Но ошибку в платежном документе может обнаружить и работник банка. Обычно в таком случае он отказывается принять платежку. Что делать, если все описанное происходит в конце того рабочего дня, когда истекает срок уплаты налога?
Принимай, но проверяй
При приеме платежки банк действительно обязан проверить ее на соответствие правилам заполнения расчетных документов. Причем для налогов, сборов и иных обязательных платежей установлены специальные правила заполнения платежных документов (Приказ Минфина России от 24.11.2004 N 106н). А в п. 2.16 гл. 2 ч. I Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П прямо сказано, что, если расчетные документы оформлены с нарушением требований, банк не имеет права их принимать. Наконец, в точности такое же условие обычно содержится в договоре о банковском обслуживании, заключаемом между плательщиком и банком. Но в то же время все эти требования означают, что банк должен проверять всего лишь наличие информации в полях расчетного документа, а не ее содержание! Проще говоря, операционист должен удостовериться, что в платежке нет незаполненных полей. А значит, и отказаться принимать платежку банк может только при отсутствии какого-либо реквизита в расчетном документе <*>. ————————————————————————————————<*> Исключение составляет разве что незаполненное поле 24 "Назначение платежа".
Заметим, что никто не обязывает банк и выверять правильность указания реквизитов в платежке. В том числе и правильность цифр в КБК. А значит, и отказать в приеме платежного документа по причине неправильного указания этого кода банк не может. Равно как нельзя не принимать платежку с ошибками в других полях, например в ИНН плательщика.
Направим почтой
Но в конце рабочего дня спорить с операционистом банка по поводу отказа в приеме неправильно оформленной платежки бесполезно. Все равно он ее не примет - таково распоряжение руководства. А самого руководства в это время, как правило, уже нет на месте. И тут возникает вопрос: а можно ли отправить платежку в банк по почте? Тогда дата представления платежного документа будет определяться по почтовому штемпелю (ст. 194 ГК РФ). А значит, и налог будет считаться уплаченным в срок. Ведь поручение было предъявлено в банк вовремя и при наличии денег на счете (ст. 45 НК РФ). Хочу обрадовать читателей: отправить платежки почтой можно. Правда, про это должно быть прямо сказано в договоре на банковское обслуживание. В то же время помните, что банк, получив по почте неправильный документ, вполне может и не принять его к исполнению. И в таком случае налоговики скорее всего будут считать, что обязанность по перечислению налога не исполнена. Это приведет к возникновению недоимки и начислению пеней. Но судебная практика в схожих ситуациях все-таки поддерживает налогоплательщиков. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа отметил следующее. Неправильное указание КБК не является основанием для того, чтобы считать налог неуплаченным и начислять пени. Но в платежном документе должны быть правильно указаны остальные реквизиты. Такие как назначение платежа, бюджет, в который подлежит уплатить налог, и название налога (Постановление от 29.12.2004 по делу N КА-А41/12412-04).
Сами виноваты
И в заключение хотелось бы затронуть вот какой момент. Предположим, вам удалось сдать в банк платежку с ошибочным КБК. Причем ошибка вышла из-за того, что коды поменялись, а плательщик не знал этого. В результате деньги попали неизвестно куда. Кто будет отвечать за это? Как мы уже выяснили, банки не обязаны проверять правильность указания КБК. Не обязаны они и извещать клиентов об изменениях кодов. Зато такое извещение является обязанностью налоговиков. Так, налоговые органы обязаны в письменной форме бесплатно информировать плательщиков о порядке уплаты налогов и сборов (пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Кроме того, налоговики должны предоставлять информацию плательщикам по заполнению расчетных документов на перечисление средств в бюджет (п. 3 Приказа Минфина России от 24.11.2004 N 106н). Казалось бы, найдено лицо, которое должно возместить ущерб плательщику в виде пеней, начисленных из-за указания старого КБК. Отвечать должны налоговики, поскольку они не исполнили свою обязанность по информированию. Но, к сожалению, доказать такое неисполнение очень сложно. Ведь в Приказе Минфина России от 24.11.2004 N 106н не сказано, каким образом инспекторы должны извещать организации о смене КБК. Налоговики ограничиваются тем, что размещают реквизиты на стендах и сайтах. А это значит, что подтвердить, какая информация там была на момент перечисления налога, практически невозможно.
Н.А.Шестаков Начальник юридического управления КБ "Единственный" Подписано в печать 19.08.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |